Это случилось в России в августе

Нападения на журналистов и блогеров

Ростов-на-Дону. Корреспондент «Росбалта» Дмитрий Ремизов написал заявление в правоохранительные органы в связи с избиением его в полиции. Как рассказал журналист, инцидент произошёл в среду во время опроса в Центре противодействия экстремизму (Центр «Э»). «Меня пригласили по телефону для опроса в ЦПЭ на улице Сарьяна по уголовному делу о «подготовке теракта» в Ростове. Не ожидая ничего серьёзного, я приехал туда без адвоката. Допрашивали меня двое полицейских. Они называли мне фамилии и спрашивали, что я знаю про этих людей. Некоторых из названных мне людей – активистов оппозиции – я знал по своей журналистской работе. Однако затем мне задали вопрос, знаю ли я некоего Смышляева. Я сказал, что не помню такого человека. Полицейский стал требовать, чтобы я сказал, что знал этого человека в 2009 году, и дал показания о нём. Затем полицейский три раза ударил меня по голове. Вслед за этим он принялся угрожать, что сможет привлечь меня к уголовной ответственности, демонстрировал мне кинжал с фашистской свастикой: сказал, что кинжал изъят у каких-то нацистов и он натравит на меня таких нацистов, которые расправятся со мной. Я продолжал настаивать, что не помню названного мне человека. После окончания опроса второй полицейский повёз меня на автомобиле в следственное управление СКР. В коридоре он угрожал физической расправой, говоря: «Мы ещё встретимся», – рассказал Дмитрий Ремизов. После общения с правоохранителями журналисту потребовалась медицинская помощь. «В кабинете следователя СКР меня допросили как свидетеля. После этого я поехал в больницу, чтобы проверить состояние здоровья: после ударов сильно болела голова», – добавил корреспондент.

 

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров

Архангельск. Редактор местного сайта помещён под домашний арест по подозрению в вымогательстве денег у публичных лиц за отказ от обнародования порочащих их материалов. В отношении него возбуждено уголовное дело, сообщается на официальном сайте УМВД России по Архангельской области. «Следственной частью Следственного управления УМВД России по Архангельской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ «Вымогательство в особо крупном размере» в отношении мужчины 1973 года рождения – редактора одного из региональных интернет-ресурсов», – говорится в сообщении. В отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, уточняется там. Санкция статьи предусматривает от семи до 15 лет лишения свободы. Редактора задержали с поличным сотрудники РУФСБ России по Архангельской области при получении части требуемой суммы. «По данным оперативников, он вымогал денежные средства у лиц, ведущих публичную деятельность, за отказ от публикации на подконтрольном интернет-ресурсе информационных материалов, порочащих их честь и деловую репутацию», – отмечается в сообщении. При этом полиция не раскрывает, сколько вымогал редактор и при получении какой суммы он был задержан. Как ТАСС сообщил источник в силовых структурах региона, речь идёт об Александре Суханове – руководителе сайта kompromat29.ru. На нём публикуются статьи, в частности, о региональных политиках, бизнесменах и проблемных точках Поморья. Источник уточнил, что домашний арест журналисту избран сроком на два месяца.

 

Санкт-Петербург. На издателя газеты «Мой район» Григория Куниса заведено уголовное дело по ст. 199 УК РФ («Уклонение от налогов»). Согласно материалам уголовного дела, газета «Мой район» не перечислила налог из зарплат сотрудников на сумму более 3 млн рублей. При этом следствие посчитало, что Григорий Кунис «распорядился этими деньгами по своему усмотрению». Газета «Мой район» всегда считалась успешным медийным проектом, совмещая общественно-политическую и потребительскую тематику. Однако развитие медийного бизнеса в отсутствие бизнеса как такового оказалось невыполнимой задачей, у газеты начались финансовые трудности, появилась большая задолженность. И перед издателем встала дилемма – заплатить налоги за зарплату или выплатить саму зарплату сотрудникам. Выплату зарплаты сотрудникам и желание таким образом сохранить независимую газету на плаву следствие интерпретировало как «личный интерес».

