Фотография как спорт: почему велогонщик выбрал съемку

Стоян Васев , профессиональный велогонщик родом из Болгарии и обладатель международных наград по велотреку,  в 2009 году покинул спорт ради карьеры фотографа. Теперь в его портфолио входят съемки на разные темы  —  от интерьеров до breaking news и публикации в крупных российских изданиях. Стоян рассказал о том, как ему удается совмещать все фотожанры на свете и не сбавлять скорость.

Ты профессиональный велогонщик. У спорта и фото много общего?

Да, как минимум, в образе жизни. В спорте нужна дисциплина и упорство, так же как и в работе фотографа. В основном все мэтры фотографии уже немолодые. То есть нужно время, чтобы до чего-то созреть и набраться опыта. Кстати, иногда, по возможности, я пользуюсь велосипедом, чтобы быстро доезжать до места съемки. Это удобно, потому что я живу в центре Москвы. Сейчас очень важна скорость во всем. Ты отснял фото  —  и тут же отправил.

Почему ты сменил спорт на фото?

Пока я занимался спортом, часто читал журналы, такие как National Geographic, «Вокруг Света»  и так далее. Мы много путешествовали, и я подумал, что тоже хочу так снимать. В какой-то момент, когда был не очень удачный период в спорте, я ушёл. Это было в 2009 году. Но я был уверен, что когда отучусь в фотошколе, то уже через полгода буду зарабатывать большие деньги. А оказалось, что это не совсем так.

Москва, Крокус Сити, 10 ноября 2013 года. Финал конкурса «Мисс Вселенная 2013». На переднем плане (слева направо) Мисс Пуэрто-Рико Моник Перез, Мисс Вселенная-2013 Габриэла Ислер (Венесуэла). На заднем плане Дональд Трамп и Мисс Швейцария Доминик Риндеркнехт.

Расскажи про фотографию Дональда Трампа, которая стоит сейчас на главной странице портала HackPack. Как она была сделана?

Это было в Москве, тогда проходил конкурс красоты «Мисс Вселенная», 2013 год. Трамп приезжал на финал. Я на тот момент работал для Crocus Group, которая выступала организатором с российской стороны. Этому кадру сопутствовала удача, потому что все фотографы в этот момент снимали со спины. На таких мероприятиях присутствует фактор интуиции. Человек заходит в зал  —  к нему все липнут со всех сторон. Ты пытаешься предугадать, в какую сторону он пойдет, где тебе нужно оказаться, чтобы застать его с лица, чтобы тебя не перекрыли.

А часто ли приходилось работать с политиками?

Раньше не очень. Но сейчас я начал стринговать для ТАСС. Они периодически отправляют меня на официальные мероприятия, форумы, пресс-конференции.

Сочи, 11 октября 2015 года. Президент России Владимир Путин на Церемонии награждения победителей Формулы-1.

Как давно ты начал заниматься новостной фотографией?

Несколько лет назад. После работы над проектом ЗИЛ я понял, что есть кадры и темы, которые остаются в истории. Это и привело меня к мысли, что только через новостную фотографию ты можешь оказаться в центре событий.

Но я пока где-то на первой ступени в фотожурналистике. До этого с 2010 года я занимался коммерческой съемкой. Да и сейчас доля заказов для прессы у меня где-то 30–40%. Остальное  —  ивенты, интерьеры, food-съемка.

Москва, 7 января 2017 года. Морозная погода (минус 20 по Цельсию). Памятник советскому космонавту Юрию Гагарину.

Получается, ты мультифотограф. Легко ли переключаться с одного жанра на другой? Ведь везде приходится следить за трендами.

Сейчас я активнее слежу за трендами в новостной фотографии. А что касается коммерческих заказов  —  там главное выполнить все технически грамотно. Плюс, при новом заказе я прошу описание формата. Я считаю, что фотограф не должен снимать только что-то одно. Полезно переключаться. Иначе перестаешь заниматься творческим поиском.

Лас-Вегас, 20 января 2012 года. Palms Casino. Гильермо Ригондо из Кубы празднует победу над Рисо Рамосом из США в боксерском турнире.

Твои фотографии часто подвергают редактуре?

Да, иногда это режет ножом по сердцу, особенно когда ты понимаешь, что задумка была другая. Особенно сильно меня это задевало вначале. Когда я только начал снимать для новостных агентств, они много фотографий не брали, и я не мог понять, почему. К примеру, я отправляю 30 фотографий, а они берут только пять. А затем я стал понимать, что есть определенные правила. И все очень логично, но до этого нужно дойти опытным путем: кадр должен быть простым и всегда отвечать по максимуму на все вопросы: кто, что, где, когда.

А как обстоят дела с авторскими правами на фото?

Что касается российских агентств (с западными я ещё не работал), они у тебя покупают права на фото, а дальше ты эту фотографию не имеешь права продавать другим агентствам. Ты можешь публиковать её только в личных целях, но это тоже нужно согласовывать. Но права предоставляются на несколько лет, а потом можно снова продавать фото другим. Гонорар получаешь один раз.

Москва, 7 января 2017 года. Вид на Ленинградский и Ярославский вокзалы. Фото для ТАСС.

А как ты ищешь темы для своих проектов?

Это самое сложное. Я ищу их во всем: в событиях, в общении. Я серьезно задумался об участии в международных конкурсах, что тоже заставляет думать и все время искать темы. Нужны истории. Нам очень повезло, что мы живем в России, она всем интересна, тут все время что-то происходит. Единственное, надо быть осторожным, с кем и что обсуждаешь. 

Никогда не знаешь, кому станет интересна именно твоя тема, и кто может её позаимствовать и реализовать без тебя.

Какие у тебя амбиции? К чему ты идешь в своей карьере?

Я хочу побольше окунуться в журналистику, пройти через работу в агентствах, изучить эту систему, поработать в штате. Меня вдохновляет Magnum. Это показатель высочайшего уровня фотографа. И однажды я хотел бы оказаться там.

Справка

Материал предоставлен HackPack.press – глобальным сервисом, помогающим изданиям и компаниям находить и нанимать корреспондентов, фотографов и видеографов. Участниками сообщества стали более 7,5 тыс. специалистов медиа в 140 странах. Проект сотрудничает с Al Jazeera, BBC, Meduza, «Коммерсант FM» и другими СМИ.


Фев 17, 2017

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны

Газетный бизнес сжимается быстрее журнального