Чтобы не «сгореть» на работе

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Он истощает эмоциональные ресурсы работающего человека. Профессиональное выгорание возникает, когда накапливаются отрицательные эмоции и нет возможности от них освободиться. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Гансу Селье)

Эдвард Moppoy, известный журналист, предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Эмоциональное выгорание – это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. Если в редакции есть выгорающий работник, то его негативизм и цинизм передаются другим работникам. Если болен руководитель, последствия могут быть разрушительными.

Виктор Франкл описывал экзистенциальный вакуум как страдание от чувства пустоты и отсутствия смысла. Нам предстоит в этом разобраться, но позже. А пока ответим на вопрос: «Как узнать человека, поражённого выгоранием среди коллег и близких?»

На помощь приходят физические симптомы: восприимчивость к изменениям внешней среды, расстройства желудочно-кишечного тракта, частые головные боли. Это организм отвечает на признаки эмоционального истощения. Так срабатывает защитный механизм, позволяющий на законных основаниях остаться дома и отдохнуть! Если понять, что это несложный вариант выгорания – выгорание на уровне реакции, физиологическая и психологическая реакция на чрезмерное напряжение. Если понять, что, когда ситуация завершается, симптомы исчезают сами по себе, то на этом этапе можно справиться с собой. Как?

   Осознать приоритет физического здоровья.

   Заставить себя двигаться: ходить, бегать, плавать… или как-то иначе, так, как нравится вам.

•   Разрешить себе поваляться и выспаться.

   Не спиться – двигайтесь до физической усталости.

•   Уделите время семье.

•   Поговорите с друзьями.

Если мы не восполняем энергию посредством отдыха, организм переходит в режим экономии сил. Если отдохнуть удалось, то в качестве профилактики, возможно, вам будут полезны следующие действия.

Если мы не восполняем энергию посредством отдыха, организм переходит в режим экономии сил. Если отдохнуть удалось, то в качестве профилактики, возможно, вам будут полезны следующие действия.

   Повышение образовательного уровня. Подумайте, каких знаний не хватает вам в работе. В каком направлении вам хотелось бы развиваться? Учёба не только прогонит хандру, но и откроет новые горизонты в вашей деятельности, даст возможность карьерного роста.

   Гораздо более простой, но на удивление действенный способ борьбы с профессиональным выгоранием – изменить своё рабочее место. Можно предложить поменяться местами коллеге, можно просто немного передвинуть свой стол и стул. Выбросьте ненужные бумаги, наведите порядок в компьютерных папках, протрите пыль там, где этого не делает уборщица, и вы удивитесь, насколько легче станет дышать. Пересадку можно устроить в принудительном порядке, но не травмируя сотрудников.

Можно уменьшить цейтнот, если:

   делегировать что-то,

   разделять ответственность,

•   ставить реалистичные цели,

•   критически рассматривать те ожидания, которые имеешь.

Последние четыре пункта относятся к реорганизации процесса работы, с которого, как мы помним, всё началось.

Но бывает, что, несмотря на все принятые меры, идти на работу по-прежнему не хочется, что былые трудовые подвиги не под силу. Жизнь и работа становятся механическими, но остановиться невозможно, потому, что «я должен это делать», «надо соответствовать», «быть лучше других», «есть обязательства». Так возникает самоэксплуатация.

Что происходит? Вероятно, планки быть «лучше всех» очень высоки. Важно, что требования, которые предъявляются в течение недель и месяцев по отношению к себе, чрезмерны. Увидеть, осознать и признаться себе в этом очень сложно. Проще «отключить» чувства.

С точки зрения психики это очень разумно. Проблемы отрицаются. Изоляция растёт. Человек перестаёт воспринимать как ценность себя и окружающих людей. Жизнь теряет краски, становится механистичной, зона интересов крайне сужена и ограничена только определёнными проблемами.

Возникает ощущение полной бессмысленности существования, экзистенциальный вакуум. Полное выгорание.

Вы понимаете, что происходит? Чтобы не страдать – отключить чувства, и страдать от отсутствия чувств.

Так где ошибка? Она в формуле, которой мы пользуемся!

Чем усерднее работа, тем больше успех. Чем человек успешнее, тем он счастливее. Так? Нет, не так! В жизни получается иначе. Потрудился, написал отличный репортаж и, не успев порадоваться, планку поднял. Следующий должен быть получше, чтобы наверняка всем стало понятно, что я успешен. А у людей критериев успешности много, вот и суетимся мы до бесчувствия. Места счастью в этой гонке нет.

Останавливаемся и думаем. Задаём себе вопросы. Зачем я это делаю? Что лично для меня важно, когда я это делаю? И если, помимо денег на карточку, вам важен блеск глаз тех, кому помог ваш материал, то смотрите внимательно, чтобы не упустить. И отметьте его и порадуйтесь от всего сердца. Это ваш личный смысл.

Наш мозг заряжается счастьем, то есть если вы будете счастливы, наш мозг будет работать лучше, чем в плохом, спокойном или тревожном состоянии.

Синдром выгорания ставит нас перед вопросом: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю? Так в чём смысл редактора? В том, что отличная газета выходит в срок? Нет, нет и нет! А в чём? В том, что он организовал процесс, в результате которого отличная газета выходит в срок. При таком подходе внимание к сотрудникам неизбежно, суеты меньше, радости больше. А главное – сводятся к минимуму основания для хронического стресса. (Меня не ценят! Сколько ни делай, всё мало! Обидно до слёз! Ну в чём моя вина? Что я ещё-то могу?)

Хороший руководитель знает особенности своих сотрудников и использует их лучшие качества. Использует сильные стороны, которые руководитель обязан знать. Кому-то слов не надо, потому, что важно вознаграждение деньгами. А другой подумает: «Что мне ваши деньги, хоть раз просто по-человечески прилюдно спасибо скажите!» Да, господа руководители, у каждого вашего сотрудника есть личные смыслы. Человек о них может и не догадываться, считая себя «как все», а руководитель знать обязан! Откуда? Из неустанного повышения квалификации руководителя!

Здесь мы приходим к тому, что для руководителя хорошо, когда смысл не в том, что он радуется плюсикам сделанных и выполненных подчинёнными заданий, а своим действиям, в результате которых подчиненный выполнял задание проще и легче. Вы понимаете? Удовольствие от лёгкости, а не от усилий. Это совсем разные эмоции.

Итак, что перегружает нашу эмоциональную проводку? Отсутствие понимания личных смыслов и ожидание счастья когда-то потом.

С чего начать разгрузку? Разрешите себе радость. И мелочам можно радоваться? Нужно радоваться всему, просто так, как дети. А возражения, которые сейчас у вас возникли, порождены заблуждением, что счастье – следствие успешности.

Фото: shutterstock.com

Окт 12, 2016

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны

Газетный бизнес сжимается быстрее журнального