Господдержка — это драйвер для развития СМИ

Системная Господдержка

Одной из важнейших причин затянувшегося кризиса на рынке печатных СМИ России, несомненно, является недостаточность мер государственной поддержки российской индустрии печати в кризис, особенно практика законодательного, нормативно-правового и административного регулирования этого рынка, сложившаяся в последние годы. Её суть кратко можно выразить словами «запретить и ограничить». Здесь и законодательные ограничения по рекламе, и «войны» местных администраций с киосками прессы, и постоянные правки законодательства о СМИ, как правило, существенно сужающие возможности газет и журналов зарабатывать достаточное количество денег на своё развитие именно от реализации уставной деятельности.

По той же причине организации по производству и распространению газетно-журнальной продукции у нас сегодня обременены почти такими же налогами, как нефтяной или газовый сектор, чего нет ни в одной другой европейской стране, США, Канаде, Японии, Австралии и т. д. Год от года сокращается количество специализированных точек розничных продаж периодической печатной и книжной продукции — киосков и минимаркетов прессы, книжных магазинов. А с отменой в марте 2014 года ежегодной государственной субсидии ФГУП «Почта России» на поддержку института подписки на печатную прессу подписной рынок в стране рухнул почти наполовину и только-только начал подавать слабые признаки оживления. Кстати, во многом благодаря Экспертному совету по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России и конструктивной позиции самой почты.

Почему так происходит — вопрос отдельный. Но первопричина, на мой взгляд, заключается в том, что печатная пресса в России, как и СМИ в целом, изначально рассматривались как бизнес, а не потенциальный политический союзник государственной власти в деле государственного и гражданского строительства. И эта либеральная догма доминирует до сих пор при формировании соответствующей государственной политики. Дескать, коль скоро СМИ — рынок и бизнес, то они всё и расставят по своим местам. Беда, однако, в том, что в столь тонкой и деликатной сфере, как государственная информационная политика, национальная безопасность, национальный менталитет, традиции и т. д., рынок сам по себе в принципе не в состоянии всё расставить так, как должно быть.

Вообще-то, государственная поддержка печатных СМИ в нашей стране не только есть, но и весьма немаленькая по факту. По моим прикидкам, если объединить прямые и косвенные формы такой поддержки (льготный НДС, таможенные льготы, поддержку из местных бюджетов и пр.), набежит никак не менее 80 млрд руб. в год. Однако данную поддержку нельзя признать комплексной, поскольку она мало способствует развитию печатных СМИ как социально ориентированного бизнеса, экономически, а стало быть, и политически состоятельных субъектов рынка, так называемой «четвёртой власти». Согласитесь, трудно быть какой-то властью, если тебе постоянно надо что-то просить у других её ветвей.

Вот такой парадокс нашей жизни наблюдается в России не первый год, хотя политическая поддержка индустрии печатных СМИ и книгоиздания со стороны президента Российской Федерации в настоящее время велика как никогда ранее.

Причём сложившаяся в России система государственной поддержки СМИ, в том числе печатных, в целом соответствует законодательству, включая закон о СМИ, Бюджетный кодекс, закон о разграничении полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, другие.

Согласитесь, трудно быть какой-то властью, если тебе постоянно надо что-то просить у других её ветвей

 

В 2015 году господдержка регио­нальных и муниципальных печатных СМИ за счёт средств федерального бюджета вообще существенно выросла. Благодаря усилиям ОНФ на эти цели было дополнительно выделено 300 млн руб. (270 млн с учётом секвестра), которые в полном объёме ушли на поддержку социально значимых проектов в региональных и муниципальных печатных изданиях. Всего в течение прошлого года в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям поступило 805 заявок на поддержку таких проектов в 522 региональных и местных периодических печатных СМИ. Финансовая поддержка в размере 270739,5 тыс. руб. была оказана на реализацию 756 проектов в 502 региональных и местных изданиях, что позволило Роспечати удовлетворить 94% заявок от печатных средств массовой информации. Распределение этих средств проводилось строго на конкурсной основе, а количество региональных и муниципальных печатных СМИ, получивших федеральную финансовую поддержку в 2015 году, по сравнению с 2014 годом увеличилось в 2,3 раза. Во столько же вырос и средний размер субсидии для этой категории изданий.

Если говорить о формах и методах поддержки печатных СМИ на уровне субъектов Российской Федерации, то, разумеется, какую-то часть средств, предусмотренных в региональных и муниципальных бюджетах на эти цели, действительно можно квалифицировать как траты на PR региональных и местных органов власти, включая их руководителей. Но много больше этих средств всё же расходуется на развитие региональных и муниципальных рынков средств массовой информации, включая создание региональных медиахолдингов, которые помогли здорово подтянуть общий уровень районных газет, и не только их. Более того, без такой поддержки очень многие муниципальные и региональные печатные СМИ попросту не смогут выжить, от чего пострадает информированность граждан. Наконец, субъекты Российской Федерации имеют право на проведение собственной информационной политики.

При этом поддержка рынков СМИ в российских регионах становится всё более системной. Отмечу здесь Краснодарский край, где в 2015 году приняли региональную государственную программу «Медиасреда Кубани» с объёмом финансирования 3,786 млрд руб., рассчитанную на пять лет. Правительство Удмуртии утвердило госпрограмму «Развитие печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики» на 2015–2020 гг., затраты на реализацию которой из республиканского бюджета составят 106 269 900 руб., а из внебюджетных источников — 661,031 млн руб.

В Якутии программа «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012–2019 гг.» была принята ещё в 2012 году, а в 2016 году на её реа­лизацию выделяется 426,407 млн руб., или на 7% больше, чем годом ранее. В отличие от предыдущих лет, в 2016 году предусмотрено финансирование негосударственных СМИ, увеличено финансирование районных газет, и 35 млн руб. выделяется на развитие интернет-ресурсов.

Как выйти на новые рубежи развития

Конечно, в стране повсеместно ускоряется естественный рыночный процесс — реорганизуются или закрываются те издания, которые не смогли удержаться на перенасыщенном и очень непростом рынке СМИ. Но сразу же возникает вопрос: а почему? Одновременно правомочным становится вопрос о разработке и принятии в Российской Федерации специального закона с условным названием «Об основных принципах информационной политики в субъектах Российской Федерации». По мнению и медиаэкспертов, и участников рынка СМИ в таком законе можно было бы прописать как сами эти принципы, так и то, на решение каких задач и целей региональной информационной политики и каким образом можно расходовать соответствующие суммы из региональных и муниципальных бюджетов, а в целом по стране они приближаются к 40 млрд руб. в год. Там же можно уточнить понятия «регио­нальное» и «муниципальное» СМИ, прописать механизмы стимулирования развития региональных сетей распространения периодической печати, достижения региональными и местными экономической независимости и прочее. Как того в принципе и требует поручение президента Российской Федерации от 27 февраля 2016 года № Пр-371, данное по итогам Межрегионального форума ОНФ, состоявшегося 25 января 2016 года в Ставрополе.

Государственные субсидии на поддержку подписки на прессу до сих пор вернуть не удалось. Однако благодаря усилиям ОНФ и депутатов Государственной думы в федеральном бюджете на 2016 год вновь появилась сумма в 300 млн руб. (270 млн руб. с учётом секвестра), предназначенная на поддержку социально значимых проектов в региональной прессе. Медийное сообщество надеется, что эта практика будет продолжена и расширена, несмотря на кризис. На традиционной ежегодной встрече президента Владимира Путина с главными редакторами четырёх ведущих газет страны («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета» и «Аргументы и факты»), состоявшейся 15 февраля 2016 года, главные редакторы этих изданий обратились к главе государстве с предложением вернуть субсидии ФГУП «Почта России» на поддержку региональной прессы в размере 4 млрд руб., и обсудили вопрос о признании деятельности средств массовой информации социальной услугой. Предложения были приняты президентом позитивно. Дополнительные поручения президента Российской Федерации наверняка появятся по итогам его участия в пленарном заседании III Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость», состоявшемся в Санкт-Петербурге 7 апреля 2016 года. Будем надеяться, что их выполнение на этот раз будет более полным и оперативным.

Субъекты Российской Федерации имеют право на проведение собственной информационной политики

Прежде всего, появится чёткая и внятная государственная политика в отношении печатных СМИ как наиболее качественных и защищённых информационных носителей, доверие населения к которым в последнее время выросло и теперь находится на уровне интернета. Тогда как доверие к информации телевидения в России только за прошлый год упало на 10%, а в столицах и того более.

Пока же отраслевые эксперты и аналитики отмечают, что сущест­вую­щие в нашей стране меры господдержки индустрии печати не дают нужного эффекта. В основном потому, что при всей важности прямой государственной бюджетной поддержки печатной прессы и других СМИ их издатели и учредители в настоящее время серьёзно стеснены в ведении самого бизнеса средств массовой информации. Грубо говоря, такую поддержку можно сравнить с костылями, а не с локомотивом движения вперёд. И это, как представляется, главная проблема, которую российской медиаиндустрии надо решать незамедлительно, причём общими скоординированными усилиями.

А ситуация в отрасли такова, что, похоже, действительно настало время для подготовки и принятия в стране специального Федерального закона с рабочим название «О мерах обеспечения экономической независимости средств массовой информации». Подобные меры оказались оправданны в нелёгкие 1990-е годы прошлого столетия, позволив печатной прессе и книжной отрасли России не только удержаться на плаву, но и выйти на новые рубежи рыночного развития.

Рисунок: shutterstock

мая 1, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал