Дайджест

Коллегия по жалобам на прессу рассмотрела обращение ряда крупных издательств на фильм НТВ «Должники Госдепа». Медиасообщество категорично выразило своё мнение — программа НТВ наносит репутационный ущерб российскому медиасообществу в целом, ухудшает и без того взвинченную общественную атмосферу, ориентируя телевизионную аудиторию на поиск мифических внутренних врагов. Коллегия также сочла установленным факт, что фильм НТВ «бросает тень на российский «медиацех», так как содержит попытку очернения руководителей СМИ, упомянутых в фильме, и очень точно определила жанр изученного материала как заведомо ложный донос. Даже теперь, когда медиасообщество доказало и говорит им: «Вы лжёте», от телекомпании НТВ нет ни опровержения, ни извинений.

Обращаясь к выводам эксперта, профессора кафедры журналистики Казанского университета Светланы Шайхитдиновой, Общественная коллегия по жалобам на прессу «обращает внимание на предупреждение, связанное со спецификой восприятия «фильма» телезрителем, не имею­щим культуры и навыка критического отношения к медиапродукту, который выдаётся за общественно значимое «журналистское расследование», на деле таковым не ­являясь».

Профессор Шайхитдинова поясняет: «Фильм НТВ «Должники Госдепа» под рубрикой «ЧП-расследование» представляет собой информационный продукт, профессио­нально созданный (…) с целью дискредитации ряда руководителей российских региональных СМИ, которые не находятся под влиянием местной власти. Цель достигается через использование ряда манипулятивных приёмов визуального и речевого воздействия на сознание аудитории».

Говоря о «введении в заблуждении жанром», эксперт подчёркивает: «Базируясь на устаревшей доктрине информационной войны, рассчитанной на возможность ­отделить себя от мира железным занавесом, создатели фильма «Должники Госдепа» воспроизводят известные российской истории способы конструирования «врагов народа». Один из таких способов: поиск «зарубежного следа» в ­биографии и деятельности жертвы».

Идея, которая представлена как доказанная расследованием, проведённым НТВ, гласит: тот, кто берёт кредит у какого-либо фонда США или на средства такого фонда совершает какие-либо действия, тот обязан отработать эти деньги перед американским правительством. В свёрнутом виде эта идея подана в заголовке фильма «Должники Госдепа», где «должники» — не люди бизнеса, которые должны вернуть взятые кредиты, а те, кто «отрабатывает долги», согласно навязанной прессе позиции, вступая в оппозицию официальной политике, нанося вред ­безопасности своей страны.
Введение в заблуждение жанром обеспечивается также и тем, что вместо «доказательств» представлены ­суждения «экспертов».
Светлана Шайхитдинова утверждает: «Отрицательно оцениваемый контекст формируется с помощью видеоряда и речевых высказываний как разоблачённая кухня «тайной бухгалтерии американских фондов и российских оппозиционных СМИ», того, «как Госдепартамент США прикармливает журналистов России». Этот контекст создаётся также через конструирование противостоящих друг другу идентичностей: «наши», патриоты России и не патриоты, «пятая колонна». Они показываются вперемежку с представителями зарубежных фондов, которые, по мысли создателей фильма, созданы для осуществления подрывной деятельности в странах противника. Отрицательный контекст в этом случае формируется и как отрицательная ­моральная оценка».

Разделяя выводы профессора Шайхитдиновой, что фильм «Должники Госдепа» «содержит признаки манипулирования сознанием аудитории», «вводит аудиторию в заблуж­дение, сообщая ей недостоверные факты в отношении региональных медиаорганизаций, руководители которых стали героями сюжета фильма», «подрывает деловую репутацию этих медиаорганизаций и их руководителей», Общественная коллегия по жалобам на прессу обращает внимание и на такую констатацию эксперта: «Автор медиатекста не известен. Вместо него есть моложавый бойкий ведущий Роман Игонин, который проговаривает свой текст, как актёр — свою роль».

По мнению Коллегии, отсутствие в «титрах» фильма имён его авторов позволяет сделать вывод, что данный медиапродукт должен рассматриваться либо как «мнение редакции» (программы, телевещателя), либо как сторонний ­продукт, предоставленный телевещателю для вывода в эфир на условиях анонимности заказчика.

Не имея возможности (за отказом АО «Телекомпания НТВ» принять участие в рассмотрении информационного спора) прояснить это обстоятельство, Коллегия соглашается с выводом своего эксперта: «Данный медиатекст не может быть отнесён к журналистским аналитическим форматам, на которые формально указывает название рубрики «ЧП-расследование».

Учитывая позицию, занятую НТВ, Коллегия по жалобам на прессу освобождает заявителей от взятого ими на себя морального обязательства не обращаться в суд или иные государственные органы для разрешения данного ­информационного спора.

 


Прямой эфир с петлёй на шее

Журналисты частного пермского телеканала «Урал-Информ ТВ» в знак протеста против отключения вещания выходили в эфир с верёвками на шее.Записи этих эфиров ­доступны на сайте канала и на платформе YouTube.

Символичные верёвки на шеи надели и ведущие новостей, и авторы сюжетов. Работники канала также провели телемарафон «В наш ящик не сыграешь», в рамках которого жители Перми высказывались об отключении «Урал-Информ ТВ». Кроме того, 18 мая журналисты организовали акцию прощания со свободной прессой региона. В центре города они установили телевизор, к которому пермяки поднесли цветы. В акции приняли участие несколько сотен человек. Молодые люди пришли на возложение с заклеенными красным скотчем ртами.

Напомним, что «Урал-Информ ТВ» прекратил вещание 12 мая в 19:00 по местному времени, когда неизвестный под видом директора канала проник на узел связи «Ростелекома» и отключил сигнал. Доступ к оборудованию он получил благодаря поддельным документам, которые предъявил главе местного филиала компании. С тех пор канал продолжает вещание только в интернете.

Телекомпания является частью холдинга «Урал-Информ», который с апреля 2016 года принадлежит структурам, близким к депутату заксобрания Дмитрию Скриванову. Ранее холдинг контролировал бывший замглавы администрации губернатора Кирилл Маркевич. Компания также объединяет газеты «Коммерсант в Перми», «КП-Прикамье» и «Звезда», а также интернет-ресурс «РБК Пермь» и радиостанцию «КП-Пермь».

 


Провокаций больше не будет

Блог-платформа «Живой Журнал» провела масштабный перезапуск. Теперь главная страница LiveJournal выглядит как медиа, созданное на основе авторских блогов, а при её формировании редакторы сайта ориентируются на правила и законы, которые используются в СМИ. Об этом в своём блоге сообщил главный редактор «Живого Журнала» ­Василий Гулин.

Он считает, что необходимо «уйти от тизерных заголовков, провокаций и погони за иллюзорными показателями популярности. «Мы должны писать интересные, полноценные тексты, а не перебиваться огрызками в надежде на длинные ветки комментариев, — подчеркнул Гулин. — Работать с аудиторией всей площадки, стать частью LiveJournal, выйти за пределы ЖЖ, своего уютного, но всё же маленького мира».

На главную страницу «Живого Журнала» будут попадать как тексты популярных блогеров, так и материалы, написанные неизвестными авторами. По словам Гулина, LiveJournal должен стать интересным и разноплановым ресурсом, в котором есть «и новости, и вечные темы, и ­обзоры, и тесты».

LiveJournal, или «Живой Журнал» — самая крупная блог-платформа в России. Развитием её кириллического сегмента занимается группа компаний Rambler&Co. Платформа была запущена в 1999 году. По данным TNS Web Index, ежемесячная аудитория сервиса в России ­составляет 16 миллионов человек.

 


Ещё год без увольнений

Газета The New York Times предложила некоторым сотрудникам выкупить на добровольной основе свои обязательства по трудовым контрактам. Как передаёт ТАСС, это решение призвано обеспечить «агрессивное расширение» цифровых технологий без увеличения расходов.

Об этом объявили владелец издания Артур Сульцбергер-младший и исполнительный редактор Дин Бакет. «Наш план, несомненно, приведёт к появлению новых инициатив и инвестиций, — заявили они. — Одновременно редакции придётся принять трудные решения о том, чем прекратить заниматься. Мы будем сокращать расходы везде, где сможем, без урона для ценности журналистики в целом и богатых традиций The New York Times».

