Как создать региональную редакцию по франшизе

«Советский спорт в Санкт-Петербурге» – единственный региональный проект одного из лидеров отечественной спортивной журналистики, который работает по франшизе. Отдельная вкладка в структуре федерального сайта появилась только летом 2013 года, но за три года петербургская редакция превратилась в команду и повзрослела в буквальном смысле

СТЕПЕНЬ АВТОНОМИИ

Петербургская редакция, в отличие московской, до конца года принадлежит ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге». Юридически это выражается в общей бухгалтерии, системе распространения и службе рекламы. В остальном редакция самостоятельна — от выбора поводов до вёрстки полос. Андрей Васильев, главный редактор «Советского спорта в Санкт-Петербурге», в шутку называет это сепаратизмом, подразумевая, что даже формат написания новостей в Петербурге отличается от московского.

— Мы работаем в стандарте информационного агентства, поэтому даже если не знать фамилий наших корреспондентов, то на ленте часто можно отличить, где был написан текст. В Москве пишут в том числе и расширенные новости.

В редакции работают восемь человек, которые обеспечивают работу и печатной версии газеты, и сайта. Сотрудники получают равные гонорары вне зависимости от места публикации.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОПЕРАТИВНОСТЬ

Строится только на функциональном основании — на тех, кто создаёт контент, и тех, кто его выкладывает и занимается рерайтом. Редактор называет их «люди-руки» и «люди-головы», хотя понятно, что эти роли взаимозаменяемы.

Со временем наладилась и система выгрузки материалов на сайт: сейчас над этим попеременно трудятся двое, каждый по семь часов за смену. При этом человек может не находиться в редакции, но в любой момент он готов загрузить текст. Благодаря такой оперативности редакции удаётся опережать по времени остальных конкурентов.

— Многие коллеги даже срочные и важные новости оформляют в документ, отсылают по почте файл и ждут, пока заметку опубликуют. У нас весь процесс умещается в общий диалог в соцсети «ВКонