10 главных тезисов о новых медиа

Сплочённая команда, открытость к экспериментам и системный подход — вот залог успеха современной медиакомпании. В этом убеждён издатель Meduza Илья Красильщик, который поделился с ЖУРНАЛИСТОМ проверенными на практике советами

1. Собирайте правильную команду

Есть несколько разных вещей, которые, мне кажется, абсолютно универсальны для любой страны, в которой делается медиа. Одна вещь заключается в том, что нужно уметь работать в команде. Потому что самое главное в медиа — ​это люди и те, с кем ты работаешь. Ничего важнее нет.

Ты не знаешь, что будешь делать, ты всегда экспериментируешь, поэтому самое важное — ​это насколько ты можешь собрать вокруг себя людей, которые будут делать одно дело и верить в то, что делают.

Если команда не собирается, то дальше, как ни крутись, ничего хорошего из этого не выйдет. Этому не учат, этому невозможно научиться, не попробовав и не поняв, каким образом эта химия работает. Эта химия — ​самое-самое главное.

2. Будьте открыты новому

Нужно быть, что называется, open-mind (с открытым новому сознанием. — ​Журналист), потому что любые медиа конструируют будущее, и количество возможностей при создании медиа подросло сейчас в миллиарды раз.

Возможностей даже гораздо больше, чем нужно, и сейчас не знаешь, за что браться. В этом смысле самое плохое, что может быть, когда люди говорят: «мы так не делаем», или «мы это уже делали», или «так никто не делал до этого». Это плохие аргументы. Аргументы должны звучать как «пробуем» и «зачем пробовать».

3. Подглядывайте, но не клонируйте

Мировой разум подразумевает, что кто-то где-то подглядел, развил идею, дальше они все друг друга развивают.

Дальше самое важное — ​каким образом ты подглядываешь, потому что можно это делать двумя способами. Первый — ​это клонирование (у всех в жизни такое случалось), это самый вредный способ, потому что подглядывать — ​хорошо, а клонировать — ​плохо. Клонировать — ​это когда ты берёшь что-то и не знаешь, как оно случилось.

Очень много [существует] бездумного клонирования, когда просто увидели что-то и сделали то же самое, но очевидно, что страны разные, читатели разные, издания разные, поэтому нужно понять, в чём суть и в чём суть именно для тебя. Никогда не бывало такого, что люди делали то же самое и то же самое у них получилось. Такого рецепта нет.

Очень интересно создать платформу, которую можно использовать снова, но её нельзя переиспользовать один в один.

4. Экспериментируйте

Самое интересное, что я понял, — ​это то, что нужно заниматься экспериментами, а потом эксперименты немедленно класть на рельсы и превращать в технологии, то есть очень хочется, чтобы любые вещи, которые делаются, превращались потом в технологии, использовались бы и развивались. Поэтому всё, что мы делаем, в конечном итоге должно работать на развитие платформы.

Надо очень много пробовать и делать, очень много иметь практики и понимать, что работает, а что нет. Тут самое важное, что в разных случаях работают разные вещи. Но самое худшее — ​когда выходят люди и знают, что «надо делать так». Нет такого ответа. Все делают по-разному, разрабатывают разные вещи.

5. Создавайте форматы и нарушайте правила

Соединение структурности мышления с возможностью экспериментирования. Задача любого медиа, как мне кажется, это создать структуру, формат, который будет всеми узнаваем, и после этого его постоянно нарушать, таким образом совершенствуя свой собственный формат.

В случае медиа правила перестают в нынешнюю эпоху работать очень быстро. Это не страновая черта, а абсолютно глобальная вещь. Поэтому тебе, с одной стороны, нужно иметь систему, а с другой — ​её нарушать. Нельзя иметь систему и не нарушать её, потому что ты умрёшь, и нельзя не иметь систему, потому что тогда нечего будет нарушать. И это постоянная работа — ​придумал и задаешь вопросы: «А как это с нами соотносится?», «А получится ли?» Посмотрел, работает или не работает, и дальше развиваешь эту систему.

6. Задавайте правильные вопросы

Каждый раз нужно задавать себе вопросы. Зачем мы это делаем? Для чего? Как говорит Галина Тимченко: «Мы это делаем, чтобы что?» Невероятно важный вопрос. Ответ на него должен быть, потому что очень многие вещи делаются не «чтобы что», а потому что так исторически сложилось, потому что что-то захотелось или потому что кто-то попросил. Но это не ответ.

На каждую вещь должен быть ответ. Зачем нам это нужно? Чего мы хотим этим добиться? Как этим будут пользоваться люди? То есть «чтобы что?» — ​важнейший вопрос в каждой вещи.

7. Стройте систему

Должна быть возможность объяснить любую идею в одной фразе. Это тоже разговор про систему. Система всегда очень легко описывается. Это что-то такое, что дальше выстраивает за собой абсолютную структуру.

Как только ты чётко назвал то, что делаешь, появляются очень многие условия и ограничения этого. Ограничения обязательно должны быть. Иначе можно сделать всё что угодно, вообще непонятно что.

Это касается всего: от написания текста до выстраивания медиа и структуры работы редакции. И я подозреваю, что это касается не только медиа.

8. Запускайте проекты быстро

Речь не о том, что все просто должны работать быстро (все должны работать быстро, безусловно). А о том, что проект, который делается, не должен занимать много времени. Нельзя придумать проект, реализация которого потребует год. Желательно не придумывать проект, реализация которого потребует полгода. Все проекты должны в идеале занимать две недели — ​месяц.

Посмотрите на Facebook, он за последние пять лет запустил феноменальное количество неудачных проектов — ​это эксперименты. Нужно делать очень много мелких вещей, всё рубить на части. Любой проект, который ты делаешь, придумываешь, дальше вычищаешь до максимальной простоты, оставляешь только самое главное. Ты никогда не запускаешь полный функционал чего-то — ​это нереально. Поэтому всё нужно рубить на части, делать максимальное количество проектов в минимальные возможные сроки.

9. Меньше перфекционизма, больше технологий

Перфекционизм — ​это страшная вещь. Мы не можем позволить себе перфекционизм. Ты можешь восхищаться каждой деталькой, но проблема заключается в том, что никто кроме тебя и ещё двух твоих друзей этими деталькам восхищаться не будет. Это правильно сделать, но только попозже. Главное — ​не перегибать палку, потому что состояние — ​это одно, а плохой продукт — ​это другое, всё равно качество должно быть.
Всё время нужно показывать какие-то новые вещи — ​это важно. Это важно и вовне, и внутри — ​ты всё время понимаешь, что что-то происходит. Важно ещё то, что современные медиа гораздо более технологичная вещь, чем раньше. Хорошая медиакомпания — ​это IT-компания тоже.

10. И снова: люди прежде всего

Если у тебя лучшие люди, то у тебя лучшее медиа. Всегда важнее люди, потому что человек говорит с людьми, и технологии строят люди. Хорошее издание — ​это не то, которое работает со звёздами, а то, где звёзды вырастают.

Команда — ​это то, что даёт тебе иногда то, о чём ты даже не мог подумать. Если у тебя работают классные люди, то они будут делать вещи, о которых другие люди просто не знают. Они дают друг другу такую экспертизу, такой опыт, такие возможности, которые никак больше не дать. И это самое главное. Ничего важнее людей нет.

 

Материал подготовил доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики Института массмедиа РГГУ, эксперт MediaToolBox.ru Максим Корнев

Сен 6, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал