Это случилось в России в декабре 2016 года

Нападения на журналистов и блогеров

Внештатный фотокорреспондент «Коммерсанта» Давид Френкель

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Внештатный фотокорреспондент «Коммерсанта» Давид Френкель рассказал о произошедшем конфликте, в ходе которого на него напали сначала активисты Национально-освободительного движения (НОД), затем задержала полиция, а после попытались доставить в психиатрическую больницу сотрудники «скорой помощи». История началась с того, что Френкель снимал несанкционированную акцию питерского ЛГБТ-сообщества, участники которой по её завершении оказались на месте проведения пикета НОДа. Френкель стал снимать возникшую перепалку, после чего один из участников акции, «колоритный нодовец в папахе», ударил сначала по его камере, а потом напал и на самого Френкеля. Попытка обратиться к полиции, охранявшей пикет, успехом не увенчалась, а вызванный наряд, проигнорировав заявление Френкеля, доставил в отделение его самого из-за якобы написанной на него одной из пикетчиц жалобы. По словам Френкеля, полицию интересовало не нападение на журналиста, а подробности ЛГБТ-акции, причем сотрудника «Коммерсанта», отказавшегося отвечать на эти вопросы, спросили «в своем ли он уме», после чего вызвали «скорую помощь». Её приехавшие сотрудники с применением силы и нецензурных угроз, как пишет Френкель, пытались заставить его пересесть из-под камеры видеонаблюдения и отобрать сумку с камерой: «Врач стал меня душить, а два санитара – выворачивать мне пальцы и связывать руки жгутом». В итоге журналиста все же отпустили после вмешательства сотрудника «Эха Петербурга» Арсения Веснина, бывшего свидетелем всех событий, отца Френкеля, а также редакции «Коммерсанта». В травмпункте, констатирует Френкель, у него «сняли кровоподтеки шеи и рук, ссадины и царапины на пальцах».

МАХАЧКАЛА. Дагестанский журналист Магомед Магомедов считает, что за его уголовным преследованием стоит группа полицейских, пожелавших отомстить ему за правозащитную деятельность и скандал с пьяными силовиками в мечети. Магомедов также рассказал «Кавказскому узлу» о том, как был избит при задержании. Суд продлил на два месяца срок домашнего ареста Магомедова, который обвиняется в незаконном хранении оружия и наркотиков. Магомедов работал официальным представителем махачкалинской мечети на улице Омарова и является журналистом издания «Новое дело». Свою вину журналист полностью отрицает.

 

Попытки цензуры

БРЯНСК. Предпринимаются попытки ликвидировать независимое печатное издание – газету «Комсомолец Брянска». Газета издается пятнадцать лет. Критически оценивала действия губернаторов Брянской области Лодкина, Денина и Богомаза. Фактически по отношению к газете была предпринята попытка установления цензуры. Ещё до выхода отдельных номеров газеты из печати её содержание в электронном виде пересылалось из областного полиграфического объединения в правительство Брянской области. С начала 2016 года у газеты появились серьёзные проблемы с распространением. В нарушение статьи 25 Закона РФ «О средствах массовой информации» и действующего договора на распространение была прекращена реализация газеты через киоски ОАО «Брянсксоюзпечать». Этим давление не закончилось – ГУП «Брянское полиграфическое объединение» разорвало договор на печатание газеты. В этой связи редакция вынуждена была начать печатать газету в Орле. Затем – в Смоленской области, в Московской области.

ПЕНЗА. Журналисты телеканала «Экспресс» полностью пересняли сюжет про мост в селе Грабово, чтобы избавиться в эфире от негатива, прозвучавшего из уст местных жителей, представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) и общественного совета при управлении МВД России по Пензенской области. Сначала на сайте ТРК «Экспресс» было размещено видео с названием «Жители Грабово ежедневно переходят мост, рискуя жизнью». Основной акцент в нём был сделан на том, что построенное несколько десятилетий назад сооружение, соединяющее две части села, обветшало и «теперь представляет реальную угрозу для жизни людей». Этот тезис в кадре подтвердили сразу несколько человек, в том числе местные жители, начальник отделения дорожной инспекции УГИБДД, редактор телеканала «Экспресс», член общественного совета при управлении МВД РФ по Пензенской области Павел Прохоренков. В тот же день новость с аналогичным заголовком на своем сайте опубликовало сетевое издание «Пенза-Пресс», входящее в медиахолдинг «Экспресс». Однако вскоре новость о приезде общественников в село и соответствующий видеоролик были удалены. Причем «Экспресс» заменил ранее размещенную информацию на новую – исключительно в положительной тональности. В новом сюжете утверждается, что «мост в Грабово не является аварийным». При этом тот же журналист за кадром отмечает, что сооружение «простоит еще не один год», а «слухи об аварийности моста в селе Грабово Бессоновского района оказались преувеличенными». В новом сюжете отмечается также, что «через переправу ежедневно проходят десятки местных жителей, и они никаких недочетов не видят».

СТАВРОПОЛЬ. Банкир предлагает редакции услуги в качестве цензора. Именно так поняли в «Открытой газете» суть письма управляющей Ставропольским филиалом банка ВТБ-24 Елены Винокуровой. В своём письме в редакцию она потребовала опубликовать опровержение статьи (потому что «факты в ней грубо искажены») и предложила «в дальнейшем обращаться до фактического выхода публикации за разъяснениями и комментариями в пресс-службу банка». Что касается предварительного показа статей, то редакция в своем материале советует и начальнице банка восполнить пробел в грамотности, ознакомиться со статьей 29 Конституции РФ и статьей 3 Федерального закона «О СМИ», где о цензуре говорится: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается».

 

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. Правозащитный центр «Мемориал» признал журналиста из Набережных Челнов издателя газеты «Комитет Ревизор» Сергея Еретнова политзаключенным. Как указано на сайте «Мемориала», он был осужден по статье «Пособничество в незаконных организации и проведении азартных игр, совершённых организованной группой». Организация отмечает, что Еретнов был также известным в городе оппозиционным политиком и постоянно обвинял представителей власти в коррупции. Его имя появилось в «игорном деле» перед выборами в Госсовет Татарстана в 2014 году – значительно позже возбуждения самого дела и ареста других фигурантов. «Мемориал» полагает, что суд признал Еретнова виновным только в том, что он якобы один раз оказал риелторские услуги, помогая организаторам игорного бизнеса в долгосрочной аренде помещения. Лишение свободы за то, что «обвиняемый свёл арендодателя недвижимости с арендатором» организация называет «абсурдным» при том условии, что обвинение не доказало, что Еретнов достоверно знал об использовании помещения в незаконных целях. В итоге он был приговорён к трём годам лишения свободы и штрафу в 200 тыс. рублей. «По мнению самого Еретнова, его сторонников и ряда журналистов, уголовное преследование связано с тем, что он планировал участвовать в выборах и был серьёзным кандидатом на победу на них. Чтобы помешать ему, его привлекли к уголовной ответственности.

ХАКАСИЯ. В Саяногорске Следственный комитет готовится предъявить обвинение редактору газеты «Каратош» Эрику Чернышеву. Уголовное дело было возбуждено в марте этого года по факту клеветы на депутата Верховного Совета Хакасии И. Ульянова. Недавно к товарищу по фракции и по несчастью присоединился ещё один хакасский парламентарий – Д. Бразаускас, который был привлечён к делу в качестве второго потерпевшего. Именно эти двое народных избранников фигурировали в объявлении, которое разместил Эрик Чернышев в своём блоге в сети Интернет под заголовком «Внимание, розыск!». Всем, кому было известно о местонахождении двух означенных товарищей, предлагалось связаться по телефону со следователем СК. Предыстория дела такова. В сентябре 2013 года в Хакасии прошли выборы в местный парламент. Через месяц были опубликованы результаты журналистского расследования Эрика Чернышева, согласно которым мандат Ульянову достался не просто незаконно, а трижды незаконно. Параллельно было передано соответствующее заявление о совершённом преступлении (фальсификации избирательных документов) в Следственный комитет. Переписка с органами продолжалась более года и была трогательной до слёз. «Опросить Бразаускаса Д.В. лично не представилось возможным, а на телефонные звонки он не отвечает» – именно с таким основанием приходили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Забуксовавшему в отписках следственному органу требовалась неотложная помощь. Чернышев решил помочь следствию и разместил объявление о розыске предполагаемых преступников. Следственный комитет вышел из оцепенения и (видимо, в благодарность за оказанную помощь) возбудил уголовное дело в отношении... Э. Чернышева за клевету. Ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, персональный компьютер журналиста был изъят для проведения экспертизы. Долгое время Эрик Чернышев воспринимал происходящее как неудачную, но всё же шутку. Но решимость следователя довести дело до передачи в суд обвинительного заключения заставила журналиста снять розовые очки. СК дал понять, что разберётся, кто в Хакасии злоумышленник, а кто уважаемый парламентарий с депутатской неприкосновенностью.