По словам Бакета, в этом году увольнений в газете не планируется, однако будут приняты меры, нацеленные на экономию средств. «Насчёт следующего года мне не хочется спекулировать», — заметил он, напомнив о намерении сделать «отдел новостей меньше, но не так, чтобы оставшиеся репортёры «зашивались». Бакет заверил, что к созданию новостей, в котором задействованы 1,3 тыс. человек, будут привлекаться работники с навыками визуальной ­журналистики и профессиональные репортёры.

Руководство газеты напомнило, что в октябре 2014 года оно сократило порядка 100 рабочих мест. Эта вынужденная мера была предпринята из-за того, что «недостаточное число сотрудников воспользовалось предложением выкупить их контракты». В апреле было объявлено о ­решении закрыть часть служб в Париже.

Как напомнила газета The Wall Street Journal, доходы The New York Times от размещения рекламы снизились за последний квартал на 6,8%, до $139,7 млн. Спад печатной рекламы достигал 9%, рекламы в цифровом формате — 1,3%.

 


Наказание за непрофессионализм

В редакции «Новой газеты» была проведена служебная проверка после публикации в СМИ материала о давлении, которое сотрудники издания оказывали на источники информации в ходе сбора материала для видеоинтервью с создателями групп «ВКонтакте», связанных с детскимисуицидами.

В результате выговоры получили два журналиста издания. В заявлении руководства «НГ» говорится, что «по результатам служебной проверки продюсеру Наталье Соколовой вынесен выговор за нарушение норм журналистской этики, выразившееся в несанкционированной передаче редакционных материалов третьим лицам и оказании давления на источник информации. Она отстранена от работы, связанной с деятельностью отдела расследований. Заместителю главного редактора Сергею Соколову, на время служебной проверки отстранённому от должности, вынесен выговор (хотели строгий, но в трудовом законодательстве такого взыскания уже нет) за потерю контроля над ходом расследования, неверную оценку ситуации и нечёткое инструктирование сотрудника в возникших обстоятельствах.

Издание сообщает, что инициатива установления контактов с администраторами групп, о которых шла речь в материале Галины Мурсалиевой «Группы смерти», ­принадлежала продюсеру «Новой газеты» Наталье Соколовой.

Она установила контакт с двумя администраторами суицидальных групп. С одним из них, известным как Филипп Лис, было записано видеоинтервью. Второй администратор извес­тен под псевдонимом Море Китов. Чтобы убедить его дать видеоинтервью, Соколова предоставила ему неотредактированный исходник первого разговора, который был опуб­ликован в группе «ВКонтакте» до выхода интервью на сайте «Новой газеты». Как заявили в «НГ», данное действие Соколовой является грубой профессиональной ошибкой.

Напомним, 16 мая на сайте «Новой газеты» был опубликован материал под названием «Группы смерти». В нём утверждалось, что в социальной сети «ВКонтакте» существуют сообщества, администраторы которых подталкивают детей к суициду. Как утверждала автор ­«расследования», всего было выявлено 130 случаев суицида.

 


Французы негодуют

Ведущий итоговой информационно-аналитической программы «Вести недели» Дмитрий Киселёв прокомментировал обвинения в подлоге и искажении информации в сюжете о беспорядках в Париже, на которые указали французские журналисты.

Как передаёт «Коммерсантъ», одиозный телеведущий объяснил прозвучавшую критику «полемикой между телеканалами». Он также признал, что иногда его сотрудники «пропускают заусенцы». Именно такой термин он употребил относительно работы авторов сюжета, которые, по утверждению французских журналистов, кардинально исказили смысл слов героев интервью. Ведущий также пообещал ответить на обвинения Le Petit Journal в следующей программе и добавил, что европейцы ­«бревна в ­своём ­глазу не видят».

Отмечается, что автор сюжета корреспондент «России 1» Антон Лядов отказался разговаривать с изданием и ­повесил трубку.

Журналисты программы Le Petit Journal, которая выходит на французском Canal+, нашли героев сюжета «Вестей ­недели» о евроскептиках во Франции и показали им материал, который вышел на «России 1». Участники репортажа заявили, что их слова неверно интерпретировали или ­переврали.

Киселёву, который занимает должность замгендиректора ВГТРК, уже приходилось признавать ошибки в сюжетах «Вес­тей недели». Так, он согласился с обвинениями в том, что 24 апреля в эфире программы было показано поддельное удостоверение гауптштурмфюрера дивизии СС «Галичина». При этом Киселёв не стал приносить ­извинения за ошибку.

 


The Guardian удалил статьи внештатного журналиста

Английская газета отчиталась о результатах внутренней проверки после жалоб на материалы внештатного журналиста Джозефа Мэйтона. Как выяснилось, долгое время сотрудничавший с изданием фрилансер выдумывал большинство взятых для своих статей комментариев спикеров, и в результате его материалы удалили, лишили фейковых цитат или снабдили пояснениями в случаях, когда их не ­удалось проверить.

В феврале 2016 года озвученные в одной из статей источники обратились в издание, заявив, что не говорили того, что приписал им Мэйтон.

Когда фрилансер не смог предоставить подтверждения взятых комментариев и интервью, руководство газеты наняло независимого специалиста для проверки фактов, изложенных во всех статьях журналиста. Всего факт-чекер провёл более 50 интервью и выяснил, что в большинстве случаев авторов комментариев даже нельзя было найти в интернете. В двух случаях Мэйтон описывал события с мероприятий, которые он, по словам организаторов, не посещал. В итоге The Guardian удалили 12 его статей, а в других спорных случаях убрали ложные комментарии или поместили предупреждение там, где не смогли проверить факты со стопроцентной уверенностью.

 


Повестка придёт к вам

В Москве состоялось очередное заседание «Общества главных редакторов». Представители отечественных СМИ обсудили, какое будущее ждёт медиаиндустрию, поделились рассказами о своей работе. Среди приглашённых были редакторы «Медузы», Snob.ru, «Афиши Daily», а также главреды таких изданий, как T&Р, «Батенька, да вы трансформер».

Участники встречи пришли к выводу, что руководитель редакции должен выступать в трёх основных ролях — как тренер, художественный руководитель и шаман. При этом главный редактор «Медузы» Иван Колпаков объяснил концепцию своего издания: «Мы показываем, что Россия — часть огромного мира. Нельзя обнести страну частоколом. Политика изоляционизма не меняет того, что всё происходящее в России влияет на всю планету, а всё, что на ней творится, непосредственно влияет на Россию. В «Медузе» мы пытаемся рассказать, что есть большой мир, повестка которого для нас не менее важна, чем российская. Если вы не идёте к мировой повестке, то она сама придёт к вам».

О работе журналистов и редакторов Snob.ru рассказала главный редактор сайта Лика Кремер. Модель этого издания строилась таким образом, что за возможность участия в беседах и доступа к некоторым материалам пользователь должен был заплатить, а авторы текстов, опытные, известные журналисты, выступали в качестве модераторов и обязаны были отвечать на вопросы читателей. Нравилось это далеко не всем. «Тогда мы выбрали промежуточный вариант: мы — СМИ, и никого не слушаем, но рядом у нас есть определённый социальный капитал. С тех пор авторы не обязаны общаться с аудиторией, если они того не хотят. Однако главный редактор всё равно продолжает нести ответственность за те блоги, которые ведут его участники».

В свою очередь главный редактор сайта «Афиша Daily» Екатерина Дементьева рассказала о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при переходе с бумажной версии на электронную. «Весь мой накопленный опыт пятилетней работы в редакции печатной версии оказался бессмысленным, — с горечью констатировала она.  — А всё потому, что в итоге ты прекрасно понимаешь все принципы вёрстки бумажной страницы, но совершенно не знаешь, что такое правильное SEO, расстановка ссылок и многое другое. Я надеюсь, что мы доживём до того времени, когда в профессиональном сообществе в качестве руководителей медиа не будет ни одного человека из бумажного издания, а будут люди, которые научились делать большие и красивые истории онлайн».

Фото: ntv.ru, youtube.com/uitvperm, canalplus.fr, TheGuardian.com

мая 30, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал