6 ударов по интернет-отрасли

Поправки в антитеррористический закон, внесённые группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в сегодняшнем виде отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-отрасли, потому что это: непомерная дороговизна — для компаний, для государства и для граждан; невозможность реализации; огромные инвестиции в экономику — не в российскую; понижение конкурентоспособности российских интернет-компаний; утечки данных от мелких операторов; бесполезность с точки зрения борьбы с терроризмом. Реализация требований, перечисленных в законопроекте, поставит отрасль на грань выживания. А это значит, что для нас, потребителей, вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи. Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объёмы информации. Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи (впрочем, и крупных тоже). Кроме того, никто не мешает субъекту использовать дополнительные системы шифрования данных, которые предоставляют некрупные компании

Ушли в самостоятельное плавание

«Русская медиагруппа» (РМГ) не собирается продлевать контракт с селлером Vi, поскольку планирует самостоятельно продавать рекламу на своих радиостанциях. Об этом сообщила газета «Ведо­мости» со ссылкой на материалы РМГ. Эту информацию изданию также подтвердил гендиректор медиагруппы Роман Саркисов. По его словам, контракт с Vi действует до конца текущего года и продлён не будет. «Новые акционеры поставили перед нами амбициозные задачи — ​активный рост и развитие всего коммерческого потенциала РМГ», — ​объяснил господин Саркисов. Представитель Vi подтвердил: истекающий в декабре договор с РМГ не подлежит пролонгированию.

Напомним, что РМГ работала с Vi с 2010 года, до этого она сама продавала рекламу. Источник, близкий к РМГ, рассказал «Ведомостям», что она планирует изменить подход, чтобы наращивать продажи. Самостоятельная продажа рекламы позволит холдингу лучше работать с малым и средним бизнесом. Один из источников издания отметил, что поводом для этого шага также стали грядущие изменения на рынке рекламы.

Из крупных радиохолдингов РМГ единственная работала с Vi, в то время как холдинги ЕМГ и ВКПМ продают рекламу на своих станциях сами. Однако миноритарии РМГ опасаются, что отказ от партнёрства с Vi приведёт к падению доходов группы.
Примечательно, что Vi уже более 15 лет занимается реализацией рек­ламных возможностей радиостанций. В настоящее время Vi Радио обслуживает: по договору с ВГТРК — ​«Маяк», «Радио России», «Радио Культура», а по договору с РМГ — ​«Русское Радио», DFM, «Хит FM», «Русскую службу новостей», MAXIMUM и Monte Carlo, а также ­«Говорит Москва».

 

Михалков проиграл

Тверской суд Москвы отклонил иск режиссёра Никиты Михалкова о защите чести, достоинства и деловой репутации на 3 млн рублей к агентству «Финам.ру». Как передаёт Интерфакс, в суде сторона истца представила линг­вистическую экспертизу, где делаются выводы о том, что название статьи «Михалков будет собирать ­налог на болванки ещё 10 лет» ­имеет ­негативный смысл.

В свою очередь ответчики сделали свою экспертизу, в которой говорится, что экспертиза истца несостоятельна, а её выводы не соответствуют действительности. Кроме того, представитель «Финама» в суде заявила, что эта статья на их сайте была перепечатана из других изданий, причём «практически без изменений».

Напомним, что ранее Гагаринский суд Москвы уже отклонил аналогичный иск господина Михалкова к РБК. Иски были поданы режиссёром к газете «Известия» (на сумму более 2 млн рублей), РБК, а также к ООО «Финам.ру» (на 3 млн рублей). Поводом для обращения в суд стала статья, опуб­ликованная в «Известиях» 18 сентяб­ря 2015 года под названием «Михалков будет собирать налог на болванки ещё 10 лет».

 

Кладбище локаторов

Сервис микроблогов Twitter чрезвычайно популярен у СМИ в качестве канала коммуникации с читателями, однако сами медиа от этого мало что получают. Согласно исследованию, проведённому Microsoft совместно с Колумбийским университетом, шесть из десяти ссылок, появляющихся в Twitter-аккаунтах крупнейших СМИ, ни разу не открываются. А это значит, что переходов на сайт издания не происходит — ​читателям хватает информации в самом сервисе.

