Больше всего нужны мне твои фидбэки

Это очень личный и довольно печальный материал. Много лет я настаивал на том, что аудитории важно предоставить возможность высказываться и что журналисту важно научиться слышать свою аудиторию. До сих пор такой подход мне крайне симпатичен. Более того, бывает, что он оправдывает себя на практике. Но, к сожалению, не всегда

 

Зачем нужны опросы?

Инструментально аудитория сегодня вполне обеспечена возможностью публичного высказывания. И активно пользуется ею — постит котиков, например, ставит «лайки» и даже смело делится понравившимся контентом со своими друзьями, не боясь возможного уголовного преследования. Однако содержательную обратную связь получить очень сложно.

Лично мне повезло. В русскоязычном сегменте интернета техническая интеллигенция сохранила навыки общения. А потому тексты, в которые встроен призыв к высказыванию, как правило, не остаются без ответов. Парадоксальным образом коллеги-журналисты последовательно игнорируют мои обращения: время от времени я обращаюсь к аудитории журнала ЖУРНАЛИСТ и читателям блога MediaToolbox с призывом задавать вопросы. И за всё это время не получил ни одного. Между тем рубрике скоро исполнится три года.

Для большей части аудитории потребление контента является поводом для действия «в один клик». Самыми распространёнными действиями такого рода являются «лайки» (их семейство недавно увеличилось стараниями Facebook) и «шары» (от английского to share — делиться). Самыми редкими стоит признать развёрнутые комментарии.

Не в последнюю очередь эта ситуация определяется смещением медиапотребления в сторону мобильных (и сверхмобильных, таких, как «умные» часы) устройств. Их интерфейс не располагает к созданию развёрнутого текста. Да и ситуация медиапотребления оказывает влияние на качество обратной связи. Если вас «размазало» по стенке автобуса, если центробежная сила выбрасывает вас на повороте с сиденья в маршрутке, если прибой людского моря выносит вас из вагона метро, то тут не до умных мыслей и уж тем более не до их оформления в виде текста. А вот кликнуть тот или иной «лайк» можно практически в любой ситуации.

Конечно, если вы покойно расположились на заднем сиденье служебного автомобиля, даже если скучаете в водительском кресле, пережидая пробку — у вас есть больше возможностей высказаться. Вот и получается закон Парето (или «принцип 20/80»: 20% усилий дают 80% результата) в действии. И всё-таки как же получить обратную связь от большей части аудитории?

 

Ответ прост: совместить содержательное высказывание с действием в один клик. Это можно сделать с помощью опросов.

Как провести опрос?

Аудитория любит опросы и охотно в них участвует. Различные сервисы для проведения опросов есть в Facebook, во «ВКонтакте» и в Twitter. Есть инструменты проведения опросов на сайтах, функционирующих на проприетарных и открытых платформах: от 1С-Битрикс до Wordpress.

В этой статье остановимся на опросах в социальных медиа. Это самая органичная среда для интерактивного взаимодействия с аудиторией. Кроме того, самая безопасная для СМИ с юридической точки зрения.

Опросы бывают различной механики. Но нам с вами нужно предоставить пользователю возможность высказать с минимальными усилиями. Значит, нам подойдут самые простые механики.

Тест, то есть выбор варианта (или вариантов) из имеющегося списка, притом что есть ответы правильные и неправильные. Эту механику часто использует «Медуза». Пользователи любят делиться результатами пройденных тестов, особенно если они поз­воляют продемонстрировать окружающим их эрудицию. Вы видите их в своей ленте много раз на дню — мы не будем подробно останавливаться на этой механике.

Выбор одного или более вариантов из имеющегося списка — очень напоминает тест, с той лишь разницей, что не предполагает наличия правильного ответа. Эта техника подходит, например, для формирования представления о потребительской корзине пользователей. Это та механика, которая по умолчанию реализована во «ВКонтакте» и в Twitter.

Рейтинг или опрос, предполагающий расстановку объектов из списка в порядке роста (убывания) пользовательских симпатий. Подходит для анализа предпочтений пользователей в период предвыборной кампании или при изучении музыкальных вкусов.

 

Опросы такой механики можно проводить в Facebook с помощью специального приложения.

Опрос во «Вконтакте» и в Twitter

Проще всего провести опрос во «ВКо­нтакте». Такая возможность доступна любому зарегистрированному пользователю при создании очередного поста.

Сразу вы не увидите эту опцию, однако если наведёте мышкой на «Другое», то вам откроется искомая вкладка. После того как вы кликните на опцию «Опрос», можно приступать к его оформлению. Не забудьте, что больше шансов привлечь аудиторию имеют иллюстрированные пос­ты. Опросы также следует сопровождать картинкой, подходящей по теме, и описанием, в котором вы формулируете причины вашего интереса и планы относительно использования результатов опроса.

Организовать опрос в сервисе мик­роблогов Twitter ещё проще, чем во «ВКонтакте», потому что кнопка «Создать опрос» доступна сразу, нет необходимости её искать. Нужно только понять, что круговая диаграмма внизу и есть иконка для создания опросов.

После того, как вы на неё нажмёте, откроется интерфейс, похожий на интерфейс «ВКонтакте». Здесь вы можете сформулировать вопрос, дать варианты ответов и назначить продолжительность опроса. По истечении этого времени опрос закроется, и результаты будут подведены автоматически. Увидеть их смогут все ваши подписчики.