 

Челябинск. По подозрению в вымогательстве задержали златоустовского журналиста, редактора газеты «Правда города Златоуста» Валерия Ускова. Об этом «УралПолит.Ru» сообщил информированный источник. По данным экспертного канала, Усков вымогал деньги у одного из кандидатов в депутаты Госдумы, который шёл на выборы по Златоустовскому округу. Задержали его в момент получения денег. Источники агентства предполагают, что жертвой вымогательства мог стать единоросс и действующий парламентарий Олег Колесников. Добавим, что в газете «Права города Златоуста» часто публиковались изобличающие кандидата статьи. В следственных органах и полиции информацию о задержании Ускова не комментируют. В Златоусте Валерий Усков известен своей оппозиционной деятельностью, нередко выступал против политики мэра Вячеслава Жилина, является лидером движения «Люди из Стали», недавно создал Антикоррупционный народный фронт «Горный Урал» и сосредоточил свою деятельность на Горнозаводской зоне – в Сатке, Сулее, Кусе и близлежащих территориях. 11 августа суд избрал Ускову меру пресечения – заключение под стражу.

 

Ивановская область. Следственные органы возбудили уголовное дело за коммерческий подкуп в отношении гендиректора телекомпании, который подозревается в получении от представителя одной из партий 4 млн рублей, которые телекомпания, предположительно, должна была направить на создание положительного образа кандидата данной партии, сообщает в среду СУ СК по региону. «Возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора одной из ивановских телерадиокомпаний, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 8 ст. 204 УК РФ, подозреваемого в незаконном получении денежных средств за совершение действий в интересах одной из политических партий Российской Федерации в особо крупном размере», – сообщает ведомство. По версии следствия, 10 августа 2016 года подозреваемый получил от представителя одной из политических партий Российской Федерации денежные средства в размере 4 млн рублей. Эти деньги – часть от общей суммы коммерческого подкупа в размере 8 млн рублей за выполнение комплекса действий, направленных на создание положительного образа политической партии и выдвинутых ею кандидатов, говорится в сообщении. Отмечается, что представитель политической партии обратился в правоохранительные органы с заявлением после того, как ему были выдвинуты требования о передаче денег, в дальнейшем он действовал в рамках оперативных мероприятий. Подозреваемый в совершении преступления задержан. По данным местных СМИ, задержанный – главный редактор ТРК «БАРС» Сергей Кустов.

 

Крым. Блогер из Севастополя Юрий Ильченко, находившийся под домашним арестом по делу об экстремизме, бежал из Крыма на Украину. Об этом сообщает на своём сайте министерство информационной политики Украины. 38-летний Юрий Ильченко – владелец школы иностранных языков. Дело против блогера возбудили за публикацию на личном сайте статьи с критикой присоединения полуострова к России, действий на востоке Украины. Власти Крыма обвиняют его по двум статьям – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «Разжигание межнациональной ненависти или вражды». 2 июля 2015 года он был задержан сотрудниками ФСБ России и Центра по противодействию экстремизму и помещён на 11 месяцев в следственный изолятор Симферополя. В июне он был переведён под домашний арест, из-под которого ему удалось бежать.

 

Свердловская область. В Нижнем Тагиле сотрудники Следственного комитета РФ устроили обыск в квартире главного редактора местного агентства новостей «Между строк» Натальи Вахониной. Её подозревают в том, что в 2011 году она выложила в своём аккаунте «ВКонтакте» песни группы «Хук справа». Как сообщил директор агентства Егор Бычков, в постановлении об обыске сказано, что эти песни «унижают достоинство российского обывателя». По словам Бычкова, СК завёл дело по статье об экстремизме. При этом директор агентства отметил, что песни группы «Хук справа» не включены в список экстремистских материалов. «Также напомню, что редакция ст. 282 на момент вменяемого преступления относилось к нетяжким преступлениям, срок давности по которым истекал через два года. То есть сроки давности давно прошли», – написал Бычков в своём «Фейсбуке». «Расцениваю происходящее как давление на наше СМИ и весь журналистский коллектив. Неудивительно, что это делается в преддверии предстоящих выборов. «Между строк» – самое цитируемое городское СМИ региона, работающее не в Екатеринбурге», – сообщил Егор Бычков. СУ СКР по Свердловской области подтвердило информацию о возбуждении уголовного дела на главного редактора информационного агентства «Между строк» из-за размещённых в соцсети медиафайлов. Пресс-служба регионального СУ СКР сообщает, что в квартире подозреваемой проведён обыск, в ходе которого изъята компьютерная техника и другие носители цифровой информации. Изъятое будет направлено на экспертизу. В отношении главного редактора возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). «Производство следственных мероприятий по уголовному делу осуществляется в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и никаким образом не связано с профессиональной деятельностью журналиста, а также не имеет абсолютно никакого отношения к политической или избирательной сфере», – говорится в сообщении СКР.

