Человек — главный инфоповод «Миасского рабочего»

«Миасский рабочий» — старейшее городское издание в Челябинской области. В 2018 году газете исполняется 100 лет. Не в каждой области можно найти СМИ с почти вековой историей. Кредо газеты, которое определяет её долголетие, — «разговаривать с человеком человеческим языком». О том, как всё устроено, ЖУРНАЛИСТУ рассказала главный редактор газеты Юлия Мызникова

— Региональная газета и федеральное СМИ. В чём, по-вашему, их отличия?

— В последние годы с полос федеральных СМИ ушла очеркистика, а мы продолжаем делать зарисовки, очерки, житейские истории, эссе. Дело в том, что в малых городах каждый на виду, и тут важно не навести глянец, не сказать неправду о герое публикации. Поэтому мы стараемся быть ближе к человеку. Конечно, писать о человеке сложно. Но нашим корреспондентам это удаётся. Не раз материалы о людях признавались лучшими на различных конкурсах. Ещё наши журналисты находят интересные факты из прошлого Миасса. Надо сказать, что в этой работе нам активно помогают и постоянные читатели, которые включаются в поиск редких сведений, охотно предоставляя их. Кстати, недавно запустили цикл публикаций под названием «Стать знатоком края миасцы могут, даже не выходя из рейсового автобуса». Мы ненавязчиво рассказываем со страниц газеты об истории нашего города, а именно о тех местах, мимо которых люди каждый день проезжают, не задумываясь об их названии и о тех событиях, с которыми эти места связаны. Например, писали про Шадринский мост, рассказывая о том, когда он в городе появился, откуда взялось такое название; о домах купцов, которые жили когда-то в Миассе, словом, о чём помнят разве что архивы музея.

— А как живёт «Миасский рабочий»? Какие-то изменения произошли в газете за последние годы?

— Несмотря на то что учредителем газеты является муниципалитет, финансовой поддержки со стороны органов власти у нас нет. Основной доход приносит реклама. Но работать городской газете становится с каждым годом всё сложнее, потому что растут в цене печатные площади — регулярно дорожают типографские услуги и бумага. Много лет «Миасский рабочий» был ежедневной газетой. Потом выходил трижды в неделю, а два года назад мы перешли на двухразовый выпуск. За интернетом печатным изданиям не угнаться, хоть даже оно будет в ежедневном режиме выходить, а стоит выпуск газеты значительно дороже, нежели новостной сайт. Сейчас мы нередко делаем 20 страниц вместо 16 (номер с ТВ-программой), а во вторник вместо четырёх — ​восемь. То есть компенсировали количеством страниц утраченный субботний номер газеты.

— С какими сложностями сталкивается главный редактор старейшей городской газеты?

— Самая большая проблема на сегодняшний день — ​кадры. В Челябинской области университеты готовят журналистов, но к нам выпускники факультетов журналистики не приходят, чаще всего остаются в областном центре. А те немногие, кто стажируется у нас, очень быстро понимают, что в газете работать сложно, и при первой возможности уходят, чаще всего на телевидение.

— Вы сотрудничаете с местными университетами?

— Мы организуем встречи со студентами миасского филиала Челябинского государственного университета, на которых рассказываем об особенностях труда в газете и о том, как работают наши корреспонденты. Бываем на Днях открытых дверей в университете, где выступаем перед студентами как работодатели. Тех, кто к нам приходит на стажировку, мы обучаем. Удивительно, но в своём большинстве начинающие журналисты мало что умеют. Порой даже не могут написать короткие новостные тексты.

— Каким образом вы их обучаете?

— Показываем на примерах опубликованных материалов и рассказываем, как надо писать. Учим ребят вносить правки в текст. Бывает, что над материалом сидим подолгу с каждым молодым автором. Но чаще всего я сама правлю тексты, если, конечно, там можно что-то поправить. Потом все свои исправления в тексте аргументированно объясняю.