 

Увольнение редактора, журналиста

ЕКАТЕРИНБУРГ. Обозреватель «Уральского рабочего» Юрий Глазков попал в немилость у своих работодателей после того, как выразил недовольство проектом строительства храма Святой Екатерины в акватории городского пруда в Екатеринбурге. Журналист участвовал в организации общественного обсуждения проекта в Доме писателя, после чего руководство издания объявило, что его должность сокращается. «Меня отстранили от возможности что-либо публиковать и предложили писать заявление по собственному желанию, на что я ответил отказом, – рассказал Глазков информагентству «URA.Ru». – Позже мне официально вручили уведомление о том, что моя должность сокращается 7 февраля. Именно она оказалась в штате лишней. Это происходит из-за моей общественной деятельности в свободное от работы время, которая не устраивает неких лиц». По словам журналиста, про храм он вообще не пытался писать, так как ему сразу было заявлено, что это не попадёт в газету никогда. «Сейчас я продолжаю сидеть на рабочем месте и заниматься чем попало. Уже был снят мой материал, не имеющий отношения к храму. Заявили, что мои тексты не будут печататься. Естественно, я не буду получать гонораров, которые составляют значительную часть заработка», – пояснил Глазков, добавив, что начальство игнорирует его вопросы и он уже обратился через приемную к генеральному директору холдинга. Главный редактор газеты Лев Кощеев признался корреспонденту «URA.Ru», что не был в курсе ситуации: «Честно говоря, об этом в первый раз слышу. Ко мне он не обращался по этому вопросу. У нас тексты не проходят в печать у очень многих журналистов по самым разным профессиональным причинам: места не нашлось или текст не удовлетворяет каким-то правилам издания, но чтобы кого-то лишали права публиковаться из-за его общественной позиции, такого у нас не водится». Председатель свердловского отделения Союза журналистов Александр Левин заявил, что региональная организация будет разбираться в этой ситуации. Глазкову готов помочь и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. ФЗГ будет следить за развитием событий.

 

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. Сотрудники частного охранного предприятия задержали внештатного журналиста телеканала «Дождь» Сергея Петрова в районе посёлка Кабардинка. Как сообщает канал со ссылкой на жену Петрова Ирину Коваленко, вместе с ним были задержаны эколог Дмитрий Шевченко и несколько активистов «Экологической вахты по Северному Кавказу». В посёлок журналист отправился вместе с активистами «Экологической вахты». Как уверяют активисты, в Кабардинке они обнаружили дачу бизнесмена Евгения Пригожина, который прослыл в СМИ как «личный повар» президента Владимира Путина. Сначала журналист и несколько активистов перестали выходить на связь. Об их задержании телеканалу сообщили вечером. Жена Петрова рассказала, что сотрудники ЧОП начали стирать информацию с флеш-накопителей активистов. По словам Коваленко, журналисты и экологи не проникали за периметр забора предполагаемой дачи бизнесмена: их задержали на территории лесничества. В МВД по Краснодарскому краю каналу сообщили, что полиция выехала в посёлок, чтобы разобраться в происходящем. Задержанных доставили в отделение полиции, позднее все они были отпущены.

МОСКВА. Возле здания правительства России задержаны 15 человек, которые вслух читали так называемую «Понятийную конституцию» – пародийный текст, который, по их мнению, более соответствует настоящему устройству власти в России, чем действующая конституция. «Сильный всегда прав» – говорится, например, в «Понятийной конституции».

Задержания читающих «Понятийную конституцию» у здания правительства РФ. Москва, 13 декабря 2016 года

В чем обвиняют активистов, неизвестно. Их отправили в отделение полиции. Один из задержанных – журналист киевского центра журналистских расследований Александр Трофимов, у которого были российская и украинская пресс-карты. Задержанных доставили в ОВД «Пресненский». Позднее все участники акции были отпущены из отделения полиции, сообщает «ОВД-Инфо». На них составили протоколы о нарушении порядка проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). «ОВД-Инфо» отмечает, что задержанные пробыли в отделении «значительно больше трёх часов», при этом полицейские отказались передавать им еду и воду, которую привезли в ОВД друзья задержанных.

МОСКВА. Задержана группа активистов и корреспондент Радио Свобода Иван Воронин. Как сообщает «ОВД-Инфо» со ссылкой на активистов, это произошло неподалёку от здания ФСБ на Лубянской площади, когда активисты шли по улице. Всего задержаны восемь человек, включая корреспондента. Как написал один из активистов в «Фейсбуке», задержанию предшествовало нападение на активистов группы людей в штатском, после чего подъехала полицейская машина и отвезла задержанных в ОВД «Китай-город». Позднее задержанные были отпущены.

 

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ

МОСКВА. Ведущий программ «Новости.Главное» и «Служу России» на телеканале «Звезда» Юрий Подкопаев получил письмо с угрозами убийством. Агрессивное послание Подкопаев озвучил в эфире, показав при этом изображение самого электронного письма. «Подохни, мразь, ты и твоя страна "***Раша!" На ремни тебя, с***, резать нужно и солью пересыпать, что и сделаем, время придет, и скоро!» – говорится в сообщении, которое пришло Юрию Подкопаеву на электронную почту.

МОСКВА. После проверок столичных ресторанов ведущей проекта «Ревизорро» Лене Летучей стали поступать угрозы. Кроме того, когда Летучая в рамках передачи взялась за московские рестораны, ей пришлось столкнуться с хамством, оскорблениями и даже с рукоприкладством со стороны хозяев заведений.

Заставка программы «Ревизорро»

В одном из выпусков проекта «Ревизорро», в котором Лена нагрянула в ресторан «Одесса мама», ведущую заперли в морозильной камере, а после запустили в нее ведром с водой. На протяжении двух недель социальные сети пестрят постами: одних возмутило наглость Летучей, а других восхитила её смелость. Однако отмечается, что шоу вышло за рамки развлекательной передачи. После выпусков, отснятых в столице, в адрес Лены Летучей участились угрозы. На совещании телеканала «Пятница», где выходит программа «Ревизорро», было принято решение нанять охрану телеведущей. По словам представителя «Пятницы» Натальи Абрамочкиной, после сезона, отснятого в Москве, Лене стали угрожать расправой. Теперь Летучая будет передвигаться с охраной не только на съёмках. Также Абрамочкина добавила, что им известно, кто стоит за этими угрозами.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Около поселка Витаминный неизвестные угрожали насилием сотрудникам ГТРК «Южный Урал», проводившим съёмку репортажа. «Трое мужчин неславянской внешности из ближнего зарубежья, разговаривая на повышенных тонах, пытались отнять видеотехнику, мешали работе журналистов. Предположительно это были работники фермерского хозяйства» – так излагают инцидент сотрудники съёмочной группы ГТРК «Южный Урал». Действия нападавших можно расценить как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144 УК РФ). По фактам, изложенным в обращении сотрудников телекомпании, идёт доследственная проверка, сообщило региональное СУ СК РФ.

АБАКАН. Журналисту Михаилу Афанасьеву угрожают убийством. Об угрозах в свой адрес редактор интернет-журнала «Новый Фокус» Михаил Афанасьев сообщил в публикации на сайте своего издания  «Ащеул беспокоит». Лидер ОПГ Андрей Ащеулов позвонил в ИЖ Хакасии «Новый Фокус» и воспользовался правом на ответ». Михаил Афанасьев выложил аудиозапись разговора с Ащеуловым, где собеседник требует удалить с сайта публикацию, в которой рассказывается о преступной деятельности его группировки. В ходе разговора журналисту угрожали убийством. По словам Михаила Афанасьева, «единственный орган государственной власти, оперативно среагировавший на публикацию материала об угрозах журналисту, – Роскомнадзор». Уже спустя несколько часов после публикации аудиозаписи разговора чиновник позвонил автору статьи и потребовал удалить аудиозапись, так как она содержит нецензурную лексику, либо «запикать» мат. Михаил Афанасьев написал заявление в полицию с требованием провести проверку по факту угроз и возбудить уголовное дело. Кроме того, он намерен обратиться в правоохранительные органы со вторым заявлением – о возбуждении уголовного дело по ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»).

