Это случилось в России в октябре

Нападения на журналистов и блогеров

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Корреспондент «Новой газеты в Петербурге» Александра Гармажапова заявила, что вице-спикер Законодательного Собрания единорос Анатолий Дроздов нагрубил ей, а затем ударил. Журналист сняла инцидент на видео и опубликовала его на своей странице в Facebook. Свидетелями конфликта стали сотрудницы ИА «Росбалт» Софья Мохова и издания «Аргументы недели» Валентина Карелова. Александра Гармажапова в беседе с Лениздат.Ру пояснила, что Дроздова журналисты называют «Расчёской». Это прозвище он заработал после того, как на выборах в 2011 году был уличен в попытке пропихнуть расчёской бюллетени в урну в УИКе № 333. «Если бы мы жили в правовом государстве, этот депутат давно бы был осуждён. Но так как мы не живём в правовом государстве, то у журналистов от безысходности и бессилия единственный вариант – говорить прямо человеку, что он жулик», – рассказала журналистка. По её словам, конфликт произошел в фойе Законодательного Собрания. Депутат, ранее назначенный вице-спикером, приблизился к группе журналистов и сказал, чтобы они передали ей привет, неприлично исказив при этом её фамилию. По мнению корреспондента «Новой», это была сознательная провокация. «Он специально это сказал в моём присутствии. Проходя мимо, приблизился максимально и произнес это. Я включила камеру и пошла за ним, чтобы он повторил сказанное. Иначе потом он бы говорил, что мне показалось. На видео слышно, что он фактически соглашается и не считает себя виноватым», – отмечает Гармажапова. «Он убегал, потом резко ударил меня дверью, а затем сильно ударил меня по руке и выбил телефон. На видео видно, что съемка прерывается», – рассказал журналистка. Она заявила, что намерена направить обращение по поводу произошедшего спикеру Законодательного Собрания. «Я не считаю нормальной ситуацию, когда депутат, а тем более вице-спикер ведет себя подобным образом. Это само по себе позорище, что заместителем главы парламента стал человек с прозвищем «Расчёска», который прославился фальсификацией выборов. Но также мне кажется недопустимым, что вице-спикер начинает работу с распускания рук в Мариинском дворце», – сообщила корреспондент «Новой газеты в Петербурге». Она выразила уверенность, что журналистское и политическое сообщества должны поставить вице-спикера на место. «Я этого так не оставлю. А если он будет поступать так не только со мной, но и с начинающими журналистами, если такое поведение будет демонстрироваться постоянно, то никакого уважения к профессии не будет ни у самих журналистов, ни у окружающих», – резюмировала Александра Гармажапова.

СУРГУТ. Начало работы нового созыва Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ознаменовалось столкновением редакторов двух местных СМИ – телекомпании «Сургутинформ-ТВ» и портала «Чиновник.ру». Произошло оно в одном из залов окружного парламента сразу же по окончании его первого заседания: свидетелями инцидента стали десяток представителей югорских масс-медиа. Предыстория конфликта в изложении одного из его участников – Виталия Щербакова – выглядит так: весной сего года в редакцию СТВ обратились клиенты дилера челябинской компании «Линда», мебельного салона, который, по их словам, взяв с них предоплату, не торопился выполнять их заказ, отказываясь при этом возвратить деньги. Когда Щербаков вместе с клиентами «Линды» и съёмочной группой приехал в эту фирму, там ему встретился сотрудник портала «Чиновник.ру» Эдуард Шмонин, который, по мнению тележурналиста, по долгу службы или бескорыстно представлял её интересы, из-за чего между ними возникли неприязненные отношения. В здании Думы ХМАО к Виталию Щербакову его оппонент подошёл в тот момент, когда он готовился к прямому включению. «Шмонин в агрессивной форме заявил, что имеет ко мне претензии, и предложил мне «выйти поговорить», на что я, естественно, ответил отказом и предложил ему излагать свои мысли прямо здесь, при всех. После этого Шмонин приблизился ко мне вплотную и резко ударил меня головой в лоб». В нестандартную ситуацию вмешался пресс-секретарь Думы Сергей Табаков. Когда он выводил нападавшего из зала, тот, по рассказу пострадавшего, выкрикивал в его адрес угрозы, сопровождаемые нецензурной бранью. По факту нападения редактор СТВ подал в полицию Ханты-Мансийска заявление с просьбой привлечь редактора «Чиновника.ру» к ответственности по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»).

ВОЛГОГРАД. Журналист издания «Блокнот-Волгоград» Константин Броневицкий был избит при исполнении редакционного задания в имеющем неоднозначную репутацию диагностическом центре «Бьюти Тайм». Из-за полученных травм он был госпитализирован. Как стало известно ИА «Волга-Каспий» из сообщения онлайн-газеты «Кривое зеркало», в редакцию «Блокнота» обратилась женщина, утверждавшая, что сотрудники центра «Бьюти Тайм» обманом заставили её заключить договор на оказание услуг и принудили взять кредит для оплаты процедур. В результате волгоградка лишилась 100 тыс. рублей. Чтобы проверить полученную информацию, издание направило в центр съёмочную группу, в состав которой входили корреспондентка и оператор Константин Броневицкий. Вместе с журналистами в «Бьюти Тайм» отправилась пострадавшая женщина со своим адвокатом. Однако представителей СМИ в диагностическом центре ждал, мягко говоря, холодный приём. В ответ на просьбу дать комментарий по поводу сложившейся ситуации мужчина, представившийся коммерческим директором организации, напал на журналистов. Сначала он схватил за руку корреспондентку «Блокнота» и попытался вытолкать её из помещения, а когда за девушку вступился оператор, нанёс ему удар в висок. В результате Константин Броневицкий получил сотрясение мозга. Кроме того, агрессивный сотрудник центра повредил оборудование съёмочной группы. «Я нахожусь в больнице, – сообщил Константин Броневицкий. – Он ударил меня кулаком, в результате чего я получил сотрясение мозга. Хорошо, что рядом был диван, я на него упал при потере сознания. Потом выхватил у меня камеру и стал бить об пол, сломал штатив». Как утверждают свидетели происшествия, охранник диагностического центра не стал вмешиваться в конфликт и бездействовал во время нападения на съёмочную группу. Более того, когда в «Бьюти Тайм» по вызову прибыли полицейские, он заявил, что журналисты первыми набросились на коммерческого директора. На просьбу представить доказательства охранник ответил отказом, сославшись на то, что установленные в центре камеры видеонаблюдения не ведут запись. Константин Броневицкий госпитализирован и проведёт в больнице не менее пяти дней. И его коллеги, и пострадавшая от действий «Бьюти Тайм» женщина написали заявления в правоохранительные органы. Отметим, что диагностический центр «Бьюти Тайм» имеет в Волгограде крайне неоднозначную репутацию. По некоторым данным, центр связан с ООО «Академия красоты», занимавшимся распространением косметики марки «Дешели»; эта организация уже попадала в поле зрения регионального УФАС в связи с нарушениями законодательства о рекламе. Многие клиенты центра неоднократно жаловались на психологическое давление со стороны его сотрудников и навязывание дорогостоящих услуг.

 

Попытки цензуры

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРАГлава Союза журналистов Югры Александр Григоренко заявил об отсутствии свободы слова в округе. Как сообщает портал URA.Ru, Григоренко публично обвинил власти региона в жёсткой цензуре правительственных СМИ. При этом отмечается, что журналист виновным считает не губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Наталью Комарову, а ее команду, на которую он и намерен пожаловаться главе региона. «Цензура есть, и ситуация уже критична. Идёт полное согласование всех материалов. Чтобы облегчить себе задачу, закрыли три СМИ, оставив только одно, где согласовывают каждую запятую и каждую фотографию. То же самое происходит на телевидении, и все это знают», – заявил Григоренко. В 2015 году правительство округа закрыло несколько своих СМИ. Среди них – ИА «Югра-Информ», спортивный журнал «Старт», также был приостановлен выпуск глянцевого ежемесячника «Югра», руководителем которого был Григоренко. Тогда власти ХМАО объяснили решение оптимизацией расходов и повышением эффективности управления госучреждениями ХМАО. Например, государственные интернет-СМИ дублировали друг друга. При этом URA.Ru отмечает, что сам Григоренко может стать фигурантом уголовного дела как бывший редактор «ЮграПресс». По неофициальной информации, он якобы накануне увольнения в 2015 году вывел из издания около 2 млн рублей. Сам Григоренко заявляет, что никаких доказательств нет и это лишь попытка повлиять на него после заявлений о цензуре.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. Газета «Искра», одна из старейших в крае, не вышла в свет. Это случилось из-за репортажа о митинге казачьего общества в станице Ессентукской, состоявшемся 12 октября. Повод для народного раздражения здесь всегда один: спор из-за земли. Казаки, исконно проживающие на этой плодородной территории и имеющие первоочередное право на получение земли, разрешение от власти муниципального округа наконец получили, провели культивацию полученного участка, засеяли кукурузой. А вот когда стали убирать урожай, ОБЭП без всякого решения суда арестовывает у них и комбайны, и 25 тонн собранной кукурузы. И стоит за этим другой фермер – претендент на землю, у которого пока на неё еще нет никаких прав, но есть родство с действующим сенатором Совета Федерации. Редактор, изучив все подтверждающие справедливость народного гнева документы, подписал номер с репортажем в печать. Электронный макет был отправлен в типографию Ставрополя, где печатается газета, да там и застрял. С ситуацией насчёт земли и урожая сейчас разбираются краевая власть и надзирающие органы.

