Допрос как искусство

Несмотря на кажущуюся простоту, жанр интервью принадлежит к числу наиболее сложных и трудоёмких. По-настоящему интересные и увлекательные диалоги со знаменитостями или крупными специалистами в какой-нибудь сфере — ​большая редкость. К тому же в самом этом жанре существуют десятки разновидностей. Разбираем самые популярные из них

Интервью считается одним из основных информационных жанров в журналистской деятельности. Оно активно используется в практике электронных СМИ, в частности, в структуре информационно-аналитических и художественно-публицистических программ. Поэтому неудивительно, что чаще всего оно рассматривается в контексте новостного вещания или ­информационных ­жанров ­печатной прессы.

Необходимость в получении компетентного мнения, суждения или комментария возникает, когда достоянием гласности становятся новые сведения, факты, проблемы, ранее неизвестные обществу. При подготовке материалов для печати или эфира, как правило, используются разные типы и виды интервью. В большинстве случаев они не выходят за границы ­информационного жанра.

Для получения официального разъяснения по каким-либо вопросам, представляющим общественный интерес, используется ситуация протокольного интервью. Оно информирует о мнениях и решениях официальных структур. Как правило, продолжительность такого интервью невелика.

Наиболее распространённым видом в журналистской практике является информационное интервью. Оно используется для получения представителем СМИ конкретной информации (в ­отличие от протокольного интервью).
Стоит различать два вида инфор­мационного интервью — ​интервью-мнение и интервью-факт. В первом случае цель — получение мнения или суждения о конкретном события, явлении или проблеме. Во втором — новая информация, содержащая факты, сведения, ранее неизвестные ­общественности.

 

Необходимость в интервью возникает, когда достоянием гласности становятся новые сведения, факты, проблемы, ранее неизвестные обществу

В последние годы особой популярностью пользуется интервью-портрет, приближающийся по структуре и хронометражу к беседе. Подобная ситуация характерна продолжительным общением журналиста с собеседником, целью которого как раз и является раскрытие его индивидуальности перед аудиторией. Общение может продолжаться по времени и более часа, а подготовка к нему занимает несколько дней. Хронометраж интервью предопределяет и содержание разговора, когда журналист интересуется не только подробностями биографии своего визави у микрофона или в кад­ре, но и его взглядами, убеждениями. Ситуа­ция интервью-портрета становится структурообразующим элементом, приближающим подобный продукт к очерку. В большинстве случаев в журналистской практике такая беседа о смысле жизни составляет основу программ, ­которые получили название «ток-шоу».

Проблемное интервью также становится популярным видом общения журналиста с одним или несколькими респондентами. Целью является выяснение различных точек зрения или путей решения проблем, имеющих важное социальное значение. Исходя из специфики целей, стоящих перед ведущим, подобную ситуацию в журналистской практике часто определяют как дискуссию. Очевидно, что в дискуссии, которая ведётся в виде проблемного интервью, подразумевается, помимо журналиста, участие собеседников, обладающих достаточно высоким статусом или квалификацией в той области, которая становится предметом обсуждения.

По аналогичному принципу выстраиваются и некоторые модели организации ток-шоу, посвящённых темам, носящим, как правило, более обыденный характер, хотя и не лишённым видимой социальной значимости. Можем вспомнить пример таких ток-шоу: «Про это», «Я сама», «Что хочет женщина», «Принцип домино».

В основном такие телепередачи организуются с участием зрителей в студии, однако их функция исключительно декоративна. Активизация участия аудитории возможна лишь в виде одиночных вопросов. Целью ток-шоу является не только выявление мнения или точек зрения специалистов на заявленную тему, но и эфирное сканирование общественного мнения, которое представляют зрители в студии. В этом подобная модель общения журналиста с аудиторией в контексте телепрограммы, определяемой как ток-шоу, приближается к такому виду интервью, как ­интервью-анкета.

Проводятся такие интервью-анкеты преимущественно за пределами студии: на улице, в общественных мес­тах. Таким образом журналист выявляет неквалифицированные мнения, объединённые специально сформулированными вопросами. После обработки записанных интервью журналист выстраивает исходный материал в определённой им самим последовательности мнений. Подобное использование интервью-анкеты наиболее типично для информационно-аналитических программ в электронных СМИ, хотя его активно используют и ­периодические издания.

 

Фото: shutterstock.com

Июл 8, 2016

Главред альманаха moloko plus — о самиздате и нескучной журналистике

ЖУРНАЛИСТ публикует заключитальную часть отчета Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую, вторую, третью и...

Журналист меняет профессию. Этот стал таксистом-подкастовиком