Начал действовать закон, ограничивающий долю иностранного финансирования СМИ до 20%. В том, как российский медийный рынок пытался перестроиться под новые требования, разбирался Журналист.

Начал действовать закон, ограничивающий долю иностранного финансирования СМИ до 20%. В том, как российский медийный рынок пытался перестроиться под новые требования, разбирался Журналист.

В сентябре 2014 года Госдума стремительно — за две недели — приняла закон об ограничении доли иностранного участия в российских медиа. Ранее законодательство предусматривало лишь 50−процентное ограничение на иностранные инвестиции в эфирное теле- и радиовещание. Теперь все СМИ, в том числе кабельное телевидение и интернет-издания, будут обязаны сократить долю иностранного капитала до 20%. Кроме того, с этого момента иностранцам или людям с двойным гражданством запрещено учреждать СМИ.

Новые правила начали действовать с 1 января 2016 года, а к 1 февраля компании должны будут уведомить Роскомадзор об исполнении закона. Если этого не произойдет, 15 февраля ведомство начнет проверку компаний, не предоставивших сведений о владельцах. Закон даёт владельцам СМИ возможность привести положение дел в соответствие с новыми нормами до февраля 2017 года, в случае нарушения ведомство может потребовать закрытия СМИ.

«По нашим данным, большинство присутствующих на российском рынке медиахолдингов готовятся исполнять требования этого закона. Остальных мы будем преследовать», — пояснил Журналисту руководитель пресс-службы Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

Инициатор поправок, первый зампред думского Комитета по информационной политике Вадим Деньгин, объяснил необходимость изменения закона «информационной войной». «Как это ни громогласно звучит, мы должны защищать информационные границы», — сообщил парламентарий. Его поддержал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, заявивший, что «доступ на рынок российских СМИ иностранных физических и юридических лиц, безусловно, нуждается в более детальном и строгом регулировании». «Мы живём в условиях информационной войны, которую открыто ведут против нашей страны некоторые иностранные государства», — считает депутат.

Главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова назвала новый закон «совершеннейшей паранойей и хорошим способом манипулирования». «В России независимость редакции от учредителя установлена законом о СМИ. За всё это время ни разу не то что просьбы или совета, даже мнения о том, как мы что-то освещаем, со стороны наших иностранных акционеров мне не высказывалось», — сказала она.

Теперь российский медиарынок переживает исход иностранных инвесторов, которые распродают активы или закрывают СМИ, если не найдут для них покупателя. Любой ценой оставаться на российском рынке невыгодно — спад по доходам от рекламы только в I квартале 2015 года составил 16% и, по прогнозам международной медийной сети Carat, будет только увеличиваться.

РОССИЙСКИЙ МЕДИАРЫНОК ПЕРЕЖИВАЕТ ИСХОД ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ, КОТОРЫЕ РАСПРОДАЮТ АКТИВЫ ИЛИ ЗАКРЫВАЮТ СМИ, ЕСЛИ НЕ НАЙДУТ ДЛЯ НИХ ПОКУПАТЕЛЯ

Новый закон затронул целый ряд СМИ, среди которых значительное количество глянцевых журналов, таких как Esquire, GQ и Cosmopolitan, а также не связанные с политикой телеканалы — Disney, Eurosport и многие другие. По мнению сторонников ограничений, глянец даже опаснее общественно-политических изданий, поскольку его владельцы «аккуратно пропихивают» политические публикации, направленные против России.

Европейский издательский дом Axel Springer Russia, издававший журналы Forbes, OK!, GEO и Gala, в сентябре продал 100% своих акций компании бизнесмена Александра Федотова Artcom Media. «Мы сожалеем о том, что вынуждены покинуть российский рынок по причине вступления в силу поправок к федеральному закону о СМИ, ограничивающих иностранных лиц в правах. Для нас как издателя влиятельного делового журнала Forbes это ограничение является неприемлемым», — сообщил в сентябре президент Axel Springer International Ральф Бюхи.

Через месяц после сделки пост гендиректора компании покинула занимавшая его более десяти лет Регина фон Флемминг. Ранее она собиралась сменить должность на советника гендиректора, чтобы следить за сохранением политики издательства. В октябре новый владелец холдинга Александр Федотов пообещал, что журнал Forbes перестанет быть таким политизированным. «Я уверен, что политика их интересует в меньшей степени… Мы просто постараемся не заходить на политическую территорию», — заявил он.

Кроме того, новый владелец объявил о закрытии журналов GEO, GEOlenok и «Gala Биография».

В декабре 2015 года медиахолдинг Sanoma также заявил о продаже час-
ти российских активов. Пока компании удалось расстаться только с долей в газете «Ведомости», причём в ходе сделки Sanoma оказалась в убытке на €6,8 млн. Помимо этого финская медийная группа продала часть активов своей российской дочки «Юнайтед Пресс», в которую входят журналы National Geographic, Men’s Health, Harvard Business Review, а также газета The Moscow Times. Покупателем «Ведомостей» и «Юнайтед Пресс» выступил бывший гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. Ему же продали свои доли и два других совладельца «Ведомостей» — FT Group и Dow Jones.

Кудрявцев — важный игрок на российском рынке СМИ, он был правой рукой Бориса Березовского более десяти лет, контролировал его активы — канал ОРТ и «Коммерсантъ», а также писал первые речи для Владимира Путина. Но затем в 2011–2012 годах оказался в опале из-за своих оппозиционных взглядов.

Кроме того, группе компаний Sanoma принадлежит издательский дом «Фэшн Пресс», в который входят журналы Cosmopolitan, Esquiere, Harper’s Bazaar, «Домашний очаг» и прочие. Другим совладельцем «Фэшн Пресс» выступает американский издательский дом Heast Corp. Последние несколько месяцев Sanoma пытается обойти запрет правительства и продать половину активов «Фэшн Пресс» издательскому дому Hearst Shkulev Media, которая принадлежит бизнесмену Виктору Шкулеву. Если сделка состоится, «Фэшн Пресс» будет полностью консолидирован структурами Hearst. В этом случае объединённая компания будет контролировать 49% женского глянца и 44% мужских изданий, выпус-
каемых в России. Пока неизвестно, потребуется ли для её проведения вмешательство правительственной комиссии.

Издательский дом Hearst Shkulev Media — один из ведущих российских медиахолдингов, он владеет брендами ELLE, MAXIM, PSYCHOLOGIES и DEPARTURES. Он оказался первой крупной компанией, которая согласно требованию нового закона поменяла структуру собственности. Раньше компанией в равных долях владели российский бизнесмен Виктор Шкулев и Hearst Corporation. После перераспределения активов в августе 2015 года Шкулев получил контроль над 80% компании.

Под удар попадают и крупнейшие телеканалы, в числе которых, к примеру, Disney, который через посредника на 49% принадлежит американской The Walt Disney Company. К смене собственника готовится и «СТС Media», которой принадлежат телеканалы «СТС», «Домашний», «Перец», «СТС Love». Эта компания зарегистрирована в США, треть её акций торгуется на NASDAQ, а среди акционеров есть шведская Modern Times Group и кипрская Telcrest Investments Ltd. В сентябре 75% компании были проданы бизнесмену Алишеру Усманову.

Тем не менее телевизионный рынок меньше всего пострадает от нового закона — крупные вещатели смогут найти инвесторов для дальнейшего существования. Существенно пострадает рынок печатных СМИ, который держался преимущественно на западных инвестициях.

«Я думаю, что происходящее — плохая и неправильная тенденция. Во всём мире поддерживается свобода печати, и Россия в самом начале своей послесоветской истории тоже этого придерживалась. А потом решила, что она ей как-то вредит», — рассказал Журналисту главный редактор радио «Свобода» Леонид Велехов. Радиостанция (как и «Русская служба Би-би-си») — иностранное СМИ, работающее по аккредитации в России, а потому закон об иностранном финансировании её не коснется.

«К сожалению, уже существующие издания не смогут перерегистрироваться в качестве иностранных СМИ. Я не юрист и не могу ответить в деталях, но это же скорее всего будет уже совсем другое СМИ, если так сделать», — резюмирует Велехов.


Фев 1, 2016
Чрезвычайная плотность верстки, нивелированная система стилей и отсутствие чётких правил построения полос — пожалуй, ключевые п
Интервью Радио Свободы с журналистом Дафни Скиллен, которая выпустила книгу «Свобода слова в России.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.