Господдержка — это драйвер для развития СМИ

Системная Господдержка

Одной из важнейших причин затянувшегося кризиса на рынке печатных СМИ России, несомненно, является недостаточность мер государственной поддержки российской индустрии печати в кризис, особенно практика законодательного, нормативно-правового и административного регулирования этого рынка, сложившаяся в последние годы. Её суть кратко можно выразить словами «запретить и ограничить». Здесь и законодательные ограничения по рекламе, и «войны» местных администраций с киосками прессы, и постоянные правки законодательства о СМИ, как правило, существенно сужающие возможности газет и журналов зарабатывать достаточное количество денег на своё развитие именно от реализации уставной деятельности.

По той же причине организации по производству и распространению газетно-журнальной продукции у нас сегодня обременены почти такими же налогами, как нефтяной или газовый сектор, чего нет ни в одной другой европейской стране, США, Канаде, Японии, Австралии и т. д. Год от года сокращается количество специализированных точек розничных продаж периодической печатной и книжной продукции — киосков и минимаркетов прессы, книжных магазинов. А с отменой в марте 2014 года ежегодной государственной субсидии ФГУП «Почта России» на поддержку института подписки на печатную прессу подписной рынок в стране рухнул почти наполовину и только-только начал подавать слабые признаки оживления. Кстати, во многом благодаря Экспертному совету по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России и конструктивной позиции самой почты.

Почему так происходит — вопрос отдельный. Но первопричина, на мой взгляд, заключается в том, что печатная пресса в России, как и СМИ в целом, изначально рассматривались как бизнес, а не потенциальный политический союзник государственной власти в деле государственного и гражданского строительства. И эта либеральная догма доминирует до сих пор при формировании соответствующей государственной политики. Дескать, коль скоро СМИ — рынок и бизнес, то они всё и расставят по своим местам. Беда, однако, в том, что в столь тонкой и деликатной сфере, как государственная информационная политика, национальная безопасность, национальный менталитет, традиции и т. д., рынок сам по себе в принципе не в состоянии всё расставить так, как должно быть.

Вообще-то, государственная поддержка печатных СМИ в нашей стране не только есть, но и весьма немаленькая по факту. По моим прикидкам, если объединить прямые и косвенные формы такой поддержки (льготный НДС, таможенные льготы, поддержку из местных бюджетов и пр.), набежит никак не менее 80 млрд руб. в год. Однако данную поддержку нельзя признать комплексной, поскольку она мало способствует развитию печатных СМИ как социально ориентированного бизнеса, экономически, а стало быть, и политически состоятельных субъектов рынка, так называемой «четвёртой власти». Согласитесь, трудно быть какой-то властью, если тебе постоянно надо что-то просить у других её ветвей.

Вот такой парадокс нашей жизни наблюдается в России не первый год, хотя политическая поддержка индустрии печатных СМИ и книгоиздания со стороны президента Российской Федерации в настоящее время велика как никогда ранее.

Причём сложившаяся в России система государственной поддержки СМИ, в том числе печатных, в целом соответствует законодательству, включая закон о СМИ, Бюджетный кодекс, закон о разграничении полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, другие.

Согласитесь, трудно быть какой-то властью, если тебе постоянно надо что-то просить у других её ветвей

 

В 2015 году господдержка регио­нальных и муниципальных печатных СМИ за счёт средств федерального бюджета вообще существенно выросла. Благодаря усилиям ОНФ на эти цели было дополнительно выделено 300 млн руб. (270 млн с учётом секвестра), которые в полном объёме ушли на поддержку социально значимых проектов в региональных и муниципальных печатных изданиях. Всего в течение прошлого года в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям поступило 805 заявок на поддержку таких проектов в 522 региональных и местных периодических печатных СМИ. Финансовая поддержка в размере 270739,5 тыс. руб. была оказана на реализацию 756 проектов в 502 региональных и местных изданиях, что позволило Роспечати удовлетворить 94% заявок от печатных средств массовой информации. Распределение этих средств проводилось строго на конкурсной основе, а количество региональных и муниципальных печатных СМИ, получивших федеральную финансовую поддержку в 2015 году, по сравнению с 2014 годом увеличилось в 2,3 раза. Во столько же вырос и средний размер субсидии для этой категории изданий.

Если говорить о формах и методах поддержки печатных СМИ на уровне субъектов Российской Федерации, то, разумеется, какую-то часть средств, предусмотренных в региональных и муниципальных бюджетах на эти цели, действительно можно квалифицировать как траты на PR региональных и местных органов власти, включая их руководителей. Но много больше этих средств всё же расходуется на развитие региональных и муниципальных рынков средств массовой информации, включая создание региональных медиахолдингов, которые помогли здорово подтянуть общий уровень районных газет, и не только их. Более того, без такой поддержки очень многие муниципальные и региональные печатные СМИ попросту не смогут выжить, от чего пострадает информированность граждан. Наконец, субъекты Российской Федерации имеют право на проведение собственной информационной политики.

При этом поддержка рынков СМИ в российских регионах становится всё более системной. Отмечу здесь Краснодарский край, где в 2015 году приняли региональную государственную программу «Медиасреда Кубани» с объёмом финансирования 3,786 млрд руб., рассчитанную на пять лет. Правительство Удмуртии утвердило госпрограмму «Развитие печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики» на 2015–2020 гг., затраты на реализацию которой из республиканского бюджета составят 106 269 900 руб., а из внебюджетных источников — 661,031 млн руб.

В Якутии программа «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012–2019 гг.» была принята ещё в 2012 году, а в 2016 году на её реа­лизацию выделяется 426,407 млн руб., или на 7% больше, чем годом ранее. В отличие от предыдущих лет, в 2016 году предусмотрено финансирование негосударственных СМИ, увеличено финансирование районных газет, и 35 млн руб. выделяется на развитие интернет-ресурсов.

Как выйти на новые рубежи развития

Конечно, в стране повсеместно ускоряется естественный рыночный процесс — реорганизуются или закрываются те издания, которые не смогли удержаться на перенасыщенном и очень непростом рынке СМИ. Но сразу же возникает вопрос: а почему? Одновременно правомочным становится вопрос о разработке и принятии в Российской Федерации специального закона с условным названием «Об основных принципах информационной политики в субъектах Российской Федерации». По мнению и медиаэкспертов, и участников рынка СМИ в таком законе можно было бы прописать как сами эти принципы, так и то, на решение каких задач и целей региональной информационной политики и каким образом можно расходовать соответствующие суммы из региональных и муниципальных бюджетов, а в целом по стране они приближаются к 40 млрд руб. в год. Там же можно уточнить понятия «регио­нальное» и «муниципальное» СМИ, прописать механизмы стимулирования развития региональных сетей распространения периодической печати, достижения региональными и местными экономической независимости и прочее. Как того в принципе и требует поручение президента Российской Федерации от 27 февраля 2016 года № Пр-371, данное по итогам Межрегионального форума ОНФ, состоявшегося 25 января 2016 года в Ставрополе.

Государственные субсидии на поддержку подписки на прессу до сих пор вернуть не удалось. Однако благодаря усилиям ОНФ и депутатов Государственной думы в федеральном бюджете на 2016 год вновь появилась сумма в 300 млн руб. (270 млн руб. с учётом секвестра), предназначенная на поддержку социально значимых проектов в региональной прессе. Медийное сообщество надеется, что эта практика будет продолжена и расширена, несмотря на кризис. На традиционной ежегодной встрече президента Владимира Путина с главными редакторами четырёх ведущих газет страны («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета» и «Аргументы и факты»), состоявшейся 15 февраля 2016 года, главные редакторы этих изданий обратились к главе государстве с предложением вернуть субсидии ФГУП «Почта России» на поддержку региональной прессы в размере 4 млрд руб., и обсудили вопрос о признании деятельности средств массовой информации социальной услугой. Предложения были приняты президентом позитивно. Дополнительные поручения президента Российской Федерации наверняка появятся по итогам его участия в пленарном заседании III Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», состоявшемся в Санкт-Петербурге 7 апреля 2016 года. Будем надеяться, что их выполнение на этот раз будет более полным и оперативным.

Субъекты Российской Федерации имеют право на проведение собственной информационной политики

Прежде всего, появится чёткая и внятная государственная политика в отношении печатных СМИ как наиболее качественных и защищённых информационных носителей, доверие населения к которым в последнее время выросло и теперь находится на уровне интернета. Тогда как доверие к информации телевидения в России только за прошлый год упало на 10%, а в столицах и того более.

Пока же отраслевые эксперты и аналитики отмечают, что сущест­вую­щие в нашей стране меры господдержки индустрии печати не дают нужного эффекта. В основном потому, что при всей важности прямой государственной бюджетной поддержки печатной прессы и других СМИ их издатели и учредители в настоящее время серьёзно стеснены в ведении самого бизнеса средств массовой информации. Грубо говоря, такую поддержку можно сравнить с костылями, а не с локомотивом движения вперёд. И это, как представляется, главная проблема, которую российской медиаиндустрии надо решать незамедлительно, причём общими скоординированными усилиями.

А ситуация в отрасли такова, что, похоже, действительно настало время для подготовки и принятия в стране специального Федерального закона с рабочим название «О мерах обеспечения экономической независимости средств массовой информации». Подобные меры оказались оправданны в нелёгкие 1990-е годы прошлого столетия, позволив печатной прессе и книжной отрасли России не только удержаться на плаву, но и выйти на новые рубежи рыночного развития.

Рисунок: shutterstock

мая 1, 2016

Ведущие СМИ пробуют зарабатывать на брендировании товаров

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...