 

Увольнение редактора, журналиста

Брянск. Журналист и издатель Александр Таиров выложил в соцсетях историю конфликта своего сына с бывшими коллегами из полиции. По словам Таирова-старшего, он вмешался в конфликт после того, как Эльдара избили и ограбили. Журналист рассказал, что он обращался в поисках справедливости к руководителям силовых ведомств, однако понимания не нашёл. Тогда он решил привлечь к ситуации внимание общественности. Отметим, что публикация в «БрянскToday» вызвала неоднозначную реакцию у пользователей. Начались взаимные обвинения, оскорбления, в итоге редакция решила закрыть комментарии. Между тем Александр Таиров был уволен с ГТРК «Брянск». Там он занимал должность заместителя директора телерадиокомпании. По данным «БрянскToday», увольнение Таирова произошло именно из-за его публикации в соцсети. Возможно, руководство ГТРК в лице депутата Брянской облдумы Галины Тихомировой посчитало, что Таиров своими действиями нанёс ущерб репутации компании.

 

Пермь. Ленинский районный суд начал рассмотрение иска бывшего директора ООО «Коммерсантъ» в Перми» Людмилы Крошечкиной к этому обществу. Она просит признать незаконным своё увольнение, изменить формулировку на «собственное желание». За частной, казалось бы, тяжбой может скрываться история, значимая для общества. Сейчас Л. Крошечкина учредила и руководит ООО «Деловая журналистика», которое получило право на издание пермских страниц федеральной газеты «Коммерсантъ». Здесь теперь трудится и вся прежняя местная редакция. Истица на судебное заседание не явилась. Её представитель Инна Раюшкина поддержала требование признать незаконным увольнение с 20 июня по ч. 3 ст. 278 ТК РФ – в связи с причинением материального ущерба, выявленного при проверке. Объяснения у Л. Крошечкиной не запрашивались. Какой ущерб имел в виду новый учредитель в своём решении от 9 июня – ей неизвестно. Истица просит изменить формулировку. И уволить её с 30 июня по собственному желанию. А также – взыскать зарплату за июнь в размере 84,2 тыс. рублей, проценты за задержку зарплаты, оплатить вынужденный прогул с 20 по 30 июня и компенсировать моральный вред в размере 50 тыс. рублей. Представители ответчика в суд не явились. Извещения будут направлены единоличному учредителю ООО «Коммерсантъ» в Перми» москвичу Андрею Медведеву и новому директору из Перми Елене Сосниной. Местные страницы федерального издания ранее были подконтрольны бизнес-структурам, близким к губернатору Прикамья Виктору Басаргину. В начале лета 2016 года ООО «Коммерсантъ» в Перми» было куплено бизнесом, близким к депутату-единороссу краевого Заксобрания Дмитрию Скриванову. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, с 12 июля доверительным управляющим этого общества числится медиахолдинг «АктивМедиа», подконтрольный Д. Скриванову. Однако франшиза на «Коммерсантъ» уже перешла к ООО «Деловая журналистка», которое 9 июня зарегистрировано на прежнего директора ООО «Коммерсантъ» в Перми Л. Крошечкину. В тот же день новый учредитель и решил её уволить по «резиновой» ч. 3 ст. 278 ТК РФ. Читатели вряд ли заметили изменения в содержании пермских страниц «Коммерсанта». Все журналисты вместе с главным редактором Вячеславом Сухановым оформились на работу в ООО «Деловая журналистика». Осведомлённый источник сообщил ФЗГ на условиях анонимности, что финансовое будущее нового издателя не выглядит безупречным. Со стороны долларового миллионера, депутата от «Единой России» Д. Скриванова вероятно подключение административного ресурса. Участь опальной Л. Крошечкиной тогда могут разделить и журналисты, верные своему медиаменеджеру, предположил собеседник ФЗГ.

 

