Это безжалостное «Зеркало»

Оксана Пушкина — старожил телевидения. Прославилась «Женскими историями» (1997–1999), а затем, на другом канале, «Женским взглядом» (1999–2013). Теперь вот, в марте 2016-го, стартовала на НТВ с «Зеркалом для героя» (днём, пять раз в неделю, 65 минут). Жанр, впрочем, остался прежним — ток-шоу, посвящённое отношениям полов.

Перемен немного, но они весьма многозначительны. И, добавлю, амбициозны. Позаимствовав название давнего фильма (1987 г., режиссёр В. Хотиненко), ведущая не побоялась упрёков в плагиате ради возможности придать программе исповедальный характер. По замыслу авторов, в финале каждого выпуска его герой (чаще всего героиня) должен подойти к большому зеркалу, расположенному в глубине студии, и сказать, глядя на своё отражение, наедине несколько сокровенных фраз. О своей жизни, о себе, о тех людях, с которыми его свела судьба. Говоря высоким штилем, подвести итог если не всему своему пребыванию на грешной земле, то, по крайней мере, значительному, важнейшему его отрезку. Тому, где главными были любовь, мужчина (женщина), мечты, дети, семья…

Идея, согласитесь, хороша. Но для того, чтобы после часа телевизионных откровений человек испытал внутреннюю готовность (о потребности даже не говорю!) для подобных излияний, нужно, чтобы ведущая искусно построила драматургию выпуска. Чтобы её расспросы, включения ранее снятые видеоматериалы, приглашение в студию гостей, способных внести лепту в выяснение многих сложных обстоятельств жизни, и т. д. — всё шаг за шагом подвигало героя выпуска к откровениям, а затем и к катарсису перед зеркалом.

За первый месяц эфира авторам, увы, ни разу не удалось достичь своей цели. Причиной тому стали не только сложность поставленных задач, требующих для их решения поистине шекспировских средств, но и очевидные профессиональные огрехи. Их можно было отметить уже на представлении будущей передачи, каким стало трёхчасовое шоу, вышедшее в эфир в праздничный день 8 марта.

Руководители канала решили тут убить двух зайцев: прорекламировать начинающуюся назавтра программу, а заодно и достичь высокого рейтинга в Женский день. Ведь в студии за столиками, как это принято ещё со времён «Голубого огонька», собрались сплошь звёзды шоу-бизнеса, будущие, как нам объяснили, герои цикла Пушкиной.

Ведущая общалась с ними, позволяя себе то далёкие от хорошего вкуса фамильярности («Что вы, мальчики, пожелаете нам, девочкам?»), то не очень скромные пассажи («Я — открытый человек»; «Я хочу сейчас предоставить слово самой себе»), не забывая при этом назойливо нахваливать свою будущую передачу.

Уже в первых выпусках «Зеркала…» стало очевидным: Пушкина не очень-то стремится проникать в глубину характеров и обстоятельств, сложных для постижения, предпочитая им те аспекты, что лежат на поверхности. Те, что вызывают в массовой аудитории стопроцентную эмоцио­нальную реакцию. Она, скажем, любит подробно поговорить об опасных для жизни болезнях, которые выпали на долю знаменитостей (и которые, естественно, те сумели мужественно преодолеть!).

Чудодейственные избавления от смертельной болезни, судя по авторским представлениям гостей на трёхчасовом шоу, нам ещё не раз предстоят в этом сезоне. А пока что самыми распространёнными манками, как и в предыдущих циклах Пушкиной, остаются темы, где обсуждаются проблемы тех женщин, которых в грубом обывательском просторечье называют «брошенками», «раведёнками», в крайнем случае, «матерями-одиночками». И тут уж журналистка не скупится на тщательные расспросы, смахиваю­щие на допросы, подчас предпочитая эти темы другим.

