Безопасность цифровой компетентности

Сегодня медиа и важный социальный институт, и среда индивидуального общения, и пространство коммерческого распространения контента

В медиапространстве мы встречаем нового человека — человека цифрового будущего, человека медийного. Мы сами и наши дети сталкиваемся с огромным объёмом информации в социальных сетях, реальный мир школьника дополняется его виртуальным существованием в интернете. Как показывают недавние трагические события, виртуальность может содержать серьёзные угрозы, вплоть до гибели замещающих ею реальный мир.

Что делать? Запретить пользоваться гаджетами? Разрешить и ждать, пока ребёнок чему-то научится? Искать конструктивные пути в новой реальности, создавая нормы поведения в ней? Обучать, но так, чтобы в медиасреде школьники чувствовали себя уверенно и могли реализовывать свой творческий потенциал?

Следует напомнить, что термин «медиаобразование» признан не всеми. На первый взгляд, он предполагает образование общественности при помощи медиа. С другой стороны, он трактуется и как образование в сфере медиа. В этой ипостаси медиаобразование имеет три важные цели:

  Создание информационной безопасности ребенка, который, оставаясь один в этой среде, сам должен включать механизмы защиты.

•   Воспитание информационной и медиакультуры.

•   Медиаграмотность, предполагающая формирование знаний и навыков, призванных помочь жить в медиасреде, используя её для саморазвития.

Пять лет назад факультет журналистики, в сотрудничестве с управлением образования города Углича провел опрос старшеклассников (всего около 700 человек), что послужило началом долгосрочного исследования медиапотребления школьников. Мы выясняли, что дети читают, слушают, смотрят, кто для них авторитет в медиа и жизни вообще, как они выстраивают коммуникативные практики. Кроме этого, мы проводили глубинные интервью с родителями и учителями Углича. Позже в исследование включились представители школ Москвы, Воронежа, Якутска, Перми, Калининграда.

Исследование показало, что дети не просто пользуются новыми медиа, они живут с ними. Они читают меньше газет и меньше времени отводят телевидению, чем их родители. Кроме того, если педагоги, предлагающие школьникам работать с интернетом, обладают высокими цифровыми компетенциями, они пользуются большим доверием, чем родители. Согласно нашим данным, книги и учебники сохраняют значимость после интернета — самого важного источника информации. И, наконец, родители часто оказывают меньшее влияние на детей, чем интернет, книги и друзья.

Школьники уже «ушли» в социальные сети, в новые коммуникационные практики обмена информацией. Учителя, университетские преподаватели, да и родители должны идти за ними, формируя и постоянно повышая свою медиаграмотность. Следует учиться работать с информацией, критически воспринимать информационные потоки, уметь защитить себя в медиасреде. Медиаобразование — это и позитивное, и негативное регулирование. Оно предполагает формирование определенных, в первую очередь внутренних, запретов и рамок, и при этом конструктивное развитие творческих способностей.

Во многом этот взгляд идеалистичен, но без установления новых правил жизни в интернете нам не справиться с теми угрозами, которые формирует цифровая среда. 

Фото: shutterstock.com

Апр 18, 2017

В прошлые кризисы (2007-2009 и 2011) больше говорили о бизнес-моделях и «спирали смерти», в которую спускаются традиционные,...

Мем #меняневзяли, строго говоря, в первую очередь флешмоб

Не впервые читаю публикации школьников, работы, вышедшие в финал Российского национального юниорского водного конкурса, который...