Итоги XIX Международного конгресса НАТ

Ноя 24, 2015

18−20 ноября в Москве при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошел XIX Международный конгресс НАТ «Стратегия развития телерадиовещания: экономика, технологии, контент».

«Несмотря ни на что, индустрия телерадиовещания продолжает развиваться и демонстрировать новые достижения», — отметил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин 18 ноября на открытии Конгресса и Международной выставки NATEXPO.

Выступая на первом пленарном заседании международного форума телерадиовещателей, А.Волин изложил суть происходящих изменений: сегодня индустрия все больше и больше оказывается в ситуации, когда эфирное телевидение перестает быть не только монопольным, но и перестает быть доминирующим способом сохранения телевизионного сигнала и производителя телевизионного контента. По словам замминистра, к 2020 году свыше 80% населения РФ должны быть охвачены возможностью кабельного приема, потому что в населенные пункты придет оптоволокно. Однако «разговоры о том, что люди перестают смотреть телевидение — не имеют под собой основания». Особое внимание А.Волин обратил на качество контента, главными производителями и поставщиками которого являются телевизионные компании. Главным залогом успеха ТВ, по словам замминистра, является контент, «потому что тот, кто производит интересный контент и сможет его удобным способом доставить до потребителя, тот и займет лидирующие позиции на рынке». Поэтому национальное телевидение в России будет развиваться в условиях сохранения ограниченного числа каналов-лидеров, тех телеканалов, которые могут потратить на производство интересного контента полмиллиарда долларов в год, считает замминистра. Все эти каналы, добавил он, «нам хорошо известны, и именно эти каналы будут являться локомотивами отрасли».

Виктор Пинчук, первый заместитель генерального директора РТРС по управлению, эксплуатации и развитию сети в начале своего доклада поздравил участников Конгресса с 20−летием НАТ и отметил важную роль ассоциации в том, что отрасль телерадиовещания развивалась в России как единое целое, несмотря на многообразие представлений и подходов, на неизбежные творческие противоречия и на растущую конкуренцию. По словам В.Пинчука, удалось не допустить кризиса в реализации проекта второго мультиплекса. Благодаря взвешенным инициативам Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, Минкомсвязи, Роспечати удалось найти приемлемые решения, устроившие и вещателей, и оператора связи, и интеграторов.

На пленарном заседании «Стратегия развития телерадиовещания в РФ» также выступили председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Л.Левин, заместитель генерального директора ВГТРК по развитию, председатель совета директоров «Цифрового телевидения» Д.Медников, заместитель председателя «Газпром Медиа Холдинг» Д.Секачёв, генеральный директор ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» (Казань) И.Аминов, вице-президент НАТ Г.Кудинов и др.

Бизнес-стратегии телеканалов в период экономического кризиса было посвящено второе пленарное заседание, модератором которого выступил президент МКС С.Петров. В качестве спикеров в обсуждении приняли участие генеральный продюсер компании «Первый канал. Всемирная сеть» Д.Борисов, генеральный директор телекомпании «Студия — 41» В.Злоказов, генеральный директор телеканала «360 Подмосковье» В.Духин, директор по телевизионным исследованиям TNS Россия К.Ачкасова. 

Новые идеи, проекты и предложения в сфере электронных СМИ и массовых коммуникаций прозвучали в докладах директора компании «Теком» А.Кабанова, руководителя службы развития сети распространения телеканала RT С.Лисневского, генерального директора телеканала «Астрахань 24» Е.Ульяновой, директора Технической дирекции Гостелерадиофонда Е.Волкова и др. на пленарном заседании «New Media», которое провела медиаэксперт, профессор НИУ «Высшая школа экономики» А.Качкаева. Были затронуты вопросы OTT-технологий, контроля доставки online-контента по всему миру, государственных нишевых каналов как нового инструмента развития общества, оцифровки видеоархивов и др.

В рамках тематических секций на Конгрессе состоялись дискуссии по финансово-экономическим вопросам, изменениям законодательства в области рекламы, производства российского контента, в частности, контента для подростков, импортозамещения оборудования в отрасли, перспектив вещания в аналоге и «цифре» для региональных компаний. В обсуждении актуальных тем приняли участие руководители и топ-менеджеры российских медиахолдингов, федеральных и региональных телерадиокомпаний, операторов связи, телекоммуникационных предприятий, компаний-медиаизмерителей и медиаселлеров, представители производителей и агрегаторов контента, научно-исследовательских и образовательных учреждений, международных организаций: генеральный директор «Алькасар Контент Сервис» П.Рыбак, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра Vi С.Веселов, генеральный директор ОАО «ТНТ-Телесеть» И.Мишин, председатель совета директоров ООО «Эфир» (Казань) А.Григорьев, генеральный директор « Информационное агентство Сибинформбюро» (Тюмень) О.Налобин, исполнительный директор содружества «Русбренд» А.Поповичев, директор департамента стратегии РТРС А.Черников, генеральный директор Association of Commercial Television in Europe Р.Биггем, руководитель Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан Б.Мелкоедов и др.

Обсуждая вопросы перспектив вещания в аналоге и «цифре», вещатели предлагали вернуться к поправкам в законы «О СМИ» и «О связи» и восстановить важнейшее для региональных телеканалов самостоятельного программирования положение об их статусе «обязательных общедоступных», отрегулировать норму приказа Минкомсвязи о технической возможности (или отсутствии таковой) РТРС передать кабельным операторам сигнал федеральных каналов с региональными рекламными и контентными вставками. И.Аминов еще раз сформулировал пожелание регионалов о необходимости запланировать строительство 3−го мультиплекса как регионального по составу и территории распространения или, как приемлемый и гораздо более экономичный вариант — формирование дополнительных локальных мультиплексов. Вице-президент НАТ Г.Кудинов сообщил о возможности новых вариантов сотрудничества федеральных и региональных телеканалов. Он подчеркнул, что одна из важнейших для сохранения регионального телевидения задач – это взаимоотношения сетевых партнеров с местными станциями сегодня и при переходе из аналогового в цифровое вещание. Изменение технологий и законодательной базы ставит ряд вопросов по взаимодействию вещателей, РТРС, операторов кабельной и сотовой связи, ОТТ, IPTV и др. Например, принятое недавно решение ГКРЧ по упрощенной процедуре назначения частот в сочетании с ШПД оптоволоконной линии «Ростелекома» в течение 5 лет обеспечит доставку видеоконтента в самые маленькие населенные пункты. Он поддержал инициативу НАТ о создании центра адаптации, повышения компетенции менеджмента, ведущих специалистов телерадиокомпаний, об оказании помощи образовательным проектам, в том числе дистанционным, для подготовки и повышения квалификации специалистов для медиаиндустрии и «новой экономики впечатлений». Делегаты форума приняли решение внести эти и другие предложения в Резолюцию Конгресса.