 

Прекращение выхода СМИ

КАРЕЛИЯ. Газета «Приполярье», учреждённая в январе 1934 года (вначале она называлась «Красной Кестеньгой», затем «Лоухским большевиком», а доживала советские годы «Коммунистом»), прекратила своё существование. Учредители газеты в лице органов местной власти объявили, что неспособны справиться с накопившимися миллионными долгами и предпочитают обанкротить предприятие, издающее газету, и ликвидировать само издание. Поэтому депутаты Лоухского муниципального района приняли решение ликвидировать газету  «Приполярье» и вместо неё учредить новое муниципальное издание – «Наше Приполярье». Прежняя газета выходила в свет тиражом в 1000–1200 экземпляров, новую решили издавать тиражом менее одной тысячи.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Информационное агентство «Актуально» временно приостановило работу из-за судебного разбирательства об использовании чужого фото. Всех сотрудников отправили в вынужденный отпуск. Портал проиграл 80 тыс. по иску Уральского авторского общества. Иск был подан в мае, УАО потребовало компенсацию за использование фотографии бизнес-центра «Саммит». Редакция СМИ сообщает, что о судебном процессе они узнали, когда им прислали исполнительный лист. Кроме того, в материалах суда не указано, когда был опубликован спорный снимок и к какому конкретно материалу. Издание планирует оспорить решение суда. Как считает ряд экспертов, сама сумма не является критической, но реакция собственников явилась неожиданной. «Руководство в ярости. Ресурс и так был убыточным, а тут ещё иск. Все сотрудники отправлены в неоплачиваемый отпуск с 16 декабря до 15 января. Видимо, на работу уже никто не вернётся», – рассказал информагентству «URA.Ru» один из сотрудников «Актуально».

 

Препятствование деятельности интернет-изданий

МОСКВА. Роскомнадзор заблокировал сам себя, правда, ненадолго. Информация об этом появилась на сайте «Роскомсвободы». В сообщении говорится, что «случилось то, что многие ждали не один год: Роскомнадзор наконец внёс в реестр запрещённых сайтов локалхост в виде IP-адреса: 127.0.0.1», т.е. себя самого. По информации «Роскомсвободы», данный IP был заблокирован по решению суда от 19 октября 2016 года. Стоит отметить, что в вердикте суда значится лишь домен, а про IP-адрес ничего не говорится. Блокировка Роскомнадзора произошла по ошибке его же сотрудников, которые занимаются обработкой судебных решений и вносят домены в список запрещённых сайтов. Позднее сайт Роскомнадзора был разблокирован.

 

Кроме того

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. Глава Октябрьского района Георгий Поезжаев отменил своё решение об увольнении главреда районной газеты «Вперёд». Огородникова вновь возглавит редакцию издания. Претензий к Ларисе Огородниковой у учредителей газеты «Вперед» больше нет, инцидент исчерпан, сообщают информированные источники, близкие к главе района. Напомним, в конце ноября Лариса Огородникова распоряжением главы Октябрьского района была уволена с должности газеты «Вперёд». Ей были предъявлены претензии по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности издания. По словам председателя пермского регионального отделения Союза журналистов России Игоря Лобанова, отмена решения об увольнении главного редактора стала возможна благодаря открытой и гласной позиции всего журналистского сообщества Прикамья и поддержке общественных организаций региона. Сама Лариса Огородникова сообщила, что глава района Георгий Поезжаев пригласил её на разговор. Чиновник сообщил об отмене своего распоряжения о её увольнении. «Только кто лишался работы, может понять, какими для меня были эти две недели. Извинений, понятное дело, никто не принес», – рассказала Огородникова.

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. Человек, представившийся сотрудником охраны «Газпрома», задержал корреспондентов VL.ru, которые проводили фото- и видеосъёмку на объездной дороге в районе Уссурийска. Спустя несколько минут после начала съёмки к журналистам подошёл человек, назвавшийся старшим смены Александром Кособуковым, и потребовал прекратить съёмку, обосновывая это тем, что корреспонденты находятся на «стратегически важном объекте». Никаких опознавательных знаков, сообщающих о том, что в этом месте находится «важный объект» или съёмка запрещена, не было. Во время телефонного разговора корреспондент передала трубку Кособукову, который, завладев её телефоном, отправился на КПП. После этого проследовавших за ним журналистов охранники закрыли в помещении КПП. Охрана удерживала журналистов, мотивируя это тем, что ожидает дальнейших указаний от своего начальства. Корреспонденты заявили о случившемся в полицию. Оперативно прибывшие на место сотрудники полиции вывели журналистов за пределы КПП и объяснили сотрудникам охраны, что задержание было незаконным. Корреспонденты составили заявление в полицию по факту незаконного задержания и лишения свободы.

ТЮМЕНЬ. В областном суде состоялось слушание дела блогера Алексея Кунгурова, который обвиняется в «публичном оправдании терроризма» (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ). Состав этого преступления обнаружили следователи областного УФСБ в посте, размещённом в его ЖЖ в октябре прошлого года, который назывался «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?». Процесс провела прибывшая в Тюмень из Самары коллегия Приволжского военного суда. Коллегия постановила, что процесс этот будет закрытым, хотя никаких государственных тайн в нём оглашать не предполагается, а инкриминируемый подсудимому пост до сих пор находится в открытом доступе. Основанием для закрытия слушаний резонансного дела стало заявление «общественного эксперта» – доцента кафедры журналистики Тюменского госуниверситета Владимира Лысова. Он – единственный, пояснила нам супруга блогера Асия Байшихина, кто откликнулся на призыв спецслужб дать «экспертную оценку» нескольким текстам, авторство которых приписывается Алексею: обращение это было направлено во многие государственные и общественные организации, но вызвался добровольно помочь следствию только он. Экспертиза его, полагает адвокат, к предъявленному Кунгурову обвинению никакого отношения не имеет, как, собственно, и к текстам, исследуемым доцентом, в которых он нашёл «агрессивно настроенные словосочетания» (тут не всё ладно с правилами русского языка), «призывающие к насильственным действиям в отношении Президента РФ», а также «один из тактических шагов в проведении различных действий, дестабилизирующих ситуацию в различных регионах мира». После того как некоторые перлы наставника будущих журналистов были обнародованы в соцсети, «эксперту», по его словам, стали поступать угрозы от неизвестных лиц – суд удовлетворил его просьбу закрыть процесс от прессы и общественности. Адвокат Александр Зырянов уверен, что в зачитанном прокурором обвинительном заключении никаких доказательств вины его подзащитного нет. «Оно все построено на мнении экспертов и показаниях мнимых свидетелей. Никто из них лично не знаком с Алексеем, то есть, по сути дела, они – не свидетели, а интерпретаторы его текста. Притом интерпретируют они то, чего не читали. Это стало ясно уже на первом заседании: двое из допрошенных сказали, что в материале, размещённом в его ЖЖ, положительно оценивается роль запрещенного в России «Исламского государства», хотя там ничего подобного нет. Во всей статье есть только одно оценочное суждение – о том, что эта организация – «не самая кровожадная и безбашенная», но в том, что она опасна, автор не сомневается. Эксперты не заметили слова «самая». Одну из экспертиз, лингвистическую, провело то же ведомство, которое возбудило уголовное дело – криминалистическая  лаборатория УФСБ по Свердловской области. Эксперт-филолог, говорит адвокат, упустила из виду, что автор сравнивает ИГИЛ, запрещённую в России, с другими подобными структурами и фактически приписала ему свою мысль – о том, что эта организация «не несет для людей никакой угрозы». Эксперту-психологу пришлось пойти на прямой подлог: пожелание автора российским террористам «самоутилизироваться» (то есть самоуничтожиться) в Сирии она прочитала, по всей вероятности, без очков, и ей привиделось слово ещё более необычное – «самоактуализироваться» (то есть заниматься самосовершенствованием своих навыков). Александр Зырянов считает, что в обеих экспертизах есть признаки преступления, предусмотренного статьей 307 УК РФ («Заведомо ложное заключение эксперта»). Доказательств самого события преступления, по мнению адвоката, у следствия тоже нет: оно утверждает, что вменяемый ему пост Кунгуров разместил в ЖЖ, находясь в Тюмени, 13 октября 2015 года, а он в это время находился в Астрахани – на конференции публицистов и писателей. Тем не менее выездная коллегия Приволжского окружного военного суда признала Кунгурова виновным и приговорила его двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Как сообщил РБК адвокат Кунгурова Александр Зырянов, защита намерена обжаловать приговор: «Мы будем подавать апелляцию в военную коллегию Верховного суда. Планируем сделать это в начале следующей недели. У нас на это есть десять дней».

