Двойная стратегия

Руководители NOZ Medien Кристоф Нимёллер и Лоренс Мель рассказали ЖУРНАЛИСТУ о бизнес-моделях и стратегиях, с помощью которых они рассчитывают добиться своей амбициозной цели в 2016 году — стать в Германии региональной медиакомпанией № 1

Господин Мель и господин Нимёллер, вы вдвоём руководите Neue Osnabrücker Zeitung (NOZ), что встречается достаточно редко. Как вы делите обязанности между собой?

Кристоф Нимёллер: На самом деле, это не такая уж необычная вещь. Довольно часто бывает, что медиакомпанию возглавляют два директора. Но это срабатывает, только если у вас хорошие отношения и вы друг другу доверяете. Обычно мы за всё отвечаем вдвоём. Лоренс Мель больше занимается контентом, маркетингом и цифровыми новостями. Я больше сосредоточен на административной и технической стороне, а также на логистике и сервисах. Мы активно занимаемся разработкой стратегий.

Что отличает NOZ от других региональных медиакомпаний Германии?

К.Н.: Мы успешно реализуем широкий спектр различных бизнес-моделей, хотя особое внимание продолжаем уделять нашему основному бизнесу и региональным рынкам. Мы — региональная газета с обширным охватом и держим наших читателей в курсе всех событий региона. Это удаётся благодаря повышенному вниманию к качеству журналистики и особому интересу к местным новостям. Более того, мы также являемся «архитекторами будущего». Наше цифровое портфолио состоит из популярных и ориентированных на будущее продуктов. На региональном и на общенациональном уровне также стремимся к диверсификации. Несомненно, эти факторы отличают нас от многих других региональных газет.

Портфолио NOZ выходит далеко за рамки обычного набора печатных и цифровых сервисов региональной медиакомпании и отчасти напоминает настоящую мультимедийную корпорацию. В качестве примера можно назвать деятельность NOZ в сфере радио- и телевизионных станций, социальных медиа и разнообразных веб-порталов, а также множество сервисов в других медиа, интернет, почтовую доставку и торговлю. В какой из этих сфер бизнеса вы видите особенно большой потенциал роста или получения доходов?

Лоренс Мель: В рамках нашей региональной и общенациональной диверсификации мы основали несколько новых компаний, а также стали акционерами ряда перспективных существующих компаний. В их числе такие компании, как Basecom (разработка приложений, интернет-торговля и программирование веб-сайтов), MSO Digital (онлайн-маркетинг), а также E-horses (онлайн-площадка торговли лошадьми). В целом с 2010 года увеличили оборот NOZ Medien на 40%.

В январе 2015 года вы купили районную газету Delmenhorster Kreisblatt, а не так давно включили рубрику общенациональных политических новостей NOZ в парт­нёрскую газету Westfälische Nachrichten из Мюнстера. Вы видите в этом типе расширения свою будущую бизнес-модель? Что вы предпринимаете в области корпоративного издательского бизнеса и какой потенциал для роста видите в этом секторе?

К.Н.: Это приобретение позволило нам выйти на новый региональный рынок, где мы сможем применить весь наш опыт. Кроме того, наша стратегия включает развитие доверительных отношений со всеми издательствами-партнёрами. Например, у нас есть позитивный опыт сотрудничества с газетным издательством Neue Westfälische в сфере корпоративного издательского бизнеса по совместному управлению медиаагентством NOW Medien из Билефельда. Это контент-агентство открылось в начале 2013 года и насчитывает полтора десятка сотрудников. Работа с ним демонстрирует значительную синергию в области затрат и роста.

Печатные медиа продолжают играть для нас важную роль: наша кросс-медийная редакция работает по принципу «сначала печать»

В начале 2014 года вы ввели схему платного контента на базе дозированного доступа. По прошествии двух лет каков ваш вердикт и как это работает?

Л.М.: При дозированной модели пользователь имеет доступ к пяти бесплатным статьям, после чего должен зарегистрироваться, а после десяти статей — оформить подписку, чтобы иметь возможность читать дальше. Пока что мы видим очень положительный отклик. В настоящее время у нас более 30 тыс. цифровых подписчиков. Самый популярный сервис по подписке — на него подписались более 20 тыс. человек — это цифровой премиум-пакет по типу «всё включено», который даёт доступ ко всем цифровым каналам. Мы довольны результатами, хотя пока не добились рентабельности, которую демонстрирует наш традиционный бизнес. К концу текущего года рассчитываем, что число подписчиков вырастет как минимум до 50 тыс.

Чему может научиться NOZ у таких СМИ, как BuzzFeed, Huffington Post, Business Insider и т. д.? Видите ли вы в них конкурентов?

Л.М.: Мы пристально следим за этими порталами, особенно за тем, как развиваются новостные тренды на общенациональном уровне и какие технологии и тренды оказываются наиболее результативными. Увлекательно следить и за тем, как развивается журналистика на таких порталах. Будучи региональной газетой, мы сосредоточены на материалах, основанных на детальном сборе информации, которые можно быстро редактировать и обновлять. Это вызов, с которым сталкиваемся каждый день и с которым способны справляться и продолжать развитие благодаря мастерству наших журналистов и редакторов. Вообще, в онлайне очень много провайдеров информации, но мы видим в них не прямых конкурентов, а скорее дополнение к нашим услугам. У читателей цифровых СМИ много источников информации. Главное — это обеспечить релевантность выбранной информации. Статистика доступа к нашему веб-сайту показывает, что мы действительно успешно привлекаем внимание читателей.

Думаете ли вы о том, что в будущем NOZ станет предлагать новостной контент через такие сервисы обмена сообщениями, как Snapchat?

Л.М.: Сервис обмена сообщениями Snapchat на нашем рынке пока не очень развит. У нас есть набирающий популярность сервис новостей на WhatsApp. Помимо этого, активно используем обычные каналы социальных медиа — Facebook, YouTube, Google+, Twitter и Instagram, и в последнее время Periscope. Также постоянно следим за появлением новых сервисов.

А как NOZ относится к «естественной» рекламе и какую форму она может принять на практике в вашем случае?

Л.М.: В «естественной» рекламе мы видим новый и увлекательный рекламный формат, который гораздо проще интегрировать в наши продукты и который читателям приятнее использовать, чем, например, баннеры. С другой стороны, понимаем, что у нас не должно быть скрытой рекламы, поэтому рекламные тексты обозначаются явно. «Естественная» реклама также даёт нам возможность дальнейших инвестиций в высококачественную цифровую журналистику, которая, например, не подвержена действию блокираторов рекламы. Сейчас тестируем различные методики интеграции и производства этого нового формата с рекламодателями, чтобы лучше понять эффект, который он даст.

Какой вы видите роль печатных медиа в целом среди будущих бизнес-моделей NOZ?

К.Н.: Печатные медиа продолжают играть для нас важную роль: кросс-медийная редакция работает по принципу «сначала печать». И хотя в 2015 году наши общие тиражи слегка снизились, благодаря цифровой подписке положение у нас все ещё существенно лучше, чем у сектора в целом. Помимо ежедневных газет выпускаем на нашем рынке ещё и массово распространяемые бесплатные газеты. Развиваем и другие печатные продукты, например, деловую газету и различные журналы. Разумеется, изучаем альтернативные сценарии для NOZ Medien и печатной продукции. Кроме того, с Институтом Фраунхофера осуществляем совместный стратегический проект, связанный с рассмотрением и оценкой возможных вариантов будущего средств массовой информации.

NOZ Medien: на всех фронтах

Ежедневная газета Neue Osnabrücker Zeitung не только хорошо известна на юго-востоке Нижней Саксонии, но и является одной из самых цитируемых в стране немецких газет. Значение бренда NOZ значительно расширилось: в последние годы он совершил переход от традиционного газетного издательства к современному медиахолдингу, у которого открыты десять офисов, где работают около тысячи сотрудников.

Главной экономической опорой компании остается газета Neue Osnabrücker Zeitung и её семь региональных выпус­ков общим платным тиражом около 160 тыс. экз. по будням. С 1 января 2015 года под брендом NOZ Medien выходит также Delmenhorster Kreisblatt (тираж 15 тыс. экз.). Цифровые сервисы включают новостной портал noz.de, планшетное приложение noz Plus и приложение для смартфонов.

Региональные телевизионные станции os1.tv и ev1.tv из Оснабрюка и Лингена, которыми Neue OZ владеет совместно с партнёрскими компаниям, производят видеоматериалы для эфирного и онлайнового вещания. NOZ Medien также хорошо представлена в социальных сетях – у неё более 60 тыс. подписчиков в Facebook и множество проектов в Twitter, Pinterest и на других платформах.

Кроме того, NOZ Medien является владельцем бесплатных газет Osnabrücker Nachrichten и Emsland-Kurier, а также местной воскресной газеты Kreisblatt am Sonntag в регионе Дельменхорст.

Также у компании есть медиасервис MSO, который занимается продажами всей её рекламы (реклама в ежедневных газетах и в специализированных журналах, справочники, прямая рассылка и вкладки). MSO Digital занимается маркетингом цифровых продуктов. Его деятельность не ограничивается продуктами NOZ Medien, но распространяется также на сервисы Google (инструменты SEM и SEO), Facebook и др., которые являются ключевыми компонентами в индивидуальных концепциях и стратегиях рекламодателей. Кроме того, NOZ предлагает с помощью Basecom всесторонние IT-услуги. Разработка и хостинг индивидуализированных веб-сайтов для малого и среднего бизнеса составляют в портфолио основную часть. Другими ключевыми компонентами являются сложные решения для онлайновой торговли и индивидуальные веб-разработки. Сервис-центр NOZ функционирует как провайдер сервисов внутри компании совместно с NOZ Medien.

В целом компания включает пять провайдеров в секторах печати, доставки и распространения. С 1987 года NOZ Medien владеет собственной типографией NOZ Druckzentrum. Диапазон её услуг дополняется линией послепечатной обработки, которая доставляет газеты, приложения и другую продукцию распространителям в центре экспедирования NOZ. NOZ Medienvertrieb Osnabrück и NOZ Medienvertrieb Emsland отвечают за ежедневную доставку газет, приложений и другой продукции. Кроме того, NOZ сотрудничает с Citipost, которая предлагает разнооб­разные почтовые услуги и в настоящее время обеспечивает доставку более 1,2 млн почтовых отправлений в месяц по региону и за его пределы.

В июле 2015 года NOZ Medien открыла в Оснабрюке крупный центр для детей в возрасте от 2 месяцев до 12 лет. Он назван Eulennest («Совиное гнездо») в честь эмблемы ежедневной газеты NOZ Medien. Сотрудники компании используют центр как ясли/детский сад/продлёнку для своих детей. Это ещё одна мера, которая повышает привлекательность NOZ Medien как работодателя и помогает удерживать старых сотрудников и находить новых.

Фото: NOZ Medien

мая 2, 2016

Главред альманаха moloko plus — о самиздате и нескучной журналистике

ЖУРНАЛИСТ публикует заключитальную часть отчета Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую, вторую, третью и...

Журналист меняет профессию. Этот стал таксистом-подкастовиком