КИРОВ. В газете «Вятский наблюдатель», одном из старейших негосударственных изданий Кировской области, возник конфликт между собственником и редакцией. В результате главный редактор и директор Юлия Шевцова начала выпуск газеты-клона и запустила сайт, полностью копирующий оригинал. В самом конце 2013 года издание «Вятский наблюдатель» перешло под контроль бывшего губернатора Никиты Белых. Новым формальным собственником стал Алексей Пыхтеев. Сделка была оформлена через приобретение им ООО «Газета», которое является издателем «Вятского наблюдателя». Непосредственный контроль над редакционной политикой и хозяйственной деятельностью издания осуществлял бывший вице-губернатор Борис Веснин и его подчиненные. «Вначале Шевцовой удавалось отчасти сохранять острую тональность газеты, хотя критика лично губернатора Белых была строго запрещена. Но к осени 2015 года гайки закрутили капитально. Любой намёк на критику исключался, написанные статьи, которые не прошли цензуру, снимались», – рассказал «Навигатору» один из бывших сотрудников газеты. Ситуация поменялась после ареста Никиты Белых. По всей видимости, у кураторов издания появились более серьёзные проблемы, чем проверка газетных статей. «Основной рычаг, с помощью которого «Вятский наблюдатель» держали под контролем, – финансы, – отмечает главред Юлия Шевцова. – Мы должны были обращаться за финансовой поддержкой, чтобы рассчитываться за кредиты, которые были взяты ещё во времена основателя газеты Сергея Бачинина. Лишь недавно они были погашены». В конце сентября формальный собственник «Вятского наблюдателя» Алексей Пыхтеев решил установить контроль над изданием. Он был возмущён материалами, в которых критиковались Белых и его окружение. «Не так давно Пыхтеев в первый раз посетил нашу редакцию. Мы готовы были обсуждать с ним стратегию «Вятского наблюдателя». Но он настаивал на том, что печатная версия издания должна быть закрыта, – рассказала Юлия Шевцова. – Это означало бы увольнение большинства сотрудников. Я не готова расстаться со своим коллективом и читателями бумажной версии, среди которых около 3000 подписчиков. О чем прямо заявила собственнику». В итоге Алексей Пыхтеев уволил Шевцову с её постов и поменял пароли на сайте nabludatel.ru, так что редакция лишилась доступа к нему и возможности публиковать статьи. Похоже, к такому развитию событий главред издания была готова и начала действовать заранее. 13 июля она зарегистрировала новое юрлицо ООО «Издатель», а 12 августа получила в Роскомнадзоре свидетельство о регистрации СМИ под названием «Наблюдатель вятский» (на регистрацию необходимо около месяца). 6 октября был запущен полный клон сайта, у которого изменился лишь адрес в сети Интернет, а 7 октября вышел первый номер газеты-клона. От оригинала её отличают редакционная политика и выходные данные. Дизайн полностью сохранен, в том числе и написание названия газеты, так что не владеющий ситуацией человек не отличит, где оригинал, а где копия. Коллектив издания в полном составе перешел работать к Юлии Шевцовой. «Мы продолжим выполнять все обязательства перед подписчиками «Вятского наблюдателя», даже если средства от действующей подписки будут поступать в подконтрольную Пыхтееву организацию», – заявляет Шевцова. Алексей Пыхтеев неохотно делится своими планами относительно «Вятского наблюдателя». «Навигатору» он заявил, что сможет принимать решения только после изучения финансовых документов. Со своей стороны Юлия Шевцова готова предоставить их только после проверки всей отчётности, так как увольнение стало для неё полной неожиданностью.

 

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров

МОСКВА. Лефортовский суд Москвы по обвинению в шпионаже арестовал на два месяца гражданина Украины журналиста Романа Сущенко, передает «Интерфакс». В Федеральной службе безопасности Сущенко считают кадровым сотрудником украинской военной разведки. По данным службы, он имеет звание полковника, а в России собирал сведения о деятельности вооруженных сил и войск Нацгвардии. В военной разведке Украины заявили, что Роман Сущенко никак с ними не связан. Об этом сообщает агентство «Укринформ», сотрудником которого является арестованный журналист. В агентстве утверждают, что с 2010 года он работает собственным корреспондентом в Париже, а в Москву приехал «в частных целях» во время отпуска. «Мы не подтверждаем эту информацию. Она не соответствует действительности», – прокомментировали ситуацию представители разведслужбы. Минобороны Украины назвало задержание журналиста по подозрению в шпионаже произведённым «в духе традиций КГБ». «Тут абсолютно надуманная история. Он журналист, он специальный корреспондент государственного информационного агентства «Укринформ» во Франции и долгое время там работает. При чем здесь наблюдение за российскими военными и спецслужбами? Я не могу даже понять, в чем заключалось его наблюдение», – сказал «РИА Новости» официальный представитель Минобороны Украины по вопросам военной операции в Донбассе Андрей Лысенко. В СИЗО «Лефортово», где содержится Сущенко, побывали представители Общественной наблюдательной комиссии Москвы. Об этом сообщается на сайте «Открытой России». «Мы совершенно случайно встретили в камере карантинного отделения Лефортовской тюрьмы 47-летнего гражданина Украины Романа Сущенко. Он рассказал, что он журналист, которого обвиняют в шпионаже. Подробностей своего задержания и обвинений, которые ему предъявили, Сущенко не смог нам сообщить. Сотрудники «Лефортово» запретили нам его спрашивать об уголовном деле», – рассказала член ОНК Зоя Светова. Сущенко сообщил правозащитникам, что на него оказывалось психологическое давление. По словам журналиста, следователь не разрешил ему позвонить домой и сообщить жене об аресте.

