Брюссель как идеальная фотография: опыт фрилансера из России

Фрилансер Елизавета Дмитриева о том, какие преимущества дает работа в чужой стране, что она думает о современной фотоиндустрии и почему Брюссель  —  это центр смыслов и возможностей

Елизавета Дмитриева несколько лет назад окончила журфак МГУ и переехала из России в Бельгию работать фотографом-фрилансером. Теперь девушка снимает для двух главных конкурентов  —  газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости». Она работала на месте трагедии во время брюссельских терактов в марте 2016 года, часто делает репортажи на политическую тему и занимается собственными проектами на фрилансе.

 

Почему вы выбрали Брюссель для работы и жизни?

— Есть такая шутка среди эмигрантов, что Брюссель любят потому, что рядом Париж, Лондон, Амстердам и другие столицы. Здесь приятно глазу (не стоят хрущевки в самых неожиданных местах, как в Москве, например) и дышится легко (воздух очень чистый). Если серьезно, то Брюссель  —  это как идеальная фотография информагентства. Здесь сконцентрированы смыслы со всей Европы, можно встретить невероятных людей из любой точки планеты с чрезвычайно интересными историями. Поэтому для фотографа Брюссель  —  это любопытное место. Пару лет здесь стоит пожить каждому.

 

Сложно ли иностранному фотографу выдерживать конкуренцию с местными?

— Нет, наоборот, если фотограф, работает не в той стране, где он родился, то его взгляд часто будет выхватывать что-то менее очевидное и скрытое для притертого глаза местного жителя. Важно только говорить с людьми на их родном языке и понимать их — это необходимость. Во всем остальном у иностранных фотографов есть некое любопытство ко всему новому, что для местных давно потеряло всякий интерес.

«Сладкая жизнь». Париж, Франция

Много ли возможностей в Брюсселе для профессионального развития как фотографа?

— Полно. Здесь приходится быть «скульптором»  —  отсекать ненужные возможности и оставлять только необходимое. Это средоточие интересных историй, людей, организаций, это мультифруктовый сок  —  подойдет для людей с абсолютно разными вкусами.

 

Вы делаете фоторепортажи на политическую тему. Как вы ловите моменты? Как поймать эмоции политика?

— Мне не очень интересно ловить выражения лиц говорящих людей (выражения и эмоции, особенно у политиков,  —  это «две большие разницы»): такие снимки нужны только для газетных публикаций. Если что-то и надо ловить, то интереснее ловить ситуации, включающие в себя игру света, иллюзий, отражений, наделяющие реальность дополнительными противоречивыми смыслами  —  и вот это делать действительно захватывающе! Это, по большому счету, похоже на работу политиков или дипломатов  —  донести главную мысль между строк. Снимая политиков, я как бы использую их же приемы для моих фотографий. Фото  —  это мостик между искусством и журналистикой.

«Большие запросы». На конференции Мартина Шульца, Брюссель

Что вас вдохновляет в фотографии больше всего и почему вы сосредоточились именно на этом способе передачи информации?

— Фотожурналистика для меня  —  это уникальное средство выражения, она как мостик, соединяющий субъективное искусство и объективную журналистику. Мне интересно быть журналистом: честно и непредвзято расследовать проблемы общества, рассказывать истории людей, мне интересна социология. Но в то же время, я ощущаю в себе потребность выражать свои чувства и эмоции, свои мысли по поводу происходящего, и делать это с определенной долей эстетики.

Это может удовлетворить только фотожурналистика. Возможности камеры никак не ограничены  —  увиденное воздействует на чувства зрителя, может как бы встряхнуть, разбудить его.

 

Вы сотрудничаете с российскими газетами «Ведомости» и «Коммерсантъ». Имеет ли значение в данном случае тот факт, что это два главных конкурента в своей отрасли?

— Да, это и правда так, но если ничего ни от кого не скрывать и не переходить этические границы, то не будет никаких проблем. Лучше всего делать разные съемки разных событий для разных СМИ. К тому же в фотожурналистике не так важно, какие отношения между СМИ, важно, какие отношения между фотографами и их фотографиями  —  это отдельный мир для меня, там конкуренция работает по своим законам.

Публикации «Ведомостей» и «Коммерсанта» с фотографиями Елизаветы Дмитриевой

Может ли фотография объективно представить событие или человека или она всегда субъективна? Стремитесь ли вы выразить свое отношение к герою фотографии на снимке? Каким вам важно показать героя?

—  Мне кажется, в жизни нет ничего объективного, даже цифры без сравнения не будут иметь объективного значения. Да, я пытаюсь сначала узнать как можно больше фактов о героях или событиях, которые буду снимать, а потом снимаю чувствами, держа в голове факты. Настоящим  —  это значить одновременно таким, каким он видит себя, и таким, какой он кажется со стороны.