— И как они реагируют на ваши исправления?

— Часто очень болезненно: начинают, мягко говоря, губы дуть.

— С чем связано нежелание начинающих журналистов постигать азы профессии?

— Большинство боятся работы и ответственности. Было такое: пришла девочка с хорошим потенциалом и огоньком в глазах, но скоро поняла, что, работая корреспондентом, не расслабишься. Хватило её на неделю. Со словами: «Ой, так много работы!» несостоявшийся корреспондент покинула редакцию под предлогом того, что ей диплом дописывать надо и замуж выходить. И всё это объяснимо: работа коррес­пондента — ​это образ жизни, надо постоянно находиться в поиске, думать, о чём написать, видеть то, из чего можно сделать ту же новость, а может, и материал. Кроме газеты, у нас есть ещё сайт «Миасский рабочий.ру», который является полноценным новостным ресурсом, где в день размещается по 20–25 новостей различной тематики. И в газете, и на сайте у нас работают одни и те же люди. А молодёжь (по крайней мере, с которой мне довелось общаться) не хочет заморачиваться. Не знаю, может нам не везёт на инициативных, идейных, креативных, но, если судить по тому, что говорят коллеги, эта проблема существует у всех.

Поэтому мы стараемся быть ближе к человеку. Конечно, писать о человеке сложно. Но нашим корреспондентам это удаётся

— Какая средняя зарплата у работников СМИ в городе?

— Говорить о средней зарплате сложно. Если сравнивать с телевизионщиками, то они, наверное, получают больше, чем пишущие журналисты. Так, корреспонденты одной из телекомпаний Миасса являются одновременно и менеджерами по рекламе, тем самым привлекая какие-то дополнительные средства в редакцию. В среднем по городу заработная плата журналиста в районе 13–15 тыс. рублей в месяц. Но мы своих сотрудников не обижаем. У человека должен быть стимул: нашёл новость, которая собрала приличный трафик, — получи премию.

— Сегодня все федеральные СМИ стали конвергентными. А вы стремитесь к конвергенции?

— О настоящей конвергентной редакции я бы не стала говорить, но элементы её у нас присутствуют, так как есть и сайт, и газета. Технологическая цепочка выглядит примерно так. Журналист едет на задание, сразу делает короткий текст на сайт, а потом эту новость расширяет для газеты, если потребуется. Бывает и наоборот: пишет для газеты, а после адаптирует материал для сайта.

— Какие жанры преобладают в «Миасском рабочем»?

— Кроме фельетона мы стараемся использовать самые разные жанры. Фельетон сейчас редко увидишь даже в федеральной прессе. Для того чтобы писать фельетоны, особый дар нужен. Когда-то в «Миасском рабочем» работал Соломон Аронович Эпштейн. Из-под его пера выходили блес-
тящие фельетоны, которые он подписывал псевдонимом Максим Зубастый. В архиве газеты сохранились эти острые и яркие публикации, по ним можно изучать историю родного города. Сегодня в газете работают на штатной и договорной основе журналисты с большим опытом работы.

Отдельно хочется сказать о Наталье Корчагиной. Она много и интересно пишет о людях. Я её всегда спрашиваю: «Где ты находишь своих героев?» Но люди сами ей звонят и рассказывают о себе и своих знакомых: «У меня есть соседка, баба Маня, она делает то-то и то-то, напишите про неё».
Если журналисту интересны люди, он всегда будет в курсе событий. Расскажу историю создания одного материала Натальи Корчагиной. Она как-то шла по городу и увидела во дворе красивую клумбу. Заинтересовалась, подошла к дому, в окошечко постучала и спросила у хозяев: «Вы не знаете, кто эту клумбу сделал»? Узнала адрес человека, нашла его, поговорила и написала о нём. Потом из этого материла родился конкурс. Мы предложили людям присылать к нам на сайт фото и видео необычных городских клумб и рассказывать об их создателях.

А недавно мы запустили проект «Читаем всей семьёй», в рамках которого рассказываем о горожанах — любителях чтения и о книгах, которые хранятся в их домашних библиотеках. Находим наши местные таланты и рассказываем о них. Знаете, сколько, оказывается, в Миассе уникальных людей, пишущих замечательнейшие стихи и прозу! Также мы очень тесно взаимодействуем с городскими библиотеками, составляем рекомендации для семейного чтения.

— Молодёжь привлекаете?

— Да, мы организуем конкурсы для школьников, работаем со школьными музеями, просто рассказываем со страниц газеты об интересных одарённых ребятах, которые в том числе прославляют наш город. Кроме того, несколько лет назад мы создали сайт «Миасский рабочий.ру», страницы которого есть во всех социальных сетях, а они, в свою очередь, очень востребованы у продвинутого подрастающего поколения. Надеемся, что нас читает молодёжь. Сайт мы используем и для продвижения газеты. Например, объявляем конкурс в газете, голосование делаем на сайте, результаты публикуем в газете. И наоборот, для продвижения сайта используем газету. Так, публикуем новость одной строкой с какой-нибудь интригой в газете и пишем, что подробности — ​на сайте. Потом, правда, нам звонят в редакцию рассерженные бабушки и жалуются: «Вот вы написали в газете про то-то и то-то, а подробности как прочитать»? Мы смеёмся и шутим на тему организации интернет-курсов для бабушек. Недавно запустили экспериментальный проект (так мы его назвали) «Кадры МР», привлекаем к участию в нём горожан. Так, в День светофора наши корреспонденты выходили на улицу с магнитной ­доской и бумагой и предлагали людям вспомнить, как расположены цвета на светофоре. В День друзей призывали людей на улице отправлять послания своим друзьям. Они писали их на доске. Всё это мы записываем на видео и выкладываем ролик на сайт. С одной стороны, такие эксперименты являются инструментом продвижения сайта, а с другой — ​это хорошее средство активизации населения. Люди готовы участвовать в конкурсах и экспериментах, это чувствуется всегда по их доброжелательному отношению к нашей инициативе и улыбках на лицах.

— А благотворительные проекты организуете?

— Безусловно. Очень важный наш проект — «Ты не один». Мы рассказываем о судьбах молодых людей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в помощи. Сейчас часто приходится слышать о чёрствости и безучастности людей, но, организуя такие проекты, понимаешь, что немало не равнодушных к чужой беде людей, готовых разделять невзгоды и помогать. Например, героем одной из публикаций был молодой человек. Он попал в ДТП, получил очень серьёзную травму и нуждался в средствах на восстановление. После публикации о нём в редакцию обратилась жительница Миасса и сказала, что её семья хочет перечислить на лечение этого молодого человека 10 тыс. рублей. Дарители оказались самыми обычными людьми, но они не захотели назвать своей фамилии. И таких случаев у нас немало.

— Существует ли обратная связь с читателями?

— Отдела писем у нас давно нет, но читатели по-прежнему охотно пишут и в газету, и на сайт, и напрямую корреспондентам. Пишут о своих знакомых, родных, задают вопросы, благодарят… Страничка писем выходит в газете один раз в месяц. Часто к нам обращаются те, кто опустил руки и не знает, как поступить в сложной жизненной ситуации, где искать помощи. Мы безоговорочно включаемся в работу и помогаем разобраться. Если требуется, подключаем специалистов. Трепетно в этом плане относимся к пожилым людям: всегда, какой бы ни был вопрос, пусть даже мелочный, к примеру, свет в подъезде у бабульки не горит, мы отреагируем и найдём, как говорится, концы. Кто, ­если не мы?

Фото: фотоархив «Миасского рабочего»

Сен 9, 2016

Ведущие СМИ пробуют зарабатывать на брендировании товаров

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...