в первых выпусках «Зеркала…» стало очевидным: Пушкина не очень-то стремится проникать в глубину характеров и обстоятельств, сложных для постижения

Вот, скажем, трагическая история Игоря Сорина, покончившего жизнь самоубийством участника группы «Иванушки International», ставшего культовой фигурой для миллионов. Пригласив в студию его родителей (11.03), Пушкина не попыталась, спустя годы, выяснить загадочные причины произошедшего. Она ухватилась за то, что отец Игоря вскоре после трагедии ушёл от жены к другой, а спустя время, передумал. В выпуске бесконечно долго обсуждались его мотивы, причины разочарований в своём поступке и т. д., — под привычным для цикла углом зрения, который можно обозначить названием популярного телесериала «Все мужики сво…»

Забегая вперёд, скажу, что выпуски, в которых представлены отношения полов, не омрачённые изменами/разводами/кражей детей и прочими способными привлечь массовую аудиторию эффектами (15.03; 18.03; 23.03; 25.03; 01.04; 04.04; 05.04), чаще всего превосходят по своему качеству те, где рвутся страсти в клочья по образцу, процветающему в нашем эфире с лёгкой руки Андрея Малахова.

Имея за плечами два брака, являясь, как и многие её героини, «разведёнкой», став, естественно, после первых своих циклов старше возрастом, да ещё вступив прошлым летом в должность уполномоченного по правам ребёнка Московской области, Пушкина, формально рассуждая, обрела больше, нежели прежде, прав на собственные суждения по вопросам отношений между полами. И всё же, мне кажется, она могла бы пользоваться этими правами реже и, главное, тактичнее.

Балерина Анастасия Волочкова (14.03), как известно, умеет постоять за себя. Во время встречи с ней Пушкина, которая, по нескромному признанию, в своё время «в трудную минуту протянула руку помощи» гостье, решила это обстоятельство достаточным, чтобы читать ей нотации. Получился скандал. Волочкова чуть было не ушла из студии и, понятно, отказалась в финале общаться с зеркалом. Вместо неё это сделала ведущая. Она упрямо за­явила о своей правоте, уверяя, что случившееся — «не журналистская ошибка».

Не ошибка, а форменный провал. В таких случаях принято, благо это не прямой эфир, выпуск вовсе не ставить в сетку вещания. На НТВ же не только показали скандальную передачу, но и сообщили о ней не без очевидной гордости на сайте: «Оксана Пушкина довела до нервного срыва Анастасию Волочкову».

Неважно, что после скандала с Волочковой многие из знаменитостей, представленных на праздничном шоу 8 марта как участники будущих выпусков программы, могут из-за нежелания вляпаться в подобную историю отказаться от участия. Главное, что рейтинги «Зеркала…», поначалу не слишком высокие, пошли вверх. Рекламы, которой в первых выпусках было не очень много, стало значительно больше. В ночном эфире теперь повторяют прошедшие днём выпуски. А ещё, когда на канале в субботу, 09.04, в неурочный для «Зеркала…» день по неназванным причинам слетела какая-то передача, вместо неё там поставили повтор одного из выпусков программы.

Вместе с тем цикл Пушкиной сыроват и явно нуждается в ликвидации очевидных профессиональных огрехов. Затянутости и повторы, заметные с первых же выпусков, становятся его болезнью. Имея солидный видеоархив (большинство нынешних героев были персонажами программ Пушкиной в прежние годы), журналистка подчас злоупот­ребляет им. Иногда кажется, что создатели программы попросту тянут время, чтобы оправдать часовой формат.

К концу моего месячного мониторинга «Зеркала...» его авторы решили, кажется, вовсе отказаться от претензий постижения таких сложных материй, как внутренний мир человека, от попыток проследить и понять мотивы тех или иных поступков. Встреча с актрисой Еленой Яковлевой (08.04) понадобилась в основном для того, чтоб напомнить зрителям о давней её роли валютной проститутки, а также сообщить о возможности увидеть её на канале НТВ в сериале, стартующем в начале следующей недели.

Гостья была ошарашена: её новая роль — не самое важное, что сделано в искусстве, да и не является даже главной в ленте. Меня же тут ошарашили дважды. Сначала тем, что в самой программе (а не в паузах!) откровенно, без всяких экивоков, дали рекламу премьеры сериала. Затем Пушкина стала впрямую рекламировать парфюмерные изделия. Той же самой фирмы, что в течение трёх часов мозолила глаза зрителям во время праздничного шоу 8 марта. 


мая 2, 2016
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом