10 секретов впечатляющих текстов

Николай Кононов, главный редактор журнала «Секрет фирмы» встретился с молодыми журналистами Перми на форуме Breaking Good. На мастер-классе автор книги «Автор, ножницы, бумага» поделился десятью секретами сильного текста (хотя в самой книге их 14).

Правило 1. Говорить по делу.

В моей книге этому посвящена одна глава, а у Максима Ильяхова вся книга об этом.

Правило 2. У текста должна быть четко сформулирована тема.
Правило 3. Текст должен начинаться и заканчиваться максимально броским, затягивающим, поражающим фантазию эпизодом.

Первая сцена истории должна бить наотмашь, чтобы читатель больше не встал, а дочитал ее до конца. Экспозиция – это живой эпизод, в котором задаются обстоятельства, то есть  - о чём это всё. И это первые несколько абзацев. Затем пойдёт обобщение и анонс, о чем вы прочитаете дальше. На этом интро заканчивается. Оно может быть длиннее пары абзацев, если сцена очень захватывающая. Сами абзацы при этом не должны быть большими.

Если это не история, а, например, колонка, то это должен быть парадокс, который привлекает внимание и заставляет читать дальше.

Правило 4. У текста обязательно должен быть кикер (последняя часть текста, которая выводит историю на новый уровень).

Например, в виде ответа на вопрос, о чем была вся эта история. Это правило относится к сложно устроенным текстам, а не новостям или подборкам.

Правило 5. Герои должны говорить, как живые люди, а не как манекены.

Я имею в виду, что нужно учиться точно снимать человеческую речь – со всеми словами-паразитами, оборотами, и делать это надо в точности, не выхолащивать её, не устраивать литературную редактуру речи вашего героя. Очень часто речь человека, как и его одежда, или какие-то другие детали из его жизни, которые вы заметили, говорят очень много о нём. Даже если человек говорит диким канцеляритом – оставьте это.

Правило 6. Люди не просто должны говорить, как люди, они должны выглядеть и двигаться, как люди.

Запишите ровно то, что вы увидели. Меньше прилагательных, больше сильных глаголов в описании. Прилагательные придают окраску, часто портят текст и манипулируют читателем. Сильные глаголы, наоборот, хорошо описывают происходящее. Эти глаголы должны быть разнообразными. Если вы описываете не людей, а обстоятельства, нужно очень четко видеть детали. Прочитайте хотя бы первые 20 страниц «Колыбельной» Чака Паланика, где он описывает работу репортера. Потом из деталей складывается более полное понимание истории.

Правило 7. Чем короче и дробнее, тем лучше.

Всё, что можно запихнуть в ссылку, поставьте в ссылку. Лучше напишите «если вы хотите узнать подробности, нажмите здесь», вместо того чтобы нагружать текст. В этом смысле очень трудно перестраиваться тем, кто начинал работать с печатными изданиями, в информационных агентствах и в целом в традиционных журналистских коллективах. И вообще читайте поменьше прессы, читайте блоги и другие источники. Как арт-директоры и дизайнеры должны быть очень насмотренными, так и автор – начитанным. Личный стиль никогда не формируется только на основе личного опыта, это всегда переработка прочитанного.   

Правило 8. Учитесь сначала произносить текст, а потом его записывать.

Кратчайшая дорога к тому, чтобы научить писать – научитесь хорошо рассказывать. Сначала нужно оригинально сформулировать то, что вы хотите рассказать, потом научиться рассказывать это кому-то другому, и, наконец, не стесняться записывать голоса в своей голове, то есть перекладывать звучащий в голове текст в печать.

Правило 9. Не злоупотребляйте диалогами.

Побольше прямой речи можно делать только, когда это жанр монолога. Как вы знаете, у сценаристов даже есть отдельная специальность – человек, который пишет диалоги.

Правило 10. Отпустить себя и написать историю максимально доступным и понятным языком.

Когда вы допишете текст, тогда редактируйте его. Саморедактура – это, конечно, не миф, а реальность. Идеальная ситуация – представить себе, как будто вы пишете письмо другу или сообщение в мессенджере. То есть нормальное обычное объяснение, а все избыточности выкинете оттуда потом. Не надо редактировать абзацами, лучше сесть и написать все сразу.

4 вопроса самому себе после написания текста:

- убедился ли я, что собрал всю информацию и правильно ее понял,

- классные ли у текста интро (вступление) и финал,

- корректно ли я привел прямую речь и не переврал ли слова других людей,

- хорошо ли в целом проведен фактчекинг.

Перед написанием текста подготовьте план структуры истории:

Интро – втягивающий эпизод

Главки по сюжетам (каждый абзац – это поворот сюжета)

Вывод в конце главы

Финал и постскриптум

Фото: secretmag.ru, abc-transcript.ru, aptxt.com

Июн 20, 2017

Это случилось в июле 2017 года

Как живет газета выселовского района краснодарского края «Власть Советов» рассказала ЖУРНАЛИСТУ главный редактор издания 

Email-рассылки, нативная реклама, платная подписка и клубная модель — медиаэксперт Андрей Мирошниченко разобрал последние...