КРЫМ. Сотрудниками ФСБ задержаны депутат Алуштинского городского совета Павел Степанченко и главный редактор местного издания «Твоя газета» Алексей Назимов. Ранее политик и журналист сообщили о нарушениях на выборах в Алуште. Теперь оба стали подозреваемыми в рамках уголовного дела о вымогательстве денег у представителя одной из партий. О задержании Степанченко и Назимова сообщила пресс-служба ГСУ Следственного комитета РФ по Республике Крым. По данным СК, депутата и журналиста задержали сотрудники УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в момент передачи им денежных средств, которые они якобы пытались получить путём вымогательства. В отношении Назимова и Степанченко возбуждено уголовное дело. В зависимости от роли каждого они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп, сопряжённый с предметом вымогательства предмета подкупа») и п. «а» ч. 2 ст. 204.1 УК РФ («Посредничество в коммерческом подкупе, совершённое группой лиц по предварительному сговору»). Назимову грозит до девяти лет лишения свободы, Степанченко – до пяти. По версии следствия, редактор «Твоей газеты» хотел путём шантажа получить от члена одной из партий 150 тыс. рублей. В обмен Назимов обещал не распространять в СМИ сведения, позорящие политика и представляемую им партию. В СК полагают, что Степанченко был одним из посредников журналиста, которые должны были убедить потерпевшего в реальности осуществления высказанных угроз и в необходимости передачи редактору газеты денежных средств. Об уголовном деле стало известно после выхода в «Твоей газете» заметки о нарушениях на выборах в Алуште. О предполагаемом подлоге документов изданию сообщил именно Степанченко. Депутату пожаловались несколько членов участковых избирательных комиссий на неправомерные действия ТИК. Полномочия сотрудников участковых избирательных комиссий были прекращены без их согласия и без их ведома. «В 2014 году именно я, будучи уполномоченным представителем КПРФ, формировал и подавал эти списки. Несмотря на то, что люди, указанные в согласованных и утверждённых списках, в соответствии с законом должны были выполнять функции членов участковых комиссий в течение пяти лет (то есть до 2019 года), они почему-то оказались заочно исключёнными из этих комиссий», – пояснил газете Степанченко. Депутат отправился в избирком Алушты, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Выяснилось, что члены участковых комиссий были исключены на основании их личных заявлений. Но все, кто лишился своих полномочий, утверждают, что не писали таких заявлений. «Просто был подлог: сфальсифицировали документы и от их имени написали заявления. Что же получается? Выявлением подложных документов в ТИК Алушты я срываю избирательный процесс?! Может быть, я просто мешаю сотрудникам избиркома подделывать подписи?» –возмутился Степанченко. Заочно отстранённые от полномочий члены УИК обратились в полицию Алушты, после чего образцы их подписей были отправлены в Симферополь на графологическую экспертизу. Но в возбуждении уголовного дела отказали, сославшись на то, что «ответ до настоящего времени не получен». «В ходе проверки в установленный законом срок не установлено конкретных сведений и не получено достаточных данных, свидетельствующих о подделке заявления, написанного от имени (…) в адрес ТИК», – говорится в письменном ответе за подписью начальника ОМВД Алушты Андрея Гурченко. Степанченко назвал ту ситуацию парадоксальной. Депутат отмечает, что дело о подлоге документов и фальсификации подписей возбуждать не стали из-за не проведенной вовремя экспертизы, хотя все факты налицо». При этом самого Степанченко, раскрывшего нарушения избиркома, обвиняют в попытке срыва выборов. «Твоя газета» – это, по сути, единственное независимое СМИ в Алуште, пишет «Новая газета». О подлоге документов местным избиркомом сообщило только это издание. Степанченко хорошо известен в Алуште своей политической деятельностью. К примеру, депутат организовал 4 июня сход местных жителей против хаотичной застройки города. Тогда в ходе своего выступления Степанченко обвинил в недальновидной градостроительной политике местных представителей «Единой России», после чего собрание разогнали, а самого политика задержали. «Твоя газета» также была единственным алуштинским СМИ, осветившим это мероприятие.

 

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.)

РЕСПУБЛИКА КОМИ. Вечером на въезде в город Усинск полицейские остановили автомобиль, в котором находились корреспонденты межрегионального интернет-издания «7x7» Владимир Прокушев и Максим Поляков. Они возвращались с редакционного задания – съёмки разлива нефти, допущенного компанией «Лукойл-Коми». Сотрудники правоохранительных органов пояснили, что на машину поступила ориентировка, журналистов доставили в отделение полиции и провели осмотр автомобиля с понятыми, зафиксировав наличие журналистской аппаратуры – дрона, который люди в форме захотели тотчас изъять, как и личный мобильный телефон Прокушева. После того как журналисты напомнили о Законе «О СМИ» и правилах использования беспилотника, сотрудник полиции согласился, что оснований для изъятий нет. Дрон не нуждается в регистрации – по закону это обязательно только для подобной техники весом более 30 килограмм, а дрон редакции «7х7» весит менее пяти килограмм. Через два часа журналисты покинули отдел полиции, получив копии всех составленных документов. Дежурный сотрудник даже принёс извинения журналистам от имени ОМВД России по Усинску. Как считают в редакции «7х7» сообщение, которое, вероятно, стало причиной ориентировки, направили в ОМВД сотрудники компании «Лукойл-Коми». Об этом во время беседы с корреспондентами интернет-журнала говорили сами полицейские. Вообще, в «Лукойл-Коми» без особого энтузиазма отнеслись к желанию «7x7» осветить проблему нефтеразливов: рабочим, производящим уборку нефти, запретили общаться с журналистами; охранники требовали у корреспондентов документы и пытались помешать съёмке, загораживая камеру. Машина охранников сопровождала автомобиль журналистов более 100 км от места разлива до Усинска. Тем не менее «7x7» продолжает готовить материал о нефтеразливе, для которого была произведена съёмка с воздуха.

