Корейцы и очки

В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела

Отдел виртуальной реальности в газете возглавил Хё-Соп Шин, руководитель подразделения цифровых новостей. Под его начало перешли три редакционных сотрудника и один стажёр. При этом никто из них не имел опыта и знаний в области виртуальной реальности.

По словам Шина, «Чосон ильбо» решила заняться VR-журналистикой по нескольким причинам. Во-первых, новый формат. Во-вторых, хорошая возможность привлечь «миллениалов». В-третьих, возможность создания соответствующей бизнес-модели.

Обсудив проект с несколькими IT-компаниями, газета заключила с одной из них контракт на создание приложения для виртуальной реальности «VR Чосон». Финансовую поддержку издание получило от корпоративных спонсоров.

Новоявленный отдел определил основные компоненты VR-журналистики, помогающие привлекать зрителей: история, платформа и пиар. «Когда мы выбираем темы для наших историй, то сначала смотрим на них с журналистской точки зрения, — говорит Шин. — Так, мы решили посетить места, в которые трудно попасть: например, Олимпийский тренировочный центр и Lotte World Tower — самый высокий небоскреб в Корее».

К февралю 2016 года отдел приступил к реализации первых проектов и методом проб и ошибок выяснил, что работает, а что нет и по каким причинам. Например, ночная экскурсия по королевскому дворцу в Сеуле провалилась, потому что освещение было слишком слабым и съёмка получилась тёмной. Сюжет об аварии при строительстве метро также потерпел неудачу, потому что не удалось снять крупные планы и получить чёткую
картинку. Попытка записать выступление знаменитого комика не удалась из‑за плохого качества изображения и звука.

Зато история про самую высокую башню оказалась успешной, на неё у сотрудников газеты ушёл месяц. С тех пор дело пошло быстрее, и всего за год с небольшим отдел VR подготовил более 120 историй. Усилия Шина и его сотрудников были вознаграждены вниманием публики, и в декабре 2016 года в Корее на конкурсе Google Play Awards приложение «VR Чосон» назвали «самым инновационным».

 

РАЗДАЧА ШЛЕМОВ

Шин подчёркивает, что пиар нового отдела в различных формах был важным компонентом развития VR-журналистики. Например, сотрудники медиакомпании бесплатно раздавали прохожим картонные шлемы для просмотра VR.

«Они стоят полтора доллара США за штуку. Мы раздали 10 000 шлемов бесплатно там, где собирается много народу, например, в театрах, на выставках и на улице напротив здания мэрии Сеула», — рассказывает Шин.

Шлемы получают и те, кто скачивает приложение «VR Чосон», что сказывается на количестве скачиваний.

Помимо этого газета, совместно с крупным производителем электроники, провела конкурс VR-мероприятий с общим призовым фондом 40 млн южнокорейских вон (35 тыс. долларов США).

«Это был самый большой конкурс подобного рода в Корее! — восторгается Шин. — Премия за первое место составила 20 млн вон (17 ,5 тыс. долларов США). Тогда виртуальная реальность в Корее ещё не пользовалась популярностью, поэтому мы думали, что получим примерно 50 VR-фильмов — в общем, и это был бы успех. Нам, однако, прислали 106 фильмов — в два с лишним раза больше, чем мы рассчитывали!»

чтобы виртуальная журналистика стала по‑настоящему популярной и приносила хороший доход, ею должно заниматься как можно больше медиакомпаний

VR-журналисты продолжали трудиться над сюжетами. Большим успехом пользовались репортажи об Олимпиаде 2016 года в Рио. «Мы отправили на Олимпиаду журналиста, который умел пользоваться VR-камерой, — вспоминает Шин. — Каждый день он присылал нам видео и панорамы, снятые 360‑градусной видеокамерой Samsung, а наш VR-редактор их размещал. Всего мы опубликовали 29 олимпийских VR-репортажей».

 

МОНЕТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Шин утверждает, что «Чосон ильбо» нашла два главных способа зарабатывать деньги на VR. «Во-первых, мы поставляем контент телевизионным сетям, то есть работаем как продюсеры VR-фильмов. Во-вторых, мы производим VR-фильмы для государственных ведомств и других организаций. Например, Орден традиционного корейского буддизма попросил сделать для него ряд видеосюжетов».

В настоящий момент, по словам Шина, «Чосон ильбо» — практически единственная медиакомпания в Корее, которая проводит подобные эксперименты. Однако чтобы виртуальная журналистика стала по‑настоящему популярной и приносила хороший доход, ею должно заниматься как можно больше медиакомпаний.

«Я советую просто взять и затеять VR-проект, вместо того чтобы беспокоиться по этому поводу, — советует Шин. — Технически это нетрудно. Понадобится всего лишь одна-две VR-камеры, они стоят примерно 400 долларов США. Монтаж почти не отличается от обычного видеомонтажа».

Кроме 360‑градусных камер отдел планирует чаще пользоваться дронами. Уже сегодня «Чосон ильбо» снимает серию сюжетов «Четыре времени года в Корее», используя VR-камеру, закреплённую на беспилотном летательном аппарате.

 

Материал подготовлен WAN-IFRA и ГИПП

Справка

«ЧОСОН ИЛЬБО» — крупнейшая газета Республики Корея. Основана 5 марта 1920 года. Тираж одного номера — более 1,5 млн экземпляров. Издатель: Chosun Ilbo Co. Сайт: chosun.com, english.chosun.com (англоязычная версия).

Фото: vr.chosun.com

Окт 20, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с