 

Часто говорят, что сегодня порой важнее упаковка, нежели содержание. Работает ли эта фраза в области фотографии? Как современный фотограф должен презентовать себя, чтобы быть востребованным?

—  Думаю, что до определенного уровня мастерства упаковка может иметь значение, но если человек хочет достичь высот профессии, то там уже роль играет только содержание  —  там люди уже не купятся на красивый сайт или список клиентов. Мне интересно стремиться именно к этому уровню.

«Житель дома престарелых рядом с Москвой». Россия

Я верю в то, что фотографам повезло  —  нам можно не очень плотно заниматься самопрезентацией, достаточно просто выложить снимки на стол или повесить их на стену и подождать реакции.

 

Какие современные инструменты вы используете в работе?

— Я минималист в этом смысле  —  у меня есть только Photoshop, иногда я делаю инфографику в онлайн редакторах, я пользуюсь Instagram (больше для себя, чем для работы). Я пытаюсь снять или написать так, чтобы почти не требовалось никакой обработки. Это все то же стремление к концентрации. 

 

Как часто вы участвуете в проектах на фрилансе?

— Я пока только фрилансом и живу. И это не только проекты  — я снимаю события, посылаю в газеты снимки, договариваюсь о текстовых материалах и отправляю их… Это такая текучая повседневная жизнь, где инициатива исходит всегда от тебя  —  мне кажется, это прекрасно! Не нужно ничего выбирать и идти на компромиссы  —  делаешь то, что именно тебе пришло в голову, а не кому-то другому. Я думаю, что так жить  —  очень полезно для саморазвития. Единственная сложность  —  самодисциплина.

 

Какую задачу вы ставите перед собой, отправляясь на очередное задание?

— Как говорят мне в редакциях, если в одной фотографии запечатлеть все аспекты происходящего, то она идет прямиком на первую полосу. Так что моя задача  —  концентрировать смыслы визуальными средствами.

«Тень жизни». Музей Помпиду, Париж

А как вы находите и выбираете тех, с кем будете сотрудничать? Какие сервисы / онлайн и офлайн возможности для этого используете?

—  Социальные сети (Facebook, Linkedin, Instagram), профессиональные соцсети, как HackPack. Кроме того, нужно быть на виду  —  знакомиться с людьми, ходить на конференции, лекции, события, на любые собрания большого количества людей, работающих в смежных сферах. В Брюсселе это особенно развито  —  здесь невероятное количество коктейлей, ужинов, событий, организованных под разными предлогами с единственной целью  —  дать возможность людям встретить новых людей, которые могут оказаться полезными.

 

Как вы считаете, какую роль соцсети играют сегодня в сфере информации? Чувствуете ли вы снижение потребности СМИ в профессиональных фотографах?

—  В наше время СМИ  —  далеко не главный способ посмотреть на разорванные тела с мест трагедий: все интересующиеся первым делом проверят Twitter, Instagram и другие соцсети. Но СМИ отведена более глубокая роль: не только рассказать о случившемся, но и ответить на главный вопрос: что делать дальше? Садиться ли людям в метро или в автобус после взрывов в метро или не выходить из дома.

«Часть неизвестного». Московское метро

Каким своим проектом или проделанной работой вы гордитесь? А какой проект мечтаете осуществить?

— Я не горжусь, но мне интересно думать о том, что я в 18 лет на втором курсе университета вдруг пошла и стала снимать дома престарелых  —  мне этот проект («Униженные временем») кажется точкой взросления. В процессе работы над ним, вероятно, я поняла, что в фотографии чувства стоят на одной ступени с мыслями. Без сочувствия к старикам, брошенным и одиноким, я бы никогда не сняла ничего стоящего. Это был мой первый урок в фотографии.

Я очень хочу сделать мультимедийный проект, включающий в себя разные визуальные средства, перемешанные и позволяющие добиться чего-то нового, отличного от фотоистории.

Справка

Материал предоставлен HackPack.press — глобальным сервисом, помогающим изданиям и компаниям находить и нанимать корреспондентов, фотографов и видеографов. Участниками сообщества стали более 7,5 тысяч специалистов медиа в 140 странах. Проект сотрудничает с Al Jazeera, BBC, Meduza, «Коммерсант FM» и другими СМИ.

Заходное фото: medium.com/@HackPack.press
Фото: из личного архива Елизаветы Дмитриевой / elizavetadmitrieva.allyou.net

Авг 10, 2017

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны

Газетный бизнес сжимается быстрее журнального