МОСКВА. Ночью в районе Живописной улицы сотрудниками полиции задержан журналист Андрей Шаронов. Об этом «Эхо Москвы» сообщил эколог Ярослав Никитенко. Жители районов Хорошёво-Мнёвники, Строгино и Щукино протестовали против вырубки парка и строительства на его месте многоэтажки. Около половины третьего ночи к стройке подъехала техника, около 200 человек строителей, а также, по словам Никитенко, члены движения «Сорок сороков» в качестве охраны. Одной из активисток стало плохо, ей вызвали скорую. Шаронова задержали, когда он снимал происходящее на камеру. Полицейские не дали ему возможности показать удостоверение журналиста и сразу же увели в ОВД «Строгино». По словам Никитенко, полицейские тщательно обыскали сумку и удалили всю информацию с обоих телефонов Шаронова, попросив «быть аккуратней ночью». Позднее задержанный был отпущен.

 

Отказ от печатания (распространения) СМИ

САРАТОВ. Официальный представитель ОАО «Саратовские авиалинии» Елена Воронова сообщила редакции газеты «Наша Версия», что это издание, ранее распространявшееся на всех рейсах компании, более не возьмут в самолеты. «Такая сейчас ситуация. Временно приостанавливаем наше сотрудничество. Видимо, Аркадий Вячеславович (Евстафьев.– Авт.) обиделся на вашу последнюю публикацию», – сказала Елена. Речь идет о заметке «Саратовские страдания», опубликованной в свежем номере газеты «Наша Версия». Эта заметка пародирует постоянную рубрику издания «Газета недели в Саратове». «Газета недели в Саратове» входит наряду с ОАО «Саратовские авиалинии» в холдинг «Энергетический союз», руководит которым саратовский промышленник и меценат Аркадий Евстафьев. В постоянной рубрике «Беседы с инсайдером», которую ведет заместитель главного редактора Елена Микиртичева, публикуются разнообразные, порой самые нелепые слухи о различных чиновниках и известных деятелях Саратовской области. Информация там порой бывает настолько абсурдной и откровенно лживой, что героям публикаций сложно всё это воспринимать более чем шутку. Видимо, у руководства холдинга, в состав которого входит «Газета недели в Саратове», с чувством юмора некоторые проблемы. Или, напротив, они считают, что сами могут подшучивать над окружающими, в том числе и со страниц подконтрольной газеты, а когда шутят над ними, это вызывает моментальную реакцию и обиду. Другими причинами сложно объяснить мгновенный отказ от распространения газеты «Наша Версия» в самолетах «Саратовских авиалиний».

 

Отключение от эфира, прекращение вещания

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В райцентре Сафоново единственная в районе независимая телекомпания СНТ отключена от кабельной сети. Сотрудники телекомпании видят в этом происки местной власти. Сотрудники телекомпании связывают свои проблемы с прошедшими недавно выборами в Сафоновский городской совет IV созыва. Дело в том, что для «Единой России» эти выборы оказались не совсем удачными: из 20 выбранных городских депутатов только девять являются членами ЕР. Остальные народные избранники представляют другие партии: ЛДПР – семь депутатов, КПРФ – три депутата, Партия пенсионеров – один. Таким образом, «Единая Россия» в Сафоновском горсовете теперь не имеет большинства. И надо отметить, что у ЕР низкие результаты не только в городе Сафоново, но и в самом районе. Такие итоги, вполне возможно, обусловлены тем, что телекомпания СНТ предоставляла эфир оппозиционным партиям, которые выглядели в глазах сафоновских избирателей более убедительно, чем «Единая Россия». Вот что нам рассказала директор Сафоновского независимого телевидения (СНТ) Людмила Шершнева: «После недавних выборов наш канал совершенно неожиданно исключили из кабельной сети! Без предупреждения и без уведомления! Руководитель кабельной сети Сергей Чахлов на связь не выходит. Дикость, но мое письмо в его адрес от курьера даже не приняли. Вполне вероятно, это все носит политический характер. Дело в том, что, во-первых, я – член оппозиционной партии «Яблоко». И наш телеканал постоянно критикует районную администрацию, которую возглавляет член «Единой России» Вячеслав Балалаев. Поэтому, понятно, что он нас, мягко говоря, не любит. А во-вторых, похоже, на нас давят еще и потому, что на прошедших выборах в Сафоновский горсовет «Единая Россия» впервые не смогла набрать законодательного большинства – у них девять депутатов. В рамках предвыборной агитации у нас в эфире был лидер сафоновских жириновцев Олег Овчинников. Он очень толково выступал и в результате прошел в горсовет. Но поговаривают, что Овчинникова недолюбливает глава района Балалаев. Так что, вполне вероятно, причина наших проблем с кабельной сетью в том, что мы дали возможность выступить в эфире Овчинникову. К тому же администрация Сафоновского района пытается нас выселить из арендуемого помещения. Почему я думаю, что это давление осуществляется по политическим мотивам? Потому что похожая история с нами уже происходила в 2011 году из-за выборов в Госдуму. Мы – единственная независимая телекомпания в Сафонове. И для того, чтобы мы не предоставляли эфир другим партиям, кроме «Единой России», Балалаев, похоже, дал указание, чтобы нас перед выборами везде отключили. И только после вмешательства антимонопольной службы – ФАС – нас снова вернули в кабельную сеть. И вот, спустя пять лет, снова происходит то же самое. И мы опять вынуждены обращаться к антимонопольщикам, чтобы восстановить справедливость».