Карелия. Приказ об увольнении главному редактору районной газеты «Призыв» Надежде Гонгелевой был вручён неожиданно для неё. Глава администрации Лахденпохского района издал распоряжение о её увольнении, сославшись на норму Трудового кодекса, дающую право работодателю в любой момент прервать трудовой договор с работником, прекратив его досрочно (п. 2 ст. 278 ТК РФ), для чего не требуется объяснять причины увольнения. Такая норма закона существует, всегда делая наёмного работника беззащитным перед работодателем. Однако главный редактор газеты Н. Гонгелева решила защищаться, и с большой долей вероятностью можно говорить о том, что суд встанет на её сторону. Дело в том, что глава районной администрации В. Вохмин уволил Гонгелеву как руководителя муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Призыв» (таков юридический статус у большинства районных газет в Карелии). Однако он пренебрёг тем обстоятельством, что Н. Гонгелева одновременно является ещё и редактором газеты. То есть при досрочном расторжении трудового договора работодатель обязан был учитывать требования федерального Закона «О средствах массовой информации» и наличие договора между соучредителями и МУП «Редакция газеты «Призыв». Следовательно, единолично своей волей он уволить Гонгелеву не имел права. Данное кадровое действие может быть реализовано только всеми тремя учредителями газеты «Призыв», в число которых входят: администрация автономного учреждения Республики Карелия «Информационное агентство «Республика Карелия», Совет депутатов Лахденпохского муниципального района и администрация муниципального района (её представляет Вохмин). Договор между соучредителями и МУП «Редакция газеты «Призыв» устанавливает коллегиальную форму принятия кадровых решений в отношении главного редактора газеты, то есть все учредители обладают равным правом участия в назначении и освобождении редактора газеты. Поэтому только по этой причине единоличное решение главы Лахденпохской районной администрации не может считаться законным. А кроме того, скорый на расправу глава администрации района В. Вохмин, откровенно вышедший за пределы своей служебной компетенции, нарушил и ещё ряд законных норм, регламентирующих процедуру увольнения работника. Он не предупредил Гонгелеву в письменной форме об увольнении за три дня до расторжения трудового договора, не произвёл с ней окончательного расчёта в день увольнения, не выплатил Гонгелевой компенсацию за досрочное расторжение трудового договора в размере трёхкратного среднего месячного заработка. И это ещё не все нарушения Трудового кодекса, допущенные главой администрации района. Поэтому и должно быть отменено его незаконное распоряжение об увольнении директора – главного редактора газеты «Призыв» Н. Гонгелевой. Нужно добавить, что преследование Н. Гонгелевой началось после того, как в газете была опубликована статья, в которой критически оценивалась деятельность местного бизнесмена, являющегося депутатом районного совета. К самой статье претензий быть не может, так как публикация основана на документах проверки контролирующих органов. Но ещё до выхода в свет данной публикации в редакцию приходил бизнесмен-депутат и предупреждал главного редактора газеты Н. Гонгелеву, что обнародование материалов проверки дорого ей обойдётся. И, похоже на то, что нашлись рычаги давления на несговорчивого редактора. Данное обстоятельство, скорее всего, не станет предметом рассмотрения в судебном заседании.

 

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.)

Кемеровская область. Руководитель предвыборного штаба одного из кандидатов в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов А. Батурин вместе с выпускающим редактором журнала «Новокузнецк коммунальный» Юлией Шайдулиной с применением физического насилия удерживались в течение часа группой лиц на территории бывшего детского сада № 1 в Соцгороде. Заступившемуся за журналиста руководителю штаба были нанесены телесные повреждения. Во время экскурсии по Соцгороду с целью подготовки репортажа об историческом центре Новокузнецка руководитель предвыборного штаба и журналист обратили внимание на вырытые ямы и кучи земли вокруг здания бывшего детского сада. Журналист начала фотографировать здание. В этот момент из него вышли трое молодых людей спортивного телосложения, среди которых были президент Сибирской федерации каратэ-до В. Литвинов и известный в России спортсмен Т. Мирзоян. Задав вопрос, на каком основании ведётся фотосъёмка, Мирзоян попытался вырвать фотоаппарат из рук журналиста. При попытке заступиться за неё руководитель предвыборного штаба получил несколько ударов ногой в область бедра и по голове. Происходящее на территории сада увидели жители Соцгорода. Они подошли к ограде и начали требовать прекратить безобразие и отпустить журналиста и руководителя предвыборного штаба. Спортсмены настаивали на своём и говорили, что отпустят их только тогда, когда журналист отдаст им свой фотоаппарат или удалит фотографии. При попытке выйти за территорию сада обоих хватали и удерживали силой. Через час после начала инцидента, когда жители встали на защиту удерживаемых с угрозой заснять всё и выложить в интернет, журналиста и руководителя предвыборного штаба выпустили с территории. После прохождения судебно-медицинской экспертизы, зафиксировавшей побои, пострадавшие обратились с соответствующим заявлением в органы с целью возбуждения уголовного дела.

 

Москва. Полиция задержала четырёх человек. Как сообщает «ОВД.инфо», на Красной площади были задержаны журналист Ольга Сапронова (проект «Градус ТВ»), Виктор Капитонов и ещё два человека. Их имена издание не приводит. Отмечается, что полицейские при задержании Сапроновой применили к ней физическую силу. Между тем женщина предъявляла полиции своё удостоверение. Задержанных доставили в ОВД «Китай-город». Пока неизвестно, за что именно их задержали.

 

Калининград. В здании правительства области при исполнении профессиональных обязанностей был задержан журналист калининградской газеты «Дворник». Формально – за «самовольное проникновение на охраняемый объект». Охраняемым от журналистов объектом явилось само здание правительства, а корреспондентом – шеф-редактор аккредитованной при правительстве газеты «Дворник» Мария Пустовая. Задержание произвели сотрудники отдела соблюдения пропускного режима. Начальник отдела Олег Зощик предложил «рассказать правду» об истинной цели визита в правительство. Аргументы о ведении журналистской работы его не устроили, и сотрудник аппарата позвонил по телефону «02», сообщив о незаконном проникновении. Олег Зощик многократно повторял, что корреспондент нарушил закон. Хотя вынести решение по поводу случившегося – прерогатива не отдела пропускного режима, а суда и правоохранительных органов. Прибывшие сотрудники полиции опросили работников пункта контроля на входе в правительство, не проявивших должной бдительности, когда журналист непосредственно заходил в здание, а затем отвезли корреспондента в отдел полиции, где взяли объяснения и составили протокол об административном правонарушении. Что впереди? По всей видимости – административное производство, суд и наложение штрафа, а также заявление в прокуратуру области о воспрепятствовании журналистской деятельности.

 

Волгоград. Охрана Виктора Януковича задержала журналиста, попытавшегося снять дорогую яхту, на которой, как стало известно репортёрам, прибыл экс-президент Украины с семьёй. Во время недолгого пребывания в Волгограде Виктор Янукович с семьёй посетил Мамаев курган и музей-панораму «Сталинградская битва». При этом вход других гостей города на территорию музея был на это время ограничен. Безопасность политика обеспечивалась силами охраны, но при участии МВД, отмечают источники издания. Чрезмерная бдительность телохранителей Януковича и стала причиной их конфликта с главредом «Социнформбюро» Анатолием Сологубовым. По его словам, когда он выполнял редакционное задание, его в грубой форме задержали, допросили и потребовали удалить сделанные фотографии. Дело в том, что журналист, получив информацию о прибытии элитной яхты стоимостью в несколько миллионов долларов в речпорт Волгограда, попытался сделать об этом фоторепортаж.

 

Прекращение выхода СМИ

Москва. Информационный интернет-ресурс «Русская планета» прекращает свою деятельность. Информация об этом со ссылкой на собственные источники в издании появилась в ряде СМИ. По имеющимся данным, от «Русской планеты» отвернулись её инвесторы. В частности, девелоперская компания «Мортон», которая в 2013 году и дала старт проекту. Спонсор заявил, что «потерял интерес к медиабизнесу». В начале августа все сотрудники «Русской планеты» будут отправлены в отпуск. Судя по всему, возвращаться им будет уже некуда. Издание ждёт реорганизация. Напомним, что ранее «Русскую планету» обвиняли в «приверженности к европейским ценностям» и «недостатке космизма». По этой причине в конце 2014 года из издания уволили его главного редактора Павла Пряникова. Вместе с ним проект покинуло несколько журналистов.

 

Изъятие (скупка, арест) тиража

Челябинская область. В Магнитогорске появилась информация о задержании распространителя газеты «Гражданская оборона» – издания, учреждённого несколько лет назад местным оппозиционером Дмитрием Теплых. Распространитель Артём Кротков был задержан сотрудниками отдела полиции «Правобережный», когда он вместе с другом, не имеющим никакого отношения к газете, ожидал Теплых, чтобы передать ему оставшуюся нераспространённой часть тиража – 600 экземпляров. По стечению обстоятельств встреча была назначена недалеко от здания, где располагается территориальный отдел внутренних дел. Молодых людей два часа продержали в здании РОВД, оформили протокол изъятия газеты и наконец отпустили. Дмитрий Теплых факт задержания объясняет конфликтом с действующим мэром Виталием Бахметьевым, баллотирующимся в настоящее время от «Единой России» в Государственную думу по Магнитогорскому одномандатному округу. По словам Теплых, правоохранители задержали распространителя газеты и имевшуюся при нём часть тиража из-за того, что на иллюстрации к одной из публикаций углядели сходство карикатурных героев с Бахметьевым. Теплых утверждает, что Бахметьев был в курсе, что такая газета распространяется в городе, и в частном порядке попросил полицейское руководство это пресечь, посчитав, что газета и её материалы наносят ущерб его имиджу не только как главы города, но и как кандидата в депутаты Госдумы от «Единой России». Руководитель пресс-службы УМВД по Магнитогорску Константин Вуевич в телефонном разговоре озвучил другую версию событий. По его словам, имели место нарушения, связанные с досрочным распространением агитационных материалов. Дело в том, что в номере газеты была опубликована статья известного магнитогорского правозащитника Евгения Гончарова, бывшего депутата горсобрания, который выдвинут кандидатом в Госдуму от партии «Патриоты России». Собственно, именно его статью под названием «Коммуналка – бочка без дна» и иллюстрировала упомянутая карикатура, герой которой стоит рядом с трубой с надписью «ЖКХ» и держит в руках внушительного размера мешок. В него из трубы обильным потоком перетекают деньги из карманов простых граждан. Дмитрий Теплых и сам автор статьи Евгений Гончаров настаивают на том, что материал в газете был посвящён исключительно коммунальному хозяйству и не содержал признаков предвыборной агитации. Газета «Гражданская оборона» изначально была изданием предвыборных периодов, когда её учредитель Дмитрий Теплых участвовал в различных избирательных кампаниях. Сейчас Теплых, по его собственным словам, использует газету как информационный ресурс для публикаций по проблематике сферы ЖКХ. Теплых руководит жилищно-коммунальной управляющей компанией, на почве чего у него и возник конфликт с руководством Магнитогорска.

 

Екатеринбург. Разносчики газеты «Рядом с домом» пожаловались на нападение, которое совершили представители «Орджоникидзевской УЖК», предположительно начальник службы безопасности этого ЗАО Александр Орлов с сообщником. У разносчиков отобрали все экземпляры газет – 600 экземпляров. По их мнению, нападение произошло из-за материалов, которые были напечатаны в газетах – там публиковались статьи, подготовленные при участии управляющих компаний, с некоторых пор конкурирующих со скандальной «Орджоникидзевской». Пострадавшие уже обратились в полицию. Впрочем, журналисты официально зарегистрированного СМИ считают, что делу могут и не дать ход, как это бывало раньше, когда на действия данной УК уже жаловались и жильцы домов на Уралмаше, и потенциальные конкуренты. Весной этого года «Орджоникидзевская УЖК» потеряла право обслуживать прежний жилфонд в микрорайоне из-за истечения срока лицензии и неполучения новой. На территорию пришли другие компании, но вскоре они стали жаловаться на то, что УК по-прежнему работает и препятствует их деятельности.

 

Препятствование деятельности интернет-изданий

Крым. На территории полуострова оказался частично недоступен сайт «Крым.Реалии», который является крымским подразделением «Радио «Свобода». Так, пользователи сообщают, что ряд провайдеров заблокировал доступ к ресурсу. «Уважаемый пользователь! Мы приносим свои извинения, но доступ к запрашиваемому Вами ресурсу ограничен… По всем возникшим вопросам обратитесь в техническую поддержку», – такую информацию видят, в частности, многие симферопольцы и белогорцы. Как сообщается на сайте «Крым.Реалии», в Севастополе также блокируют портал. В то же время в некоторых населённых пунктах Крыма, а также в соседней России сайт доступен. «На сайте Роскомнадзора никаких сообщений о блокировании сайта «Крым.Реалии» нет. Редакции «Крым.Реалии» и «Радио «Свобода» никаких уведомлений и предупреждений не получали. Официальные сообщения нынешней власти Крыма, в частности прокуратуры, об ограничении доступа к сайту «Крым.Реалии» также отсутствуют», – говорится в сообщении проекта. Напомним, 12 мая Роскомнадзор сообщил, что заблокировал одну из страниц сайта, на которой было размещено интервью лидера меджлиса крымских татар. До этого прокуратура утверждала, что на сайте были обнаружены материалы, которые «содержат в себе оправдание диверсий, экстремизм и бесконечную дискредитацию органов власти в Крыму, разжигание межнациональной вражды». 13 мая Роскомнадзор разблокировал сайт «Крым.Реалии».

