А.ОВЧИННИКОВ. Зачем мордовской газете троллейбус и орбитальная станция?

Зачем мордовской газете троллейбус и орбитальная станция?

Еженедельник "Столица С" издается в столице Мордовии -Саранске с 1992 года. На сегодняшний день газета имеет тираж - 43 тысячи экземпляров.

"Столица С" уже десять лет прочно удерживает лидирующие позиции на рынке печатных СМИ Мордовии. Но, как известно, не так трудно завоевать победу, как суметь ее удержать в руках. Оказалось, что мало создавать интересные и неожиданные материалы из жизни республики. Нужно еще принимать непосредственное участие в общественно-политической жизни, быть ОБЩЕСТВЕННЫМ ЯВЛЕНИЕМ. Рекламных плакатов у автодорог, роликов на телевидении на тему "Мы - лучшие!" сегодня недостаточно. Само слово "реклама" вызывает стойкое отвращение у читателей. А быть постоянно на слуху и заметно отличаться от других изданий хочется. Оказалось, что это очень просто. Нужно было всего лишь помочь людям радоваться мгновениям жизни! 

Создавать людям хорошее настроение с помощью журналистских акций стало одной из постоянных традиций "Столицы С". Наши акции, помимо рекламной, преследовали и еще одну цель: через призму некоей игры исследовать отношение общества к тому или иному явлению. А что еще нужно журналисту, как не качественный исследовательский материал для статьи? 

Как Саранск скидывался на орбитальную станцию

Отправной точкой к работе над вылазкой в народ порой становятся события, никоим образом не связанные с территорией Мордовии. Взять, к примеру, факт затопления орбитальной станции "Мир" в 2000 году. Читатели завалили редакцию рассуждениями об окончательной утрате Россией своих позиций в космосе. Но так ли на самом деле население волнуют проблемы нашего космоса?

В День космонавтики на Центральном рынке Саранска появился наш журналист. На его груди висела табличка с надписью: "Подайте, кто может, на российский космос!" В руках - обычная шапка. Люди подходили, выспрашивали, вспоминали Гагарина, Королева, прочих героев, но на просьбы поделиться мелочью начинали что-то говорить о коммунальных платежах и задержке зарплаты. Как это ни странно, но представители Северного Кавказа, торгующие фруктами, охотнее расставались с деньгами. За час работы мы собрали что-то около 21 рубля. Но акция на этом не кончилась. Узнать расчетный счет ракетостроителей не составило труда и в тот же день все, до копейки, ушло в НПО "Энергия". А в газете появился соответствующий материал и копия счета. Еще некоторое время наше имя мелькало на страницах центральных газет, которые рассказали об оригинальной идее провинциальных журналистов. 

Как мы отмыли Ленина от грязи

22 апреля многие помнят как день рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Ни одна газета в советские годы не могла выйти без передовицы, посвященной этому событию. Времена изменились, "Столица С" - газета независимая и не страдающая приверженностью к какому-либо политическому сословию, но все же - что нам мешает еще раз поиграть с читателем, как говорят, в "интерактиве"?

Как и во всяком уважающем себя городе России, центральную площадь Саранска украшает мощная скульптура вождя. Вот эта статуя и привлекла наше внимание. Выяснилось, что последние лет двадцать никто из городских чиновников и не думал о том, чтобы очистить Ленина от грязи. В прямом смысле. 

Договориться с организацией, в ведомстве которой есть автовышка, не составило большого труда. Ее начальник только приветствовал акцию и в назначенное время спецавтомобиль с журналистами "Столицы С", вооруженными ведрами, щетками и тряпками, подъехал к постаменту. Акция началась. Горожанам было предложено сесть в люльку и поучаствовать в процессе. 

Независимо от возраста и взглядов на жизнь, никто и не подумал отказать. И через час главный саранский Ленин сиял, как новенький...

Пушкин простил безбилетников

Поводом для следующего поступка наших журналистов стала обида на общество. Вспомните, как славно Россия отмечала 200-летие со дня рождения поэта Пушкина. Дни считали, праздники закатывали. Но вот Пушкину стукнуло 201, а потом и 202 года - вспомнили об этом немногие. И мы отважились напомнить маленькой республике о 203 годовщине великого поэта. Опять же - во взбудораживающей общество форме.

...В день рождения Александр Сергеевича на одной из остановок общественного транспорта Саранска стояли контролеры. Обычная, рутинная работа. Выволакивали из салона безбилетников, но вместо традиционных требований заплатить штраф, подводили их к одиноко сидевшему на остановке... Пушкину! Его роль исполнял журналист "Столицы С" (грим и костюм нам одолжил местный драматический театр). К великому удивлению "зайца", ему предлагали искупить свою вину не деньгами, а стихотворением именинника. Проштрафившийся переставал бубнить про отсутствие средств и с воодушевлением вспоминал школьную программу. На одного такого товарища это так сильно подействовало, что спустя время он прислал в газету благодарственное письмо и копию подписного купона. А еще через несколько дней позвонил и сообщил, что приобрел проездной билет...

Троллейбус "Апполошка" радуется горожанам

Самым серьезным и долгоиграющим проектом "Столицы С" стала акция "Детский троллейбус", благополучно завершившаяся летом 2002 года. 

Задумка была грандиозной - объявить конкурс детского рисунка, победители которого должны были собственноручно разрисовать борта самого настоящего троллейбуса самыми настоящими масляными красками. 

Разумеется, одними лишь своими силами мы справиться не могли. Поэтому в спешном порядке начали поиск партнеров по акции. 

Первым обрадовался нашему предложению один из бизнесменов-оптовиков. В обмен на его 60 килограммов краски мы предложили в течение всей акции размещать рекламу его фирмы в нашем издании со скидкой (впоследствии он стал постоянным рекламодателем).

Вторым в списке был начальник саранского транспортного управления. Муниципальный транспорт, как правило, убыточен, и порой у служб нет средств даже на покраску машин. А тут - бесплатная краска!

После того, как акции присоединились министерство культуры Мордовии (призы и подарки) и управление ГИБДД республики (один борт троллейбуса должен был "нарядиться" в детские рисунки на тему безопасности дорожного движения плюс подарки), проект принял республиканский масштаб. 

Почти полгода дети со всей Мордовии заваливали редакцию изображениями зверушек, солнышек и светофоров. Комиссии, в состав которой вошли представители "Столицы С", вышеперечисленных структур и два члена Союза художников России, предстояло немало потрудиться, выбирая из сотен рисунков самые-самые.

Параллельно со сбором рисунков, газета постоянно освещала подготовку конкурса, печатала мнения горожан, чиновников о самом веселом троллейбусе в России. Ажиотаж детей и их родителей был подогрет материалами о водителях, которым предстояло управлять рогатой машиной, и о заседании комиссии. 

По сценарию апофеоз конкурса - раскраска троллейбуса - предполагалась на центральной Советскую площадь. Однако погода внесла свои коррективы - в финальный день начались дожди и, естественно, никакой речи о транспортировке машины через весь город быть не могло. В спешном порядке идею пришлось модернизировать. Троллейбус был оставлен в сухом депо, туда же подтянулись и 30 победителей с родителями. Один из водителей счел нужным лично присутствовать при акции. Журналисты изрядно переволновались: одно дело, когда ребенок рисует на горизонтальной поверхности бумаги акварелью, другое - на вертикальной масляными красками. Получится ли?

Художники, помогавшие нам, разбили площадь бортов на секторы, и дети в течение почти 5 часов разрисовали троллейбус. Но после того, как он выехал из ангара по толпе собравшихся механиков пробежался восхищенный шепот. Вопреки нашим ожиданиям, рисунки не "поплыли". Водитель "Апполошки", именно так дети назвали "свой" троллейбус, посадил всех участников в салон и проехал два круга по территории депо. Невозможно описать тот восторг, с которым дети с пирожными во ртах и подарками в руках, ехали на СВОЕМ троллейбусе. 

Уже на следующий день, 16 июня, "Апполошка" выехал в свой первый рейс по городским маршрутам. Результаты превзошли все наши ожидания - этот троллейбус стал своего рода городской достопримечательностью. При случае, его показывают приезжим делегациям и на вопросы об авторстве идеи отвечают: "А это наши газетчики из "Столицы С" побаловались..."

Позже оказалось, что этой акцией мы, сами, не зная того, добились еще одного положительного результата. Водитель устал отвечать на вопросы пассажиров, и опять же по своей инициативе целый месяц через динамики в салоне рассказывал людям о журналистах еженедельника "Столица С", благодаря которой в Саранске теперь есть "Апполошка". Кроме того, выручка кондуктора на этом троллейбусе возросла в несколько раз. Женщина, чья зарплата напрямую зависит от количества проданных билетов, с недоумением констатировала, что только в салоне этой машины ей никто не грубит и не посылает в известном в России направлении на требование оплатить проезд.

Вот и верь после этого людям, утверждающим, что "спасибо" в карман не положишь. Положишь... Как мы подметили, после проведения подобных жизнерадостных акций, количество наших подписчиков заметно возрастает. Это ли не человеческое "спасибо", положенное в наш, редакционный карман?

Алексей Овчинников,
заместитель шеф-редактора
еженедельника "Столица С"

Контакты: Тел./факс: (8342) 32-74-33,
32-73-88.
E-mail: stolica@moris.ru
http://www.stolica-s.com

Страница №: 
63