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ. Возбуждено административное дело против первого секретаря местного отделения КПРФ Юрия Гайдука, который ранее выгнал журналистов с заседания бюро партийной ячейки. Как передает «Забмедия», документы по этому делу переданы в суд. «Действиями Гайдука Ю.Н. нарушено право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности политической партий (…) Постановление направленно для рассмотрения мировому судье судебного участка № 7 Ингодинского района города Читы», – сообщила прокуратура Забайкалья. Скандал разгорелся в сентябре. Гайдук не впустил журналистов на заседание бюро, где решался вопрос о восстановлении депутата думы Читы Екатерины Щербаковой в должности первого секретаря читинского горкома КПРФ. На вопрос журналистов о наличии нормативно-правового акта, который позволяет закрыть заседания от СМИ, Юрий Гайдук ответил, что таковой существует, но предоставлять его отказался. Тогда портал «Забмедиа» обратился в прокуратуру с намерением защитить права «журналистов и забайкальцев, имеющих право на оперативное получение информации».

ЧЕЛЯБИНСК. Студентку факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета Екатерину Омельченко предостерегли от «совершения противоправных действий сразу по трём статьям, по ст. 5.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести»), п. 1 ст. УК РФ 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и ст. 280  УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Прокуратура сочла ее деяния опасными, потому что студентка, рассказав в интервью корреспонденту одного интернет-издания о несогласии со строительством часовни напротив своего учебного заведения, «спровоцировала волнения в обществе, выразившиеся в написании оскорбительных для верующих комментариев, направленных на возбуждение религиозной розни». Кто-то из верующих, не выдержав оскорблений, от избытка чувств написал донос в прокуратуру. Интернет-издание было вынуждено под напором надзорного ведомства комментарии удалить, но любопытно, что точки зрения, (пусть даже и выраженные в оскорбительной форме) комментирующих, от этого никуда не делись. Люди все равно остались при своем мнении, а доносчики – при своем.

ТОМСК. Независимая телекомпания «ТВ-2» выиграла суд у Роскомнадзора. Апелляционный суд постановил, что в мае этого года ведомство незаконно отказало «ТВ-2» в продлении лицензии на одну из радиочастот, сообщил изданию «Ведомости» учредитель и главный редактор телеканала Виктор Мучник, а затем подтвердил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. В суде томская компания пыталась доказать, что у Мучника нет второго гражданства – именно предположение о его наличии послужило основанием для отказа продлить лицензию на радиовещание в мае этого года (до мая на частоте, о которой идёт речь, вещала радиостанция «Европа плюс Томск», которая также принадлежит телекомпании «ТВ-2» и которой также было отказано в продлении лицензии). С 1 января 2015 года канал «ТВ-2» не выходит в эфир. Связисты без объяснения причин разорвали договор с телекомпанией, а Роскомнадзор отозвал выданную ранее до 2025 года лицензию. В Томске с закрытием «ТВ-2» остались лишь государственные СМИ.

Фото: fontanka.ru, Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Янв 11, 2017
Несколько слов о штатных и внештатных фотокорах
Фрилансер, создатель Telegram-канала и сайта «IT и медиа. Палач Говорит» Павел Городницкий докладывает о своих успехах
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА