Дважды два - пять. Для вашей же пользы

На всех телеканалах в последнее время, как грибы после дождя, расплодились программы, посвященные еде и здоровью. Одни из них, что постарше возрастом, уже отмечают скромные юбилеи и даже получают вожделенные ТЭФИ. Другие только вступают в эфирную жизнь, пытаясь отвоевать себе место под телевизионным солнцем.

На канале РЕН ТВ явно задержались со стартом подобного опуса. Зато решили убить сразу двух зайцев, соединив еду и здоровье, которые у  остальных игроков на эфирной ниве существуют обычно порознь. Да еще и без ложной скромности окрестили свою новую еженедельную часовую передачу весьма претенциозно: «Самая полезная программа». О её пользе, впрочем, можно судить не столько по зазывному названию, сколько по творческому итогу, которым обернулся замысел её автора, журналиста В.Щеглова.

Судя по раннему выпуску, посвящённому актуальной для многих проблеме похудения, поначалу предполагалось использовать тот приём, который получил название «включённого репортажа». Говоря иначе, ведущий участвовал в эксперименте, наравне с избранными им героями. Журналист вместе с ними отправился в столичную Клинику лечебного голодания и мужественно испытал на себе все тяготы сдержанности в еде.

Польза этого выпуска, без сомнения лучшего среди остальных, состояла не столько в медицинской стороне дела, сколько в психологической и финансовой. Честно сообщив о впечатляющей цене недельного пребывания в Клинике, авторы предпочли не углубляться в суть применяемого там метода лечения людей с излишним весом. Обошли молчанием извечный вопрос: не вернутся ли прежние килограммы через некоторое время после завершения голодания?

К сожалению, Щеглов после этого выпуска отказался от непосредственного участия в происходящем, предпочтя удобную позицию повествователя со стороны. Да и ту он сводит к кратким, воплощённым в общие, стёртые слова, вступлениям и заключениям. Все остальные тексты – а их в цикле много, пожалуй даже, слишком много, - звучат в исполнении диктора, хорошо знакомого зрителям канала. Его голос, полный зловещих интонаций, превращает любую тему (а на РЕН ТВ, как известно, любят стращать аудиторию рассказами об НЛО, «зелёных человечках», загадочных существах, обитающих глубоко под землёй и т.д., и т.п.) превращает любую, самую невинную тему в ужастик, не столько объясняющий суть дела, сколько пугающий зрителя.

И тут сразу же обнаруживаются несколько существенных, не очень заметных прежде недостатков цикла и его ведущего. Подчас авторы выпусков, не способные реально оценить свои возможности, берут на себя лишнего. Так, в выпуске «Неинфекционные заболевания» (5.11, в повторе он назван «Как не умереть молодым», 3.12) они решили рассказать о четырёх самых страшных для человека болезнях. Вернее даже,  целых группах заболеваний: о сердечнососудистых, онкологических, связанных с органами дыхания, а также о диабете.

Даже если б авторы посвятили им четыре отдельных выпуска, зрителям грозила бы скороговорка. А тут они решили за сорок семь минут эфирного времени сказать сразу обо всём. Получилось поверхностно, и, главное, не очень точно. Не спасло и то, что на каждую из четырёх названных выше групп болезней авторы подобрали по одному человеку, на примере которых пытались сначала попужать зрителей, а затем дать им чёткие указания на счастливое будущее. В итоге, увы, всё свелось к привычным заклинаниям против курева и алкоголя.

Но и тут не обошлось без конфуза. Авторы вынуждены были признать, что оба эти порока снижают аппетит, тем самым, объективно сокращая вероятность ожирения, опасного как для сердечнососудистых болезней, так и для диабета. Зритель, которого в цикле самой манерой безальтернативного повествования приучают беспрекословно подчиняться воле автора, остаётся в недоумении. Эффективность выпуска, и без того не очень убедительного из-за банальности приводимых аргументов, снижается ещё больше.

Впрочем, в деле убедительности наши авторы не остановились на достигнутом. Перейдя от болезней к продуктам питания, они, закусив удила, отбросили прочь и факты, и логику, и принятые повсеместно взгляды. Так стало в выпуске, посвящённом молоку (19.11). Назвав его «Молочные мутанты», они с первой же минуты пошли в смертельную атаку на любимый миллионами продукт. Объявили его причиной рака (повторив это ничем не подкреплённое обвинение ещё раз в финале выпуска) и стали последовательно в той же голословной манере отвергать все столетиями известные достоинства молока.

В своих рассуждениях авторы опирались на свидетельства людей, далёких от предмета спора. О молоке у них говорили то маркетолог, то политолог, а то и вовсе «биолог-практик», что на общедоступном языке означает, видимо, человека, не имеющего специального образования. Настоящим биологам или, скажем, диетологам в выпуске места не нашлось. А ещё в качестве активнейшего разоблачителя достоинств молока выступал некий Данила, постоянный партнёр ведущего. Он осторожно назван в титре «испытателем»: тоже, наверное, у него нелады с квалификацией. Зато в активности и апломбе ему не откажешь: он постоянно что-то наливает в мензурки и колбы, нагревает их, подчас, для убедительности, взрывает, - одним словом, пытается доказать недоказуемое.  

В финале выпуска авторы вдруг назойливо противопоставляют молоку… йогурт, во всём полезный. В моей голове тут же промелькнуло: производство молока в стране, увы, год от году сокращается, в магазинах его подчас не хватает, а вот новомодные йогурты, напротив, плохо раскупаются. Авторы, вроде бы, не рекламируют конкретную продукцию, просто, как истинные патриоты, заботятся о равновесии на отечественном рынке.

Я укрепился в своей догадке уже через неделю, посмотрев следующий самый полезный выпуск (26.11), названный коряво, но решительно: «Сыр убивает медленно». Тут к порокам молока добавились ещё и новые: оказывается, сыр не только чреват раком, но и способствует параличу тела. А ещё он снижает мужскую потенцию, «сводит с ума, производит ломку», повышает сверх меры артериальное давление. Психиатры в определении одной из психических болезней, по уверениям телевизионщиков, будто бы даже пользуются термином «синдром рокфора»...

Авторы выпуска, накручивая ужасы на сырную тему, - такие, что, кажется, речь идёт о каком-то неведомом страшном чудовище, звере-людоеде, в сердцах восклицают: «почему молчат политики?!» После этого начинаешь понимать, что проблему глобального вреда сыра должны решать вовсе не представители торговли, молочной отрасли или врачи-диетологи, а именно руководители государств, возможно даже, в рамках Организации объединённых наций.

Кстати сказать, наши авторы выходят на межгосударственный уровень далеко не случайно. Главные мировые производители этого продукта находятся за океаном, а также в некоторых европейских государствах. Они, -как известно, объявили нам санкции. Мы им – контрсанкции. Хороший сыр стал редкостью. Импортозамещение в сырном деле нам пока что не очень удаётся. Бри, созданный в Подмосковье, тамбовский камамбер, белгородский маасдам, - всё это пока что лишь красивые названия.

И тут уж патриоты-телевизионщики не упускают шанса продемонстрировать свою политлояльность. Говорят всё, что думают о США с их рекордами в сыроварении. Сообщают о немцах-извращенцах, которые не только едят сыр, но ещё и нюхают его. Потешаются над чудаками-британцами: те кубарем скачут с холмов, гоняясь за громадными кругами сыра.  

Но главное, как и в предыдущем случае, таится в финале выпуска. Заклеймив по всем статьям сыр, авторы стали славить… незатейливый сырный продукт. Тот, что в быту называют плавленым сыром. Его готовят из целого ряда ингредиентов, по достаточно простой и недорогой технологии. Ни особых тебе сложностей производства, ни долгой выдержки. Тут мы вполне можем конкурировать с Западом. Лишь бы привередливые россияне скорее поняли превосходство плавленых сырков над их вонючим родственником.

И, конечно, скажем великое спасибо телеканалу РЕН-ТВ за активное участие в той нелёгкой борьбе, которую ведёт наша страна с санкциями, в великом деле импортозамещения.


Дек 12, 2016
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом