Как региональным СМИ жить дальше? Подробности полемики на медиафоруме ОНФ

Апр 6, 2016

Ключевой темой первого дня форума стало обсуждение того, как региональным СМИ жить дальше в сложное экономическое время. По словам главы Роспечати Михаила Сеславинского, за последний год они серьезно сократили свои доходы от размещения рекламы, что послужило очередным ударом по их и без того хрупкому положению. У печатных СМИ рекламный заработок снизился на 29 процентов, у телевидения — на 14 процентов, радио же стало получать меньше рекламных средств на 16 процентов. Есть  немало инфраструктурных проблем: в целом по стране за три года общее число газетных киосков сократилось с 42 до 28 тысяч. "Без господдержки печатным СМИ, в первую очередь региональным и муниципальным, жить сегодня очень сложно", — констатировал Сеславинский.

 

В полемику с ним вступил замруководителя Минкомсвязи Алексей Волин. Чиновник убежден, что те средства, которые выделяются региональным СМИ по линии госбюджета, являются "копейками и костылями". "На костылях можно немножко постоять, однако бегать и развиваться на них нельзя. СМИ должны перейти из разряда просителей в разряд зарабатывающих. А чтобы они могли зарабатывать, необходимо создать широкие условия для возможных заработков. Главный заработок — это реклама и либерализация ее рынка", — полагает Волин.

 

Минкомсвязи активно работает в этом направлении. Во-первых, министерству удалось согласовать законопроект по поводу увеличения доли рекламных полос печатных СМИ с 40 до 45 процентов, и сейчас оно готово внести документ в правительство. Во-вторых, возможность увеличения  объемов (площади относительно кадра) "бегущей строки" в рекламных целях наконец согласована с Федеральной антимонопольной службой, и сейчас, по словам Волина, требуется согласование с другими ведомствами для внесения изменений в законодательство.

Этот вопрос особенно значим для ОНФ, который поднимал его на прошлогоднем медиафоруме и получил соответствующее поручение президента. "Оно до сих пор не выполнено, — пожурила Волина сопредседатель Центрального штаба Фронта, депутат Ольга Тимофеева, — но мы будем добиваться решения, поскольку речь идет о выживаемости региональных телекомпаний". Она напомнила, что в соответствии с действующим "Законом о рекламе", площадь "бегущей строки" не должна занимать более 7% площади кадра.

 

"Чтобы ускорить процесс, мы будем настаивать на региональных каналах в широкой формулировке", — пообещал Волин. Однако он не смог назвать сроков возможного принятия данного изменения, поскольку законодательную инициативу в Госдуму должно вносить правительство, а не Минкомсвязи, для чего необходимы согласования других министерств и ведомств.

 

Замминистра печати назвал еще ряд важных законопроектов, чрезвычайно важных для медиаотрасли. Так, он отметил документ, на который дал согласие Минздрав и который разрешает сбыт табачных изделий в павильонах продажи прессы, при условии, что на них распространяются все правила ограничения по распространению табака. Кроме того, Минкомсвязи по-прежнему исходит из того, что необходимо либерализовать в СМИ рекламу рецептурных лекарственных препаратов. Здесь чиновники министерства категорически не согласны с возражениями Минздрава, который полагает, что такой рекламой могут заниматься только врачи.

 

"Что касается рекламы алкоголя, то мы напоминаем, что ее запрет в СМИ выгоден, как правило, зарубежным алкогольным брендам, которые в рекламе не нуждаются. Поэтому отечественные алкогольные напитки на рынок выйти не могут, поскольку он оккупирован зарубежными производителями", — посетовал Волин.

 

Помимо этого Минкомсвязи поддерживает не только уменьшение, как предложила одна из представительниц региональных СМИ во время дискуссии, но и обнуление НДС для российских СМИ. "У нас есть пример наших коллег в кино. Если фильм получает статус национального, то и НДС у него нулевой. Мы в принципе закрыли иностранное владение СМИ, так что давайте для отечественных средств массовой информации тоже просить нулевой НДС", — сказал Волин. Позже он уточнил, что министерство ожидает соответствующих предложений от участников форума. "Они составят предложения, отправят к нам, а мы уже будем реагировать. Позиция министерства заключается в том, что оно поддерживает все инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности российских средств массовой информации", — пояснил чиновник.

 

В заключение Алексей Волин дал напутствие СМИ повышать изо всех сил качество своего контента. "Если содержимое средства массовой информации не будет интересно, то ни реклама, ни снижение налогов ему не помогут", — сделал вывод замруководителя Минкомсвязи.

 

В дискуссии принял участие и глава Роскомнадзора Александр Жаров. Он рассказал, что к концу апреля будет сформулирован законопроект, регулирующий деятельность потоковых сервисов  ("стриминговых" медиа-ресурсов) и так называемых мессенджеров в России. "Что касается стриминговых сервисов (подобных Netflix и так далее) и сервисов-мессенджеров (Telegram и прочих аналогов), то во всем мире идет интенсивная выработка регулятивных подходов. Сейчас эксперты Медиакоммуникационного Союза разрабатывают законопроект, который будет регулировать как контентные ресурсы, так и мессенджеры", — сообщил Жаров. По его мнению, отечественные сервисы должны быть в равных или даже приоритетных условиях по сравнению с такими транснациональными гигантами, как Netflix.

 

В продолжение своего выступления руководитель ведомства по традиции озвучил некоторые данные статистики. По его словам, наиболее частым нарушением закона в сфере средств массовой информации стало использование журналистами нецензурной ругани: по итогам прошлого года Роскомнадзор вынес 47 предупреждений за подобные инциденты. 39 предупреждений было вынесено за распространение экстремистской информации и разжигание межнациональной розни, еще 24 нарушения были связаны с пропагандой наркотиков. "Это те вещи, на которые СМИ должны обратить основное внимание в 2016 году", — предупредил Жаров. Всего же по итогам 2015 года ведомство направило СМИ 149 предупреждений.

 

   Источник: http://planetasmi.ru