 

Прекращение выхода СМИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Газета «Петербургский маяк» и её сайт временно приостановили работу. Издание, выходившее по средам, несколько недель не выпускается. Интернет-версия также не обновляется с 20 сентября. Главный редактор издания Денис Лебедев подтвердил приостановку выпуска газеты. Он сослался на временные технические трудности. Однако заявил, что редакция пока не распущена и готова в любой момент возобновить работу. «Газета сейчас не выходит. Но возобновление планируется. С редакцией пока что всё в порядке, люди никуда не деваются. Задержка выпусков – это технический момент, когда он закончится, я сказать затрудняюсь, но надеюсь, что в ближайшее время все решится», – сообщил Лебедев. Источники на рынке полагают, что газета могла приостановить работу из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны инвесторов. Возможным источником финансирования проекта называли компанию Fort Group Максима Левченко, которая ранее выкупила газету «Деловой Петербург». Владелец Fort Group Максим Левченко участвовал в выборах в Законодательное Собрание Петербурга. Бизнесмен выдвигался по одномандатному округу № 19 от партии ЛДПР, но проиграл выборы. В самой компании Fort Group в беседе с Лениздат.Ру опровергли причастность к «Петербургскому маяку». Однако, как ранее писал Лениздат.Ру, в одном из выпусков газеты первый разворот был отдан под большое интервью с Левченко о торговле в эпоху кризиса и его предвыборных планах. Кроме того, многие наблюдатели отмечали, что дизайн газеты выполнен в той же цветовой гамме с преобладанием жёлтого и голубого цветов, что и эмблема партии. Многие материалы на сайте газеты Sbmayak.ru также посвящены ЛДПР: «Шутки в стороны, ЛДПР идет», «ЛДПР нашла кандидатов для Госдумы» и другие. Официально издателем газеты числится предприниматель Артур Лугов, о котором неизвестно ничего, кроме того, что на его имя зарегистрированы две маленькие компании в сфере розничной торговли и две общественные организации с названиями РОО «ГЛИСТ» и РОО «ЗАППОР». О появлении в городе нового издания стало известно в конце мая 2016 года. После запуска «Петербургского маяка» главный редактор издания Денис Лебедев заявлял, что планируется превратить его в общегородскую газету с районными вкладками. Рассматривались две схемы распространения – по почтовым ящикам через «Почту России» и через сети магазинов-дискаунтеров. Предполагалось, что прибыль газета начнёт приносить через год после запуска. Размер инвестиций в проект главред издания назвать отказался.

ЧЕЛЯБИНСК. Журналистам интернет-СМИ Ura1.ru, созданного всего лишь два года назад, вручили уведомления об увольнении. Как положено заранее, за два месяца. Учредители проекта, владельцы ОАО ЧЭМК, «Ариант» и других многочисленных предприятий, поблагодарили коллектив за проделанную работу, пообещав, что все необходимые выплаты будут сделаны. Само юрлицо, под которым работал интернет-проект, не ликвидируется. Возможно, под его эгидой вновь будет что-нибудь запущено. Хотя это маловероятно. Ранее, в 2015 году, эти же учредители закрыли бесплатную еженедельную газету «Южноуральская правда» как совершенно ненужную и не приносящую прибыли. Совладелец «Ариант» ставил задачу в 2013 году вывести «Южноуральскую правду» на самоокупаемость и стать влиятельным медиаресурсом. Но задача оказалась невыполнимой. Как и в случае с Ural-1. Убытки интернет-проекта в 2015 году составили около 8 млн рублей. Медиабизнес переживает нелегкие времена. В июне 2016-го закрылась областная общественно-политическая газета «Челябинский рабочий». Долг по зарплате за два последних года её сотрудникам (8 млн рублей) до сих пор не выплачен. На Южном Урале успешно функционируют только СМИ, имеющие так называемые информконтракты с властями – сделка заключается в этом случае по принципу PR – деньги – PR, либо издания, созданные под опекой властей и получающие субсидии из регионального бюджета.

 

Изъятие / повреждение фото-, видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. На съёмках сюжета в Богдановском доме-интернате для престарелых и инвалидов оператору медиахолдинга «Истоки» разбили камеру. «Устройство выведено из строя и камеру изъяли в качестве вещественного доказательства сотрудники полиции. К счастью, сами люди – ни журналист, ни оператор не пострадали», – рассказал «Орловским новостям» дежурный редактор «Истоков». В редакцию телерадиокомпании обратились проживающие в доме-интернате и рассказали, что замдиректора интерната Марина Леонова некоторое время назад попросила пенсионеров оформить на себя кредиты, пообещав, что сама будет их выплачивать. В результате 33 проживающих и сотрудника интерната оформили на себя по несколько кредитов в нескольких банках. На протяжении примерно года Леонова действительно их выплачивала, но затем она уволилась, уехала работать в Москву и платить перестала. Таким образом, у всех заёмщиков образовались большие просрочки по платежам. Им стали звонить и угрожать коллекторы. Люди просто не знали, что делать в такой ситуации, и обратились за помощью к журналистам, говорится на сайте «Истоков». Когда же съёмочная группа выехала на место, корреспонденту и оператору стали препятствовать в съёмке. Сотрудники интерната силой вывели журналистов с территории и разбили видеокамеру.

МОСКВА. Сотрудники Следственного комитета утром провели обыск в квартире пресс-секретаря общественной организации «Правовая инициатива» Ксении Бабич. Об этом написал в «Фейсбуке» журналист Илья Шепелин. По словам Шепелина, обыск связан с делом Артёма Скоропадского – пресс-секретаря запрещённой в РФ украинской националистической организации «Правый сектор». Ксения Бабич, предполагает журналист, заинтересовала СК, так как была однокурсницей Скоропадского на журфаке МГУ. В ходе обыска, который начался в семь утра, у Бабич были изъяты в качестве вещественных доказательств телефон, компьютер и другая техника.

 

Кроме того

КУРСК. Следственный комитет закрыл дело об экстремизме в отношении редактора газеты «Народный журналист», бывшего депутата Курской областной думы Ольги Ли за отсутствием состава преступления. Об этом радио «Свобода» сообщил ее адвокат Роман Лызлов. В постановлении Следственного комитета отмечается, что в видеообращении Ольги Ли к президенту нет признаков возбуждения ненависти либо вражды, а также унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе. Ранее признаков экстремизма в высказываниях экс-депутата не нашел «Центр Э». В марте Ольга Ли выложила в YouTube ролик, в котором подвергла резкой критике президента России. Депутат заявила, что проводимая Путиным внешняя и внутренняя политика привела к краху финансовой системы России и подавлению правового государства. Вскоре после этого на Ольгу Ли были заведены уголовные дела о возбуждении ненависти к представителям власти.

КУРСК. Следственные органы предъявили обвинение в клевете на судью бывшему депутату Курской областной думы, главному редактору газеты «Народный журналист» Ольге Ли, сообщает пресс-служба регионального СУ СКР. По данным следствия, Ли в номере «Народного журналиста» за сентябрь – октябрь 2015 года разместила написанную от своего имени статью под названием «Заявление о привлечении прокурора области Филимонова к уголовной ответственности». «В данной статье она указала и таким образом распространила заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие профессиональную репутацию судьи Ленинского районного суда города Курска Шуровой, обвинив в умышленном нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении основополагающего принципа правосудия – принципа презумпции невиновности», – говорится в сообщении. В настоящее время предварительное следствие окончено, в ближайшее время обвиняемая и ее защитники будут знакомиться с материалами уголовного дела. Как сообщалось, ранее в отношении Ли было открыто уголовное дело об экстремизме (ч. 1 ст. 282 УК РФ) в связи с якобы экстремистскими высказываниями на её странице в социальной сети «ВКонтакте». Однако дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

МОСКВА. Журналист Павел Никулин обратился в Страсбургский суд с жалобой на нарушение своих прав в связи с бездействием следствия, отказавшегося привлечь к ответственности сотрудников полиции, задержавших его во время протестной акции в столице в марте 2012 года. «Мы подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Просим признать, что российскими властями были нарушены права Павла Никулина на запрет пыток, на свободу и личную неприкосновенность, а также на свободу выражения мнения, гарантированные Конвенцией о защите прав человека», – сообщил «Интерфаксу» адвокат Ильнур Шарапов, представляющий интересы Никулина в ЕСПЧ. По его словам, поводом для обращения в ЕСПЧ стал отказ СК в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников, которые 5 марта 2012 года задержали Никулина недалеко от входа на станцию метро «Лубянка», где он находился в качестве журналиста, выполняя редакционное задание по освещению протестной акции. В жалобе указывается, что после задержания Никулина полицейские применили к нему насилие, что запечатлено на фото и видео, а телесные повреждения подтверждаются медицинскими документами. Несмотря на предоставление журналистского удостоверения, полицейские доставили Никулина в отдел полиции, где составили протокол об административном правонарушении – участии в несанкционированном мероприятии. Впрочем, мировой суд пришел к выводу о том, что журналист не нарушал закон, исполняя в момент задержания свои профессиональные обязанности. Как рассказал Шарапов, за 4,5 года с момента подачи заявления на правоохранителей от следствия было получено 12 отказов в возбуждении уголовного дела, 11 из которых, за исключением последнего, им же самим отменялись либо по собственной инициативе, либо после обращения в суд. «После того как он обратился с жалобой на эту ситуацию и бездействие СК в суд, судья заявил, что обжаловать это журналист не имеет права, а Мосгорсуд с этим мнением согласился» – сказал Шарапов. По мнению защитника, существует некий «блок» на возбуждение и расследование в столице дел в отношении полицейских по обвинению в применении насилия к протестующим. «Это порочная практика Москвы, когда не возбуждаются уголовные дела в отношении полицейских, применяющих насилие к протестующим во время задержания или доставления в ОВД. Причём не важно, кого задерживают, журналиста или не журналиста. У нас есть предположение, что полицейским здесь дан карт-бланш на применение силы», – сказал Шарапов. Адвокат отметил, что по итогам задержаний на акциях протеста в столице в 2012 году было подано множество заявлений на правоохранителей, но не возбуждено ни одного уголовного дела.