Исследование выявило, что 59% url-адресов, публикуемых в аккаунтах соцсети, никогда не кликались, в том числе и теми, кто делился этими записями. Авторы исследования называют Twitter «кладбищем url». Данные, собранные за месяц, охватывают более чем 2,8 млн ссылок, расшаренных с аккаунтов пяти основных новостных агентств, включая BBC, Fox News и Huffington Post.

Исследование, уже получившее признание за новаторство, также показало, что для «блокбастерских» статей нет единой формы или стиля написания. «Сенсационные или вводящие в заблуждение заголовки, — ​уверен господин Легаут, — ​могут быть более полезными для пользователей соцсетей, пытающихся ­доказать свою точку зрения, чем для читателей, пытающихся грамотно потреблять информацию и разобраться в ­ситуации».

Исследование также поставило под сомнение репутацию Twitter как живой платформы, отметив, что большая часть трафика, приходящего к СМИ через с Twitter, имеет постоянный эффект «длинного хвоста», когда посты продолжают набирать стабильный рост кликов и шэров даже после прохождения первичного 24-часового ажиотажа.

Алексей Гореславский (Rambler&Co), Алексей Волин (Минкомсвязь), Елена Вартанова (МГУ), Ашот Габрелянов (медиаэксперт) на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова во время форсайт-сессии «Медиапрофессии XXI века», посвящённой обсуждению образовательных и профессиональных стандартов журналистского образования, оценке перспектив развития рынка медиакоммуникаций, выработке стратегий взаимовыгодного сотрудничества медиаиндустрии и высшего образования. Москва, 21 июня 2016 года

Новая установка от Волина

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин призвал будущих журналистов выбирать «хорошие вузы», которые выпускают «правильную публику». Как сообщает ТАСС, он выступил на семинаре «Медиапрофессии XXI века», который проходил на журфаке МГУ. «Абитуриенты поступают в вузы только для того, чтобы получить базовые знания и повысить эрудицию, — ​считает господин Волин. — ​Кроме того, высшее образование позволяет сис­тематизировать знания и полученный материал. И наконец, солидный вуз даёт социализацию, связи, контакты. В этом отношении журфак — ​очень верное направление деятельности».

Алексей Волин отметил, что «в России существует около 300 вузов, где люди пытаются получить диплом о том, что они имеют отношение к медиасреде, подавляющее большинство из которых платные». «Любая редакция в состоянии открыть у себя платные курсы и выпускать неплохих специалистов, — ​уверен господин Волин. — ​А вообще журналистики как таковой в XXI веке больше нет, теперь она является составным элементом медиабизнеса. И пытаться вычленить её во что-то самостоятельное, существующее вне большой индустрии, бессмысленно. ­Если человек, придя в институт, не будет изучать всю систему, связанную с медиакоммуникациями, то он на этом рынке окажется чужим, потому что он должен понимать, как работает редакция, он должен понимать историю журналистики и при этом должен понимать бизнес-процессы, основы рек­ламного рынка, работу новых медиа».

 

Правила счёта

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, обязывающий рекламодателей с 1 сентября 2017 года пользоваться услугами только тех компаний по исследованию телеаудитории, доля иностранного владения в которых составляет не более 20% и которые уполномочены на эту деятельность Роскомнадзором.

В рамках второго чтения в документ были внесены поправки, которыми изначально предусмотренная процедура обязательной ежегодной государственной аккредитации ­таких компаний при комиссии ­Роскомнадзора заменена на наделение их полномочиями на три года. Закон делегирует комиссии Роскомнадзора отбор таких организаций до 1 января 2017 года. Они будут ­обязаны ежегодно размещать на своём официальном сайте отчёт о проведённых исследованиях и ­направлять эту ­информацию в ­Роскомнадзор.

Принятый документ добавляет в закон о СМИ главу об исследованиях объёма зрительской аудитории и телепередач, распространяемых в любых средах вещания, в том числе в интернете. В документе говорится, что «измерения объёма зрительской аудитории телеканалов проводится на основе принципа единства методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной ­информации».

Инициатором закона является депутат от ЛДПР Андрей Луговой (которого британский Высокий суд в январе 2016 года назвал вероятным исполнителем убийства сотрудника ФСБ Александра Литвиненико). Он считает, что с политической точки зрения является неправильным то, что западные компании изучают ­аудиторию российских телеканалов.