 

Москва. Серия мощных DDoS-атак на сайт телеканала RT не прекращается четвёртые сутки. Как отметили в пресс-службе канала, благодаря усилиям специалистов эффект от хакерских атак минимальный. «Каждый день все наши сайты подвергаются DDoS-атакам. Как по часам, начиная в 12 ночи, мы наблюдаем одно и то же поведение. Что интересно, время всегда одинаковое, тип атак и сложность также похожи. Создаётся ощущение, что по другую сторону океана кто-то наливает себе чашечку кофе и начинает работать. Повестка дня – испортить жизнь RT», – рассказала агентству ТАСС руководитель службы интерактивных проектов Эльвира Чудновская. Как отметила представитель российского канала, «у RT хорошая защита, которая только совершенствуется благодаря «доброжелателям» телеканала». В пресс-службе RT также уточнили, что самая крупная из серии атак произошла в ночь на 9 августа – DDoS-атака смешанного типа (UDP-amplification и SYN-flood) на сайт www.rt.com состояла из двух этапов. Первый этап атаки – на американский и европейский дата-центры – начался в 00:00 мск. На втором этапе произошло кибернападение на оборудование, размещённое в дата-центре RT в Москве. Полное прекращение DDoS-атаки было зафиксировано в 02:20 мск. Напомним, ранее британская газета The Times опубликовала сразу семь статей о деятельности Sputnik и RT, где российские СМИ подвергаются жёсткой критике. В частности, авторы газеты, называя журналистскую работу «информационной войной Путина», дают негативную оценку освещению российскими СМИ крушения самолета MH17 Malaysia Airlines, открытию в Великобритании нового представительства информагентства Sputnik и представительства фонда «Русский мир».

 

Кроме того

Владивосток. Во Фрунзенском суде начался судебный процесс по делу о нападении на корреспондента телеканала «Россия-1» Павла Брыкина. По решению судьи Сергея Ольховского первое заседание прошло в закрытом от СМИ режиме. В июне прокурор утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух сотрудников охраны ОАО «Владивостокский бутощебёночный завод» Олега Фецыча и Антона Таюрского. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к отказу от распространения информации, соединённое с насилием над журналистом»). Напомним, что 7 июня на журналиста Павла Брыкина, прибывшего в столицу Приморья с редакционным заданием, напали двое мужчин, которые, как выяснилось, оказались охранниками Владивостокского бутощебёночного завода. До начала процесса подозреваемые находились под домашним арестом, сам Павел Брыкин на суде не присутствовал. Ольга Левченко, руководитель отдела Следственного управления СК России по Приморскому краю: «Обвиняемые применили физическое насилие к журналисту программы «Честный детектив» «Россия-1», а также угрожали ему расправой. Причиной инцидента послужило редакционное задание – подготовка репортажа в связи с расследованием уголовного дела по обвинению мэра Владивостока Игоря Пушкарёва в коррупционных преступлениях».

 

Екатеринбург. Журналистам на брифинге с первым вице-премьером правительства РФ Игорем Шуваловым не дали задать вопросы по поводу антикоррупционных расследований о многочисленных дорогих квартирах и личном самолёте чиновника. Помощник Шувалова перед брифингом собрал всех журналистов и начал спрашивать, какие они планируют задавать вопросы. Услышав, что корреспондент Znak.com хочет задать вопрос о расследованиях про квартиры и личный самолёт, помощник эмоционально заявил, что Шувалов будет отвечать на вопросы «только про футбол» (Шувалов прилетел проверять готовность Екатеринбурга к ЧМ-2018). Впрочем, он не смог убедить Znak.com не задавать этот вопрос. Тогда формат брифинга начал стремительно меняться. Было объявлено, что брифинг состоится только для телевизионных журналистов. На деле встречу Шувалова со СМИ просто перенесли в другое место, и охрана Центрального стадиона не пустила туда корреспондента Znak.com и ещё нескольких журналистов. Ранее Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального провёл несколько расследований, в ходе которых выяснилось, что Шувалов летает в командировки на личном самолёте, а его семья владеет дорогостоящими квартирами. Как выяснилось, в Екатеринбург Шувалов также прилетел на частном Bombardier.

 

