Как работать с детьми, мечтающими попасть на ТВ?

В Оренбурге запустили телевизионный проект «После школы», цель которого — подготовить молодых людей к жизни в современных информационных условиях, научить их работать с информацией, осознавать последствия её воздействия на психику и поведение людей

В телевизионном проекте информационного агентства «Оренинформ» принимают участие десятиклассники, с которыми работают преподаватели журналистики из двух местных университетов. По мнению наставника от Оренбургского государственного педагогического университета, помощника ректора, старшего преподавателя кафедры журналистики Владимира Беребина, телевизионный небосклон Оренбурга «не пестрит вспышками новых телепроектов, особенно для подростковой аудитории. В лучшем случае — унылое копирование московских образцов типа «Битвы умов». На этом фоне проект «После школы» заметно выделяется. Цель его — сформировать у молодых людей познавательный интерес и включённость в жизнь родного города и области».

Ребята серьёзно готовятся к встречам с гостями. Заранее подготовленные вопросы они задают одному из героев, среди которых политики, бизнесмены, священники, чиновники, известные спортсмены, музыканты. Интервью и впечатления ребят о человеке, которому они задают вопросы, телезрители Оренбурга и области могут посмотреть на канале «ОРТ Планета» и на сайте проекта. В течение нескольких дней идёт онлайн-голосование за ту или иную команду. Победителю достаётся плюс один балл к средней оценке экспертов. Команда, которая победит в конечном итоге, получит также возможность добавить по три балла к ЕГЭ при поступлении одного из её участников в ОГПУ или ОГУ.

Владимир Беребин находит своё участие в проекте хорошей возможностью понаблюдать за творческим развитием школьников и попыткой научить их быть интересными собеседниками.

К работе со школьниками были подключены и студенты-журналисты, обучающиеся по магистерской программе «Медиаобразование». Студенты провели с десятиклассниками мастер-классы, в ходе которых рассказали им, как искать информацию, как расположить человека к себе, «разговорить» его.

В конце апреля стартовали съёмки, которые с перерывом на лето завершились в октябре. За время участия в проекте ребята смогли пообщаться со многими представителями оренбургской власти, бизнеса, культуры.

Подготовка к каждому ток-шоу была тщательной и непрерывной. Ребята в соцсетях обсуждали вопросы, которые планировали задать тому или иному собеседнику, например: почему в областном парламенте так много богатых людей, о чём мечтает чиновник, о чём может плакать министр и т.д.

В обсуждении вопросов, которое развернулось в соцсетях, приняли активное участие и преподаватели журналистики. Так, Ольга Скибина, заведующая кафедрой журналистики, обращаясь к участникам, интересовалась: «Вот смотрите, ребята: я простой зритель. Вас не знаю. Хочу понять: кто такой этот молодой учёный, с которым вы разговариваете?» В ответ ребята делились своими впечатлениями от разговора с известными людьми области. Виктория Ясакова: «Они все такие разные, интересные. Всё, что мы читаем о них в интернете, фактически ничто по сравнению с тем, что люди рассказывают о себе вживую. Проект даёт уникальную возможность пообщаться с разными людьми, понять их. Это захватывает по-настоящему!»

Выступления команд оценивались экспертами — профессиональными журналистами и через онлайн-голосование за понравившихся участников на сайте проекта. И это та сторона проекта, которая вызывает наибольшие нарекания со стороны всех его участников, так как система допускает накрутку голосов.

Есть ещё одно обстоятельство, о котором говорили и взрослые, и дети — стимулирование участников проекта. В Оренбурге команда-победительница проекта «После школы» получит 100 тыс. рублей, выделенных из бюджета области.

Сумма вознаграждения накаляет страсти среди участников и, как следствие, повышает рейтинг программы, но никак не способствует созданию среди школьников творческой атмосферы.

Наставники отмечают, что денежная мотивация проекта порой сводит на нет все их усилия. Как справедливо отметил Владимир Беребин: «Там, где начинаются деньги, заканчивается педагогика», — сетует преподаватель.

Оренбургский проект заставляет ещё и думать о том, как выстраивать работу со школьниками, мечтающими попасть на телевидение. Опыт многих зарубежных стран показывает, что участие детей в программах ТВ эффективно только в том случае, если телевизионные проекты становятся частью медиаобразования. Эти задачи не исключают помощи школьникам в овладении основами общения, но и не исчерпываются ими.

В Оренбургском государственном педагогическом университете в 2015 году была открыта магистратура по направлению «Медиаобразование», так что есть надежда, что дипломированные магистры уже в недалёком будущем помогут оренбургским школьникам эффективно взаимодействовать со СМИ без звонка на перемену.

Фото: Владимир Беребин

Дек 15, 2016
╔╔В последние годы западные исследователи всё чаще говорят о совершенно новой социальной гр
Тематический подход к медиабизнесу может стать хорошим рецептом