В российской медиатусовке опросы в Twitter любит проводить, например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

 

Так выглядит опрос в Facebook (верхний скриншот), в Twitter (средний скриншот) и во «ВКонтакте» (нижний скриншот). Публичное подведение его итогов – существенная составляющая успеха.

Опрос на Facebook

Пользователям Facebook доступен самый большой арсенал инструментов для проведения опросов различной механики. Однако, в отличие от тех, кто проводит опросы во «ВКонтакте» или Twitter, в Facebook нет соответствующих инструментов «на борту». Придётся воспользоваться специальными приложениями, например Polls for Pages. Оно далеко не единственное, но удобное. Однако при использовании этого приложения вам будут регулярно предлагать пожертвовать деньги. Этого можно не делать, но тогда эффект от опроса будет меньше.

Первый выбор, который вам предстоит сделать: вы готовите опрос для последующего распространения, в том числе и за пределами Facebook, или только для своей ленты.

Если вы выбираете второе, то нужно указать, будет ли этот опрос на вашей личной страничке или на корпоративной странице (или странице общественной организации), которой вы управляете.

На мой взгляд, эта механика не очень удобна для последующего анализа. Создатели сервиса предлагают свой пример, при этом обещанных в тексте итогов голосования не подводят, что наводит на мысли о том, что им самим было не слишком удобно считать и визуализировать результаты.

Если же вы делаете опрос с использованием форм для последующей публикации его где угодно, то вам предстоят три шага: конфигурация опроса; формулировка вопросов; привлечение внимания аудитории.
На первом шаге предлагается сформулировать название опроса, выбрать язык, написать текст-введение, текст-благодарность за участие, текст для публикации после окончания опроса и текст, который будет показываться под опросом. Тексты не должны быть большими.

Помимо основных настроек, можно воспользоваться «продвинутыми». Например, можно ограничить количество действий на одного пользователя (разрешить голосовать один раз за все время опроса или же раз в день, в зависимости от механики опроса). Это позволит избежать накруток. Можно настроить сбор личных данных участников опроса или же сделать опрос полностью анонимным. Можно установить расписание опроса и т. п. Дальше вам предстоит сформулировать вопрос (или вопросы) и варианты ответов, если они предполагаются по выбранной механике проведения опроса. Саму механику, кстати, тоже нужно выбрать.

Обратите внимание на то, что среди вариантов опросов в данном приложении многие рассчитаны на текстовое творчество участников, а мы с вами помним, что наша задача — минимизировать усилия пользователя. Поэтому первые две опции (Text box и Comment box) можно смело пропустить. Я лично успешно опробовал Ranking (в нашей классификации — рейтинг).

Результаты опубликованного оп­роса можно отслеживать в режиме реального времени.

Кстати, обратите внимание на первое ограничение, с которым сталкиваются «бесплатные» пользователи — вы можете получить доступ к данным первых 30 участников опроса. Если вы предполагаете большее количество активных участников — имеет смысл перейти на Premium plan.

При тиражировании опроса вы дважды сталкиваетесь с соблазном заплатить создателям сервиса. Первый — при попытке добавить собственную иллюстрацию. Такая возможность есть, но доступна только для коммерческих клиентов. И второй — при попытке разместить опрос непосредственно на своей странице (очевидно, что большее количество пользователей примут участие в голосовании, если им не придётся никуда для этого переходить).

При желании полностью использовать потенциал сервиса стоит задуматься об оплате полной версии. В зависимости от выбранного тарифного плана вам придётся заплатить от 96 до 336 долларов в год. Или 50 долларов за один опрос без ограничений. В большинстве случаев годовая подписка выгоднее разового платежа. Особенно если вы собираетесь время от времени использовать опросы в редакционной практике.

 

Что делать дальше?

Важным условием развития диалога с аудиторией является демонстрация внимания к высказываниям отдельных представителей. Поэтому не забывайте после окончания опроса пуб­лично подвести его итоги. Хотя бы предварительные.

Это, действительно, существенная составляющая успеха.

 

Опросы, брошенные без внимания, будут иметь эффект прямо противоположенный тому, к которому мы стремимся. Они оттолкнут аудиторию от продолжения общения с вами.

Заключение

  • Опросы дают возможность предоставить аудитории право голоса «в один клик».
  • Некоторые виды опросов обладают собственной виральностью (например, тесты).
  • Следует избегать вопросов, предполагающих, что пользователь будет что-то писать (скорее всего, не будет).
  • Практически в любом социальном медиа можно провести опрос бесплатно.
  • Посты, содержащие в себе опросы, крайне желательно иллюстрировать.
  • Лучше всего сделать так, чтобы у пользователя не было необходимости переходить на отдельную страницу с голосованием. Идеальный вариант — голосование прямо в посте.
  • Следует описывать цели опроса, объяснять аудитории, как именно вы планируете использовать знание, полученное с её помощью.
  • Необходимо публично подводить итоги голосования. Это подтвердит аудитории вашу заинтересованность и побудит в дальнейшем участвовать в более сложных формах интеракции.

Если у вас есть неудачные опыты опросов (аудитория не стала отвечать на вопросы, например) — напишите мне на ilya@stechkin.com. Давайте вместе разберёмся, почему что-то пошло не так.

 

 

Фото: shutterstock

Апр 24, 2016

Что происходит с чтением для детей

Это случилось в июле 2017 года

Как живет газета выселовского района краснодарского края «Власть Советов» рассказала ЖУРНАЛИСТУ главный редактор издания