Ника Набокова: «В блогосферу идут все, кому не лень»

Блогеры Ника Набокова и Олег Денисенко рассказали участникам форума СМИ Северо-Запада о жизни и работе

ХV форум СМИ Северо-Запада «СеЗам» завершился в петербургском Доме журналиста 27 октября. На молодежной секции «Карьера и карьеризм в медиасфере» популярные российские блогеры Ника Набокова и Олег Денисенко рассказали, как поменять один айфон на тысячи подписчиков, где искать таблетку от всех проблем и куда стоит идти — в блогосферу или журналистику.

 

Лавочка по продаже всего чего угодно

Два гостя прекрасно дополняли друг друга: творчество Ники — о женах и любовницах, творчество Олега — о мужчинах. Молодых людей вести блог побудила личная жизнь (у обоих число подписчиков в Instagram уходит за сотни тысяч). Теперь блогерство — не просто забавное хобби, а серьезное, трудоёмкое дело. Кроме него Ника занимается психотерапией, а Олег — консалтингом.

И Ника, и Олег слово «блогер» не любят. Нике кажется, что оно связано с «трешем, хардкором», и девушка смущается, когда её так называют. Ника закончила журфак СПбГУ, завела блог после проблем в личной жизни, продвигала себя сама. Набрав 50 тысяч подписчиков, приняла предложение издательства опубликовать книгу.

— Мне кажется, я делаю что-то большее, чем просто веду какой-то блог, — объясняет Ника. — Я всегда хотела книгу, а остальное уже само срослось.

Кроме того, она с сожалением отмечает, что Instagram, изначально платформа для избранных, превращается в «лавочку по продаже всего чего угодно». Поэтому «блогером» называться не хочется.

Блогерство — не просто забавное хобби, а серьезное, трудоёмкое дело. Кроме него Ника занимается психотерапией, а Олег — консалтингом

Схожие мысли и у Олега. Он подчеркивает, что к слову «блогер» относится нормально, но себя называть так не любит — слишком широкое понятие. Он начал писать из интереса, затем увлечение превратилось в бизнес: «Все идут в блогерство, чтобы зарабатывать, это уже не просто самореализация. А реализация у меня случилась, когда было десять тысяч подписчиков. Тогда действительно писал от души. Потом какие-то рамки появились, мне сказали: "Ты — блогер, есть определённые механизмы, система, и ты должен быть в этой системе". И это уже становится профессиональной деятельностью».

На взгляд Олега, история блогосферы началась еще с «Живого Журнала», некоего подобия публичного дневника. По задумке Instagram близок к нему, но сейчас превращается в платформу для продвижения. Хороший способ — розыгрыши приза для подписчиков: «Всё просто. Организатор предлагает нескольким блогерам совместно купить айфон и разыграть его. Участники должны подписаться на всех блогеров в течение трёх недель — так блогер получает себе аудиторию, которая после конкурса от него отписывается. Но за эти три-четыре недели люди смотрят на блогера, оценивают, насколько он интересен. И чем он интереснее, тем меньше людей от него отпишутся».

Олег смотрит на блогосферу как на способ быстрой раскрутки и заработка и предполагает, что в будущем большинство будет заказывать рекламу именно у блогеров — это начинает происходить уже сейчас.

Простой рецепт

— В социальных сетях специфичная аудитория, она довольно низкого качества, — говорит Ника. — У меня основная проблема в том, что пишу длинные тексты, а люди не хотят их читать. Начинают прилетать всякие «Ой, а что, нужно нажать на ссылку, чтобы дочитать текст?..» Люди хотят, чтоб им выдавали максимально сжатую информацию и желательно — простой, понятный рецепт, как им жить.

— Ника правильно сказала, все хотят, чтобы было ёмко и с конкретным советом — с таблеткой, — поддерживает коллегу Олег. — Типа «дайте мне таблетку, я её съем и всё у меня получится». Но такого не бывает, это, конечно, обман.

В блогах Ники и Олега нет одного решения для всех проблем, как мечтают читатели, но есть советы личного характера. Кроме того, Олегу часто пишут с просьбами помочь разрешить какую-то ситуацию, а Ника проводит сеансы психотерапии:

Честно говоря, сравнивая психотерапевтическую деятельность и публичную, я поймала себя на том, что всё равно то, что происходит на сеансе, — это реально круче. Когда ты что-то раскапываешь в человеке, когда вместе с ним понимаешь, в чём его проблема и откуда "растут ноги", когда видишь, как человек начинает меняться, — это просто какой-то космос.

Ника советует людям, которые задаются вопросом «что делать?», сначала спросить себя: «чтобы что?..»

Олег же считает, что «решать свои проблемы, исходя из опыта людей, которые с ней сталкивались, — не совсем верно». В то же время блогеру, по мнению Олега, не обязательно испытывать всё на себе. Советы блогеров схожи с советами врача, но, по их словам, «чтобы лечить сумасшедших, не надо быть сумасшедшим». Достаточно быть наблюдательным.

 

Пахота

Особой темой беседы стала проблема выбора между журналистикой и блогерством. Ника считает, что журналистика — профессиональная, объективная деятельность, а блог — отражение внутреннего мира, здесь часто навязывается точка зрения автора. «В блогосферу идут все, кому не лень», — утверждает девушка, но в то же время считает, что и в журналистике теперь настала пора «тотального непрофессионализма». По мнению Ники, качественные СМИ и блоги «не в почете», потому что люди хотят отвлечься от жизненных проблем. Но хорошие журналисты всегда нужны, поэтому «если горишь — то вперёд». При этом девушка предупреждает, что в любом случае надо быть готовым «впахивать»: «Я сама — площадка для продажи своих книг, плюс есть доход с консультирования и сторонних проектов, — делится Ника. — Я очень много работаю. Реально, это пахота».

— Блогерство — это канал продвижения. Или сначала хобби, а потом канал продвижения, — говорит Олег. — Потому что когда дело занимает больше времени, чем хотелось бы, должна появляться отдача, иначе выгораешь. Я на блоге зарабатываю, но туда же и вкладываю. Не знаю, станет ли это профессиональной деятельностью, зависит от того, смогу ли я реализовать все свои задумки.

Гости сошлись во мнении, что ради денег в журналистику, в отличие от блогосферы, идти не стоит. Ника предостерегает желающих стать блогерами от стремления испробовать всё на себе, чтобы быть ближе к читателю: «Жизнь не должна зависеть от интересов аудитории, прежде всего важна я, медийный образ вторичен». Её совет — пробовать себя, бежать не за прибылью, а за самореализацией:

— Я почти всю жизнь строила карьеру. И пришла к тому, что карьера бывает разного вида и что горизонтальный рост не хуже вертикального. Когда я перестала ставить что-то во главу угла, а начала заниматься всем, чем хочу, стало легче. Главное — постоянно повышать свой профессионализм.

Олег, рассуждая в своём блоге, пришёл к необычному мнению: стресс мужчину закаляет, а женщину разрушает, потому что женщина рождена раскрывать то, что ей и так дано, а мужчина — приобретать. Потому главный совет гостя форума — получать удовольствие от дела. От этого должен зависеть и выбор деятельности. Ника повторяет его мысль: «Главное — я».

Фото: Мария Кузьмишина

Окт 30, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с