Журналист Павел Никулин

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. Прокуратура города Чайковский возбудила дело об административном правонарушении в отношении сотрудницы районной администрации Юлии Калабиной, которая препятствовала профессиональной деятельности журналиста портала «Чайковские новости». Само издание, сообщая о событии, отметило, что, «пожалуй, это единственный случай, когда местные правоохранительные органы отреагировали на произвол властных чиновников по отношению к прессе». Конфликт произошел 23 сентября. Калабина пыталась помешать работе корреспондента издания, выхватив из его рук телефон, на который производилась диктофонная запись, и едва не разбила его. Журналист обратился с заявлением в полицию. Проведённое расследование показало, что в действиях чиновницы усматриваются признаки уголовного правонарушения, предусмотренные ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»), и в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ заявление было направлено в прокуратуру города Чайковский. В свете этих событий издание отмечает отношение общества к журналистам. По его словам, люди по-разному реагируют на представителей профессии, в том числе чиновники. «Бывают случаи, когда препятствует журналисту не один человек, а целая группа людей. В результате права журналиста грубо нарушаются, и не всем, к сожалению, удается их отстоять», – объясняют в редакции. Теперь издание будет дожидаться решения прокуратуры.

МОСКВА. Журналист РБК Александр Соколов, обвиняемый в экстремизме, обратился в Мосгорсуд, а также к омбудсмену Татьяне Москальковой с жалобой на незаконное удержание под стражей. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), дольше 12 месяцев держать под стражей могут только совершивших определённые особо тяжкие преступления. При этом корреспондент РБК находится под стражей больше одного года (с 28 июля 2015 года), и статья, по которой он обвиняется, таковой не является. Как рассказала РБК мать журналиста Наталья Соколова, он также жалуется на то, что ознакомление с материалами дела началось с опозданием. «Материалы уголовного дела мне и другим преследуемым должны были начать предъявлять до 28 июня 2016 года. А начали предъявлять 29 августа 2016 года. То есть с опозданием в два месяца и один день. Но даже при опоздании в один день ст. 109 УПК РФ требует немедленного освобождения», – говорится в жалобе. Согласно статье УПК, на которую ссылается Соколов, если после окончания предварительного следствия материалы дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позже, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Жалобы поданы в президиум Мосгорсуда в кассационном порядке, а также в прокуратуру Москвы. Обращение об этом Соколов направил уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой. Напомним, журналист РБК обвиняется в экстремизме, организации деятельности сообщества, чья деятельность запрещена судом (ст. 282.2 УК России), по делу о запрещённой в России «Армии воли народа» (АВН). Причиной уголовного преследования стала попытка провести референдум «за ответственность власти». В СК сообщили, что после запрета в 2010 году АВН как экстремистской организации активисты продолжили её деятельность в рамках «Инициативной группы по проведению референдума за ответственную власть». В СК назвали целью организации «расшатывание конституционного строя». В конце августа Мосгорсуд принял решение оставить Александра Соколова под стражей.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Суд прекратил административное производство по делу журналиста «Фонтанки» Дениса Короткова, которого обвиняли в незаконном получении бюллетеней для голосования на избирательном участке № 616 в единый день голосования 18 сентября. Как передает корреспондент Лениздат.Ру, о прекращении производства просил сам журналист на судебном заседании 20 октября, аргументируя свою позицию отсутствием доказательств состава административного правонарушения. Коротков также выразил надежду, что суд даст справедливую оценку действиям сотрудницы полиции, составившей протокол. Действия сержанта Смирновой корреспондент «Фонтанки» назвал «безграмотным беззаконием». Смирнова должна была быть допрошена в суде 20 октября по ходатайству Короткова, однако в назначенный день на заседание не явилась, несмотря на то что была извещена в установленном порядке. Было принято решение слушать дело в отсутствие сотрудницы полиции. Суду было предложено видео с участка, которое в день выборов сделал сам Коротков. Судья имела возможность убедиться, что журналист не имел намерения голосовать за другого человека и почти сразу же отдал бюллетени секретарю избирательной комиссии. Она задала Короткову существенный, по ее словам, вопрос, в каком качестве он пришел на избирательный участок 18 сентября: как журналист или как гражданин Коротков. Корреспондент «Фонтанки» ответил, что не может разделить эти понятия и считает свой поступок в любом случае общественно полезным, так как он по заданию редакции проверял сведения о нарушениях избирательного законодательства. Выслушав аргументы журналиста, суд постановил прекратить производство по делу. Напомним, Коротков в день выборов в Госдуму и Законодательное Собрание в рамках журналистского эксперимента получил бюллетени на избирательном участке по своему паспорту за другого человека. После того как репортер представился, вернул бюллетени членам УИК и задал комиссии ряд вопросов, на участок была вызвана полиция. Журналиста доставили в 64-й отдел, где составили протокол по ч. 2 статьи 5.22 Кодекса об административных правонарушениях.

Фото: facebook.com/mrzff ?fr ef=ts

Окт 31, 2016
Подборка кейсов о том, как издатели переходят на цифровые продажи
Результаты исследования ARD и ZDF — первого и второго общественно-правовых каналов немецкого телевидени
Подкасты примиряют родителей с детской привязанностью к смартфону