10 советов стажёрам-журналистам

Или как получить job offer сразу после летней практики

Будем рассматривать стажировку как возможность попасть на постоянную работу. Если такую цель не ставите, дальше не читаем. Получили справку о прохождении (большинство редакторов добрые, они подмахнут) — и бегите в парк кататься на лонгборде. Если настроены серьезно, продолжаем разговор.

Стажировка — это набор очков. Собрал проходной балл — предложат остаться в коллективе. Дефицит хороших кадров есть! Попасть можно куда угодно, даже в «Комсомолку». И вот почему. Редактору нужно регулярно выдавать качественный контент. Но сам он все написать не может. Если сотрудники хорошие, редактор может работать не по 12, а по 8-10 часов в день. Это его мечта: жить нормальной жизнью — с досугом, спортом и нормальным сном. Если вы классно работаете, редактор на шаг ближе к этой мечте. И вжух — у вас уже есть рабочее место и зарплата.

Но просто так и прямо сразу ничего не получится. Потенциал надо проявить. И при этом не накосячить в других местах. Вот вам топ-10 советов. Можно было бы написать в стиле «Вредных советов», но мне лень. Я ж редактор.

 

1   Идите туда, где вам интересно

В идеале — туда, где низкая конкуренция и много платят. Но второе нереально, потому что вы не знаете, что, где и как. Так что интерес — на первом месте. Не нравится политика, к черту ее. Не любите светскую хроник — и не надо. Но не будьте заложником стереотипов. Обычно все студенты хотят писать про «социалку» или «общаться со звездами». В этих отделах у вас нет никаких шансов. Для первого вы слишком молоды, чтобы «сечь фишку», а во втором случае всё держится на личных контактах, и вы вряд ли выживете в этом «клубке змей». Выберите для начала отдел попроще. А потом горизонтально передвигайтесь по редакции.

 

2   Обезьянничайте

Копируйте стиль и формат того издания, где работаете. Это легко. Надо просто почитать эту газету/журнал или послушать/посмотреть передачи. Не попадаете в стиль — плохо. Не понимаете, какие темы нужны — тоже плохо. Будете упорно навязывать редактору неформатный материал — очень плохо.

 

3   Соблюдайте технологию

Смотрите, как устроены тексты. Сказано: «нужна рубрика, заг и подзаг, подпись автора должна стоять в начале и должна быть написана заглавными буквами, нужно минимум три мнения разных экспертов» — так и делайте! Не заставляйте редактора переделывать, переставлять и удалять. Это должны делать вы. Зачем из-за пустяков терять очки?

 

4   Приходите вовремя

Или даже чуть раньше. Представьте, что это ваша реальная работа. На нее надо приходить тогда, когда удобно редактору. Вот он вернулся с планерки и хочет раздать задания, а отдел пустой (журналисты такие непунктуальные) И тут — хоп! — сидит стажер, готовый на все. И так каждый день! Мечта редактора. Сможете прибавить себе ещё один плюсик.

 

5   Делайте всё быстро, но качественно

Опытные штатные сотрудники уже научились упрощать себе жизнь. Знают, как оперативно достать комментарий или статистику. Вам на это нужно больше времени. Поэтому не расслабляйтесь и не отвлекайтесь, чтобы оставить коммент в Instagram или посмотреть видео в YouTube. Получили задание — сразу же начинайте его выполнять. Сдавайте материал не впритык к дедлайну и максимально хорошего качества. Если там окажется полная ерунда, а до сдачи номера — меньше часа, вам конец. Не доводите до греха.

 

6   Соглашайтесь на любые задания

Ну, почти на любые. Редактор умный (не всегда, но часто), ему виднее. Ну и вы ещё «дух» — черновую работу самые молодые и выполняют. Это ваш крест, хоть и временный. Смиритесь. Самое главное — выясните, что конкретно от вас хотят. Будет плохо, если вы принесете не то, что требовал начальник.

 

7   Спрашивайте совета, но не надоедайте

Редактор или старшие товарищи (многим вы не конкурент, а потенциальный коллега, потому что работать в сильной команде приятнее) подскажут, кому лучше позвонить и где можно найти нужную цифру. Но не надо отвлекать начальника или коллегу каждые 15 минут по любой мелочи. Набралось 3-5 вопросов — запишите их, чтобы не забыть, потом спросите оптом. Тайм-менеджмент и уважение рулят.

 

8   Выполняя задание, будьте внимательны к деталям

Вам может казаться, что к делу они не имеют отношения. А они имеют. Типичная картина: редактор читает текст, задает уточняющий вопрос, а вы не знаете, что сказать. Так не должно быть. Да, вы можете не придать значения нюансам, но вы должны знать, как и где все быстро уточнить. Цены вам тогда не будет.

 

9   Инициируйте процесс

У вашего редактора вагон дел, ему не до вас. Если будете ждать от него задания, так в Facebook всю стажировку и проведете. Ищите темы, ищите героев, будьте полезными. Предлагайте новые фишки, которые улучшат работу отдела. Если идей пока нет, хоть каталог материалов отдела составьте — всё польза. Повышайте квалификацию. Читайте профильные журналы и книги. Если работаете в отделе культуры — станьте культурным. Попали в отдел экономики — учитесь считать и для начала осильте хотя бы Economics.

 

10   Выбирайте редактора, настроенного на обучение

Такие есть. Если он хочет передать вам знания, а вы готовы их брать и применять, у вас отличный тандем. Оправдаете его ожидания — получите не только опыт, но и место в штате. Если редактору плевать на то, как вы пишете, и на темы, которые предлагаете, лучше найти другое место для стажировки. Тут у вас шансов нет.

 

Считайте, что каждый из этих пунктов может дать вам максимум 10 очков. Наберете в сумме больше 80 — ваши шансы на трудоустройство очень велики. Удачи!

P.S. Из всех стажеров, прошедших через наш отдел за 7 лет (в общей сложности около 15 человек), прижился только один. Девушка напрочь провалила совет №4, также есть большие вопросы к №5 и №8. Зато за пару месяцев она с нуля набрала 400 подписчиков в нашем паблике в Telegram. Мне кажется, я не ошибся.

Фото: shutterstock.com

мая 18, 2017
Экономика государственного издания зависит не от лояльности учредителей, а от конкурентоспособности.
Даже федеральные телеканалы все чаще скатываются на бульварный уровень
Индийские СМИ ломают подход к иллюстрации сексуального насилия