Челябинск. Союз журналистов Челябинской области призвал кандидатов, баллотирующихся на выборах в ГД РФ этой осенью, вести себя с прессой цивилизованно и громкими пугающими заявлениями не разбрасываться. Поводом стало заявление в полицию депутата Валерия Гартунга, кандидата от «Справедливой России». В нём он просит проверить деятельность информагентства Ura.ru на причастность к организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). В качестве доказательств он приводит два материала, опубликованные на сайте СМИ, которые, по его мнению, наносят урон его деловой репутации и подрывают авторитет в глазах общества. А в горячий предвыборный период, как известно, репутация, честь и достоинство ценятся буквально на вес золота. Публикации издания, по информации депутата, дублируются на восьми сайтах, среди которых аккаунты в соцсетях и «Живом журнале», а также в интернет-газете «Правда УрФО». Все эти сайты Валерий Гартунг просит проверить на «возможные преступные связи» с Ura.ru. Само информагентство он называет «вероятным структурным подразделением» некой ОПГ, куда входят государственные и муниципальные чиновники, а также его политические оппоненты, которые и оплачивают заказные материалы в СМИ. Депутат и кандидат просит установить лиц, причастных к ОПГ, и проверить финансово-хозяйственную деятельность информагентства для установления «коммерческого подкупа, а также соучастия в хищении бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и Резервного фонда». Сайт URA.ru после этого заявления немедленно подал обращение в региональный Союз журналистов, где за него незамедлительно вступились. «Впервые в Челябинской области журналистов пытаются обвинить в совершении столь тяжкого преступления, а предложенная заявителем квалификация действий СМИ рождает предположение о намерении заявителя оказывать давление на редакцию», – заявили в Союзе. На момент публикации нашей заметки предварительные итоги проверки ГУ МВД заявления Гартунга были неизвестны. Обнаружит ли полиция разветвлённую ОПГ и заблокирует ли счета редакций – остаётся только гадать.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ. Коллегия суда автономного округа отменила приговор владелице кафе «Виктория» в Салехарде Эльвире Арндт, которую ранее признали виновной по делу об избиении съёмочной группы программы «Ревизорро». Об этом Интерфаксу сообщили в окружном суде. Суд удовлетворил апелляционную жалобу Арндт, которую она подала после того, как в июне её осудили по ч. 3 ст. 144 Уголовного кодекса («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединённое с насилием над журналистом либо с повреждением его имущества»). Сообщалось, что Арндт получила два года условно. По словам представителя суда, действия двух сотрудников кафе, также осуждённых по этой статье, были переквалифицированы на менее тяжкую статью – «Побои». Уголовное дело в отношении них прекращено «в связи с декриминализацией деяния». В суде уточнили, что из-за недавно вступивших в силу изменений закона, действия сотрудников считаются не уголовным, а административным правонарушением. Уголовная ответственность за побои предусмотрена, только когда речь идёт об избиении близких родственников и ряде других случаев, под которые потасовка в «Виктории» не подпадает. Драка в салехардском кафе произошла 8 августа 2015 года. Группа «Ревизорро» осуществляла в «Виктории» съёмки очередного сюжета. В результате потасовки один из членов съёмочной группы получил черепно-мозговую травму. Шоу «Ревизорро» выходит на телеканале «Пятница» с июня 2014 года. Репортёры программы проверяют качество услуг в ресторанах, кафе, гостиницах и других заведениях. Журналисты проникают на кухни предприятий общественного питания, что подчас вызывает негативную реакцию владельцев, администраторов и поваров заведений.

 

Посольство России в Чехии отказало в визе чешскому журналисту Ондржею Соукупу. Об этом сообщила газета Hospodářské noviny, в которой работает Соукуп. Посольство России официально отказалось комментировать причины невыдачи визы. Однако, как сообщил Ондржей Соукуп «Радио «Свобода», по неофициальной информации, которой он располагает, речь идёт об «ответной мере» за недавний отказ чешского министерства иностранных дел продлить аккредитацию двух российских журналистов – Владимира Снегирёва и Александра Куранова. Представитель МИД Чехии ранее в интервью «Радио «Свобода» обосновал отказ в аккредитации российским журналистам рекомендацией чешских спецслужб, однако отказался раскрыть подробности. При этом отказ в аккредитации не означает запрета на въезд или проживание российских журналистов в Чехии. Ондржей Соукуп – один из ведущих чешских экспертов по России и постсоветским странам – тогда призывал чешский МИД пересмотреть своё решение. «Получается ровно по законам Мерфи: я выступал против того, чтобы у них отобрали аккредитацию, помогал им, а в финале так получилось, что я стал первым, кто пострадал от ответных мер», – отметил Соукуп в комментарии для «Радио «Свобода». Владимир Снегирёв в интервью «Радио «Свобода» заявил, что сообщение об отказе Соукупу в визе расстроило его: «Именно он одним из первых пришёл мне на помощь, когда в апреле чешский МИД не продлил мне аккредитацию. Во всём этом есть какая-то логика безумия: с одной стороны, по непонятным причинам отказали в аккредитации мне, а теперь лишили возможности приехать в Россию человека, который абсолютно лоялен к России и много хорошего о ней писал. Наши власти неадекватно повели себя в этой ситуации».


Сен 2, 2016
╔╔В последние годы западные исследователи всё чаще говорят о совершенно новой социальной гр
Тематический подход к медиабизнесу может стать хорошим рецептом