Чем газета отличается от базара?

Как газетные штампы повернуть к читателю лицом

Давно ли вы были на рынке — там, где царит пестрота вывесок и ценников? Там, где в растерянности от этого кричащего многообразия вы купите что-то уже во втором ряду, так и не добравшись даже до пятого. Вот и читатели, встретившись с разносортицей шрифтов и стилей в газете, тоже приходят в замешательство.

Сколько шрифтов должно быть в газете? Ровно столько, чтобы обеспечить вариативную стройную систему текстово-заголовочных стилей. Согласен, звучит обтекаемо. Но единого рецепта нет. Было бы странно иметь универсальное решение для всех. Как говорил герой Джонни Деппа — ​капитан Джек Воробей, «в кодексе не законы, а предписания». С первого предписания и начнём…

Чем меньше, тем лучше

Как правило, лучше иметь в графической модели не более двух-трёх шрифтовых гарнитур. Небольшое количество шрифтов обеспечит модели единообразие. И это главный критерий в данном вопросе. Единообразие сформирует у читателя зрительные привычки при чтении вашей газеты. Не раздражаясь, как на упомянутом базаре, он сможет спокойно пусть не прочитать, но хотя бы обойти все полосы и сделать нужные ему «покупки» — ​прочесть те тексты, которые его заинтересовали.

На что нужно обратить внимание при выборе шрифтов?

 

Контрастность

Чем больше у выбранных шрифтов начертаний, тем лучше. У вас будет вариативность при разработке различных текстово-заголовочных стилей. Зачастую стандартных начертаний — ​от Normal до Bold — ​бывает недостаточно. Часть разных стилей в рамках стандартных шрифтов у вас может быть похожа друг на друга, а значит, стили будут сливаться при соседстве и дезориентировать читателя. Поэтому присутствие в шрифтах начертаний UltraLight, Light, Black и UltraBlack только приветствуется.

Разнотипность

Очень эффективно использовать в графической газетной модели шрифтовую пару, то есть два шрифта — ​серифный и сансерифный. Уже только на отличии типов выбранных шрифтов вы отчасти обеспечите контрастность текстово-заголовочных стилей. Подбор пары — ​дело достаточно сложное. Ведь шрифты необходимо подобрать таким образом, чтобы они были похожи по рисунку. Иначе говоря, при всех отличиях они должны быть органично совместимы, как муж и жена. Для ленивых эта проблема решается просто. У многих шрифтовых студий есть готовые пары, так называемые супергарнитуры. Это готовая пара из серифного и сансерифного шрифтов, нарисованная одним художником. Часто супергарнитуру можно узнать по наличию в названии шрифта приставки Pro.

 

Недекоративность

Наличие декоративных и полудекоративных элементов в шрифте выгодно при оформлении плакатов и рекламы, но противопоказано в газете. По совершенно простой причине — ​фигурные засечки, искривления мешают читателю мгновенно прочитывать заголовки. А чтение текстов, выполненных неакадемическими шрифтами, будет для читателя сущей пыткой.

При выборе шрифтов обязательно обратите внимание на наличие крупного «очка». «Очко» — ​это диаметр округлых элементов букв (например, диаметр внутренней окружности буквы «о»). Чем крупнее «очко», тем комфортней для читателя будет чтение текстов в мелких кеглях. Этим критерием могут похвастать, скажем, шрифты Nimrod и Yefimov шрифтовой студии «Паратайп».

система стилей

Теперь, когда вы выбрали шрифты, ­перед вами не менее ответственная задача — ​разработать чёткую систему текстово-заголовочных стилей.

Какой шрифт и какого кегля у вас будет использоваться для заголовков материалов первого плана, какой — ​для материалов второго и третьего планов? И это только часть вопросов, которые возникнут при создании системы стилей. Ведь, кроме заголовков, есть подзаголовки, рубрики, микрозаголовки, буквицы и т. д. И на «сладкое» — ​стили разных текстов. Даже тут очень важно «развести» на контрасте тексты материалов разного плана. Скажем, если тексты ключевых публикаций будут выполнены серифной гарнитурой, то разумно использовать для текстов второго или третьего планов в боковых колонках сансерифную гарнитуру. Таким образом, соседние материалы разных планов визуально не будут сливаться.

 

Незыблемость

И наконец, самая главная задача — ​не менять в процессе вёрстки кегли и ширину гарнитур в угоду содержанию. Ведь чёткостью системы стилей вы формируете визуальные привычки вашего читателя. Он, как собака Павлова, привыкает к тому, что, например, заголовки разных материалов выглядят всегда так, как они были заложены, и ему ­становится легко ориентироваться в газете.

Поэтому когда не лезет заголовок, это не значит, что можно «в порядке исключения» уменьшить размер кегля или сжать ширину букв. И конечно, игра интерлиньяжем не просто моветон, это, по сути, пытка для читателя.

И поэтому напоследок уже не предписание, а закон: при вёрстке газеты главное — ​удобство не для верстальщика или редактора, а для читателя.

Где купить?

Шрифты — ​на самом деле не такое уж и дорогое удовольствие. Стандартная шрифтовая пара со всеми начертаниями может уложиться буквально в 10 тыс. рублей.

В России крупнейшая шрифтовая студия — ​«Паратайп» (fonts.ru). Также очень эффективная площадка для покупки шрифтов — ​интернет-магазин myfonts.com. Конечно, есть и бесплатные лицензионные шрифты. У того же «Паратайпа» на сайте можно скачать шрифтовую пару PT Sans и PT Serif. А на MyFonts есть гарнитуры и отдельные начертания шрифтов с нулевой ­стоимостью.


Сен 13, 2016
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Редакции сразятся за лучшее освещение документов об убийстве Кеннеди
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания