Эта песня не про нас

В середине марта восемь главных редакторов районных газет встретились в Краснодаре с представителями Общероссийского народного фронта (ОНФ). Говорили о наболевшем.

ОНФ охотнее поддерживает независимые СМИ — им, мол, очень тяжело работать в рыночных условиях, а муниципальным и региональным значительно легче, так как им материально помогает власть. Озвучили даже цифры: в краевом бюджете 2015 года был заложен чуть ли не миллиард на эти цели. Но куда он пошёл, мы, редакторы, можем только гадать. Районным и городским газетам — и то далеко не всем — остались от большого пирога лишь крохи. Не даёт нам просто так деньги и местная власть — перечисляет только за публикацию нормативных документов и по расценкам, едва превышающим себестоимость газетной площади. По этой и другим причинам в 2015 году пять газет оказались убыточными.

Кому же в условиях рынка работать легче — нам или независимым СМИ? Мы высказали представителям ОНФ следующие аргументы.

Первый. Районные газеты нашего региона как юридичес­кие предприятия имеют статус обществ с ограниченной ответственностью, весь их капитал является собственностью Краснодарского края. Несопоставимы по сравнению с независимыми газетами налоговые нагрузки. Только за прошлый год редакция, которую я возглавляю, перечислила в бюджеты всех уровней налогов, а также страховых взносов в социальные фонды около 3 млн руб. Частные газеты, учредителями которых обычно являются индивидуальные предприниматели, таких налоговых нагрузок не имеют.

Второй. После уплаты всех налогов и отчислений наши предприятия (ООО) отдают 40% оставшейся прибыли в крае­вой бюджет. Как будто мы производим продукты питания или другую продукцию и получаем немалые доходы.

Третий. Независимые СМИ свободны в выборе тем. Мы — нет. Пишем о том, о чём они никогда не напишут. Например, о реализации «детского» закона, борьбе с наркоманией, возрождении казачества, работе исполнительной и законодательной власти, социальных проблемах и т. д. Публикуем массу разъяснительных материалов и консультаций. Многие частные газеты (не рекламные) поддерживают тиражи благодаря критике власти, чаще всего однобокой и неаргументированной, публикациям откровенно «жёлтых», бульварных материалов.

Очень надеемся, что представители ОНФ наши аргументы услышали. И вместе с руководителями Роспечати рассмотрят социальные проекты районных изданий Краснодарского края. В прошлом году наши газеты получили из федерального бюджета 18 млн рублей. Весомая поддержка! Без неё будет очень трудно.

Без них и солнце не вставало

Один редактор спросил меня: «Скажи, где такое возможно — газеты содержат одни, то есть читатели и рекламодатели, а командуют ими другие, то есть районные администрации?» И сам же ответил: «Пожалуй, только в России».

Газеты губят, конечно, интернет и телевидение. Но не только они. Во многом виноваты мы сами. Тот ли продукт предлагаем потребителю? Протухшие яйца на рынке он никогда покупать не будет. Почему же он должен покупать наши газеты, если они ему не интересны? В районных изданиях исчезли аналитические материалы, социальные очерки, очень мало стало критических статей. Виноваты ли в этом редакторы? Отчасти. Но не менее виноваты и нынешние властные структуры, которые ориентируют нас совсем на другое. Перестроить их работу, что уже наглядно проявляется, пытается новый губернатор.

«Не мандражируйте перед местной властью. Будьте принципиальны», — сказал Вениамин Кондратьев на встрече с журналистами в День российской печати.

Отчёт об этом мероприятии распространила губернаторская пресс-служба. Но не все газеты его опубликовали. «Если бы я напечатал слова губернатора, то до крайности обозлил бы главу района», — сказал мне один из редакторов.

Попытки местной власти командовать районной прессой подчас доходят до абсурда. Ответственная чиновница доказывала редактору, что критика в газете, даже о сорняках и неотапливаемых клубах, — это критика прежде всего главы муниципалитета, и что журналисту надо добиться устранения недостатков, а лишь затем писать статью. Перед другим редактором администрация на полном серьёзе поставила следующую задачу: в каждом номере газеты фамилия главы муниципалитета должна упоминаться не менее десяти раз. Другого моего коллегу так напугал глава района, что он стал писать его должность с большой буквы.

В администрациях всех муниципалитетов есть пресс-секретари. Они описывают каждый шаг главы и несут заметки в газету. Вот он осмотрел поля озимой пшеницы, вот побывал на заводе, участвовал в депутатской сессии, поздравил ветеранов войны, вручил грамоты отличившимся. И фотографии, фотографии… Эффект от подобных публикаций получается совершенно противоположный. Они и сам их герой начинают раздражать читателей, которые ждут не рапортов, не трескотни, а конкретных действий власти по улучшению жизни простых людей. Не думаю, что порочность такой информационной политики не понимают сами главы. Но для них мнение вышестоящего руководства стало важнее мнения населения.

В районы и города регулярно приезжают представители краевых социологических служб и выявляют рейтинги руководителей. И один из критериев оценки — количество публикаций о главе и количество его фотографий. Мне пришлось объяснять сотруднице подобной службы (в недавнем прошлом она была журналисткой), что в октябре было мало фотографий, так как глава находился в отпуске, в апреле он болел и лежал в больнице.

Попытки местной власти командовать районной прессой подчас доходят до абсурда

Не стучится в дверь ко мне

Кто не помнит детский стишок Самуила Маршака о ленинградском почтальоне: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» Почтальоны давно, ещё с советских времён, в дверь не стучатся, а кладут газеты и другую коррес­понденцию в почтовые ящики. Но кладут не всегда, а часто с многодневной задержкой. После каждого выхода газеты, за редким исключением, мой телефон не умолкает: звонят читатели и возмущаются тем, что им не принесли газету. Субботние многостраничные и многоцветные номера, которые обычно ждёт читатель, попадают к нему нередко во вторник. При власти КПСС начальник почты мог положить на стол партийный билет, а при Лаврентии Павловиче отправиться в мес­та не столь отдалённые. Я знаю десятки людей, которые из-за плохой работы почтовиков перестали выписывать газету. Подобная ситуация, если не хуже, и в других районах края.

И всё это происходит на фоне ежегодного роста почтовых тарифов. Когда в 2014 году почта повысила их сразу в 2,5 раза, многие издания оказались на грани банкротства. «Почта России» в тот год для сохранения прежнего тарифа просила у правительства РФ 3–3,5 млрд рублей. Деньги для бюджета страны не ахти какие, если учесть, что ежегодный бюджет только Краснодарского края превышает 200 млрд рублей. Взаимоотношение с почтовиками было, пожалуй, главной темой той встречи с представителями ОНФ. «Почему почте тогда не дали деньги? Они бы их разворовали», — услышали мы в ответ. Этот аргумент сразил нас наповал. Хотя удивляться, впрочем, нечему — Россию без коррупции уже невозможно представить.

От безвыходной ситуации многие редакции, неся дополнительные расходы, ведут подписку на свои издания сами. Некоторые подписывают до 80% тиража. А полученные деньги в полном объёме отдают почте, то есть наш партнёр получает деньги, им незаработанные. И даже не краснеет. Считает, что так и должно быть.

Судьба районной и городской прессы, похоже, волнует только редакционные коллективы и верных читателей, которых остаётся всё меньше и меньше. Если не о нас, то о них, сельских и городских жителях, получающих информацию в основном из местных газет, пусть подумают сильные мира сего. При «плохом» президенте Ельцине местные СМИ получали дотации из федерального бюджета без всяких на то отработок. Действовали региональные законы поддержки прессы. Теперь всё это в прошлом.

Взяться за перо меня побудила пронизанная болью статья главного редактора кавказской газеты «Огни Кубани» Марины Смирновой «Печаль районной печати», размещённая на сайте Союза журналистов Краснодарского края. Она стала поводом для дискуссии, в которую включились ещё несколько руководителей кубанских СМИ. Тема для нас животрепещущая. Надеюсь, что мнение выскажут и редакторы газет других регионов. 

 


мая 1, 2016
Николай Сванидзе и Илья Стечкин объясняют, что такое профессиональная этика молодым журналистам (и не только)
Что такое полная свобода на радиоволнах
Цифровое разделение труда в СМИ зашло так далеко, что пора заняться внутренней кооперацией