Шведское издание рассказало о методах вербовки «Исламского государства»

Июн 9, 2017

Газета Dagens Nyheter опубликовала доклад шведского Института тотальной обороны, FOI, посвящённый программе вербовки западной моложёжи в ряды сторонников ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). Согласно докладу, огромное количество молодых сторонников ИГИЛ присоединяются к ней благодаря развитию субкультуры, которая называется Jihadi Cool. 

По словам одного из авторов доклада Лисы Каати, у молодых последователей группировки есть свой собственный стиль одежды, музыка и другие культурные проявления. Они слушают джихади-ржп, смотрят качественно сделанные ролики об ИГИЛ на Youtube и даже следуют выросшему из так называемой униформы «Исламского государства» стилю, складывающемуся из мешковатых чёрных штанов, чёрного свитера и кроссовок. Таким образом, субкультура предлагает образцы, «помогающие» потенциальным сторонникам идентифицировать себя с ней. 

То, что молодежь больше, чем другие, склонна воспринимать экстремистские идеологии, — не новость. Молодых людей легче привлечь, потому что они находятся в менее стабильной фазе жизни, и у них нет устоявшихся точек зрения. А потом здесь, возможно, играет роль тот же самый дух переселения, который заставлял шведов эмигрировать в США в XIX веке, — он же заставляет молодежь присоединяться к халифату. ИГИЛ может обещать дом и хорошую зарплату — то, что родные пригороды, где царят преступность и дискриминация, видимо, предложить не могут, 

— считает Каати. 

В узнаваемости субкультуры важное место занимают торговые марки, говорится в докладе. Так, например, ИГИЛ распространяет фотографии Nutella и Skitles, подчёркивая таким образом, что в халифате есть то же, что предлагают западные страны. Также, по словам исследователей, ИГИЛ выкладывает фотографии котов: на фотографиях сторонники организации возятся с ними, гладят их и спят с ними. 

Для пропаганды ИГИЛ характерны качественные, вызывающие отклик фотографии и послания. Пропаганда взывает к чувствам человека так же, как и успешная реклама,

 

 — отмечает Лиса Каати.

Однако, добавляет исследователь, пропаганда, ориентированная на западные страны, отличается от той, что распространяется в арабскоговорящих: последняя более воинственная, в то время как западная направлена больше на привлечение молодёжи в халифат. 

Есть информация, что многие талантливые люди, которые работали, например, в пиар-агентствах США, уехали в халифат, а затем обучили других. Если им удается привлечь на свою сторону способного пиарщика или рэпера, те могут получить важную роль в организации и превратиться в мощную рекламную силу,  

— говорит исследовательница. 

Она также сообщила, что в недавней террорестической атаке в Лондоне нет ничего неожиданного. В последних номерах газет террорестической группировки публиковались статьи, в которых говорилось об использовании транспортных средств и ножей для теракта. 

Институт тотальной обороны (FOI) по заданию правительства анализирует экстремистскую пропаганду насилия в социальных сетях. Однако, по словам Каати, в институте не организовано постоянное наблюдение за пропагандой, которое могло бы помочь спецслужбам в предотвращении терактов. 

Источник: Dagens Nyheter
Фото: SVT Nyheter