 

МФЖ – 90 лет

В Анже состоялся юбилейный конгресс крупнейшей профессиональной организации мира.

Книга скандинавских исследователей Каарле Норденстренга, Улфа Бьорка и их коллег «История международного движения журналистов», вышедшая в Великобритании, написана для учёных и аспирантов, но читается, как захватывающий триллер. На её страницах оживают картины бурных дискуссий конца XIX и начала XX веков. Споры о будущем профессии, первые попытки объединения журналистов разных стран, созвучные стремлению объединения всех организаций и инициатив, старающихся предотвратить вражду и саму возможность новой войны после кровопролитной Первой мировой.

В 1926 году МОТ признала журналистику специальной отраслью, на которую должны распространяться все основные нормы охраны труда. Основателями МФЖ в 1926 году выступили европейские союзы, прежде всего, британский и немецкий. Первый конгресс прошёл в Париже, зафиксировав главные принципы — ​защиту профессиональных прав и ценностей журналистики, отказ от политической ангажированности, международную солидарность. Делегаты первого конгресса придумали объединяющей всех символ — ​международную журналистскую карточку, которая могла бы стать пропуском во все властные структуры мира и ­одновременно защитой её обладателя.

Фашизм, накрывший Европу в 1930-х, нарушил диалог профессионалов. Федерация прекратила своё существование, зато в Англии в 1941 году возникла новая организация, объединившая журналистов антигитлеровской ­коалиции. На основе этой группы возникла Международная организация журналистов, от которой в ходе холодной ­войны отошли крупнейшие европейские и амери­канские организации, восстановившие МФЖ.

После распада СССР МОЖ пришёл в упадок, но реальное окончание противостоянию было положено в 1995 году, когда крупнейшая организация Европы — ​Союз журналис­тов России — ​вошла в МФЖ. Каарле Норденстренг, долгие годы руководивший МОЖ, провёл огромную работу по восстановлению истории, а также по согласованию позиций формально существующего до последнего времени МОЖ и МФЖ. Перед конгрессом в Анже он посетил пожилого формального лидера МОЖ и получил письменное подтверждение о присоединении МОЖ к МФЖ. Таким образом, в истории противостояния двух организаций была поставлена точка.

Предваряя конгресс, генеральный секретарь МФЖ Антони Беланже написал о важнейших приоритетах организации — ​защите прав и статуса профессии, в также о безопасности журналистов.

Основные темы конгресса — ​защита прав журналистов в период глобализации, в противостоянии международным корпорациям, ограничивающим права трудящихся, превращающим десятки тысяч профессионалов в социально уязвимый «прекариат». В числе приоритетов — ​противостояние тотальной слежке, защита источников информации, состояние законодательства о СМИ, ­репрессии и растущее насилие в отношении ­журналистов, ­международная солидарность.
СЖР предложил на рассмотрение Конгресса пять заявлений: в поддержку обеспечения безопасности журналистов; диалога доверия как противодействия «языку вражды» и двойным стандартам; в поддержку диалога российских и украинских профессиональных организаций; в защиту свободы слова и журналистов Центральной Азии. Все ­были приняты единогласно.

Выборы определили новый состав руководящих органов МФЖ. Президентом организации стал бельгиец Филипп Ляруш. Первым вице-президентом — ​марокканец Юнис Мджахед. В состав исполнительного комитета из 16 человек вошёл секретарь СЖР Тимур Шафир. В ходе конгресса делегация СЖР провела переговоры с руководством МФЖ и союзами журналистов разных стран, обсудила перспективы сотрудничества, в том числе развития проекта «Диалог доверия». Очередная встреча ­«Диалога» ­состоится в Дагомысе в конце сентября 2016 года.

От редакции. Секретарь СЖР и автор Журналиста ­Надежда Ажгихина была избрана в исполком ­Гендерного совета МФЖ.

В подготовке материала принимали участие Александр Аничкин, Нажеда Ажгихина.
Рисунок: Сергей Ёлкин/svoboda.org, Фото: Замир Усманов/ТАСС, Егор Никаноров, Марина Чашина/МГУ

Июл 2, 2016
Фрилансер, создатель Telegram-канала и сайта «IT и медиа. Палач Говорит» Павел Городницкий докладывает о своих успехах
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Для членов Клуба Журналиста и участников проекта «Золотой фонд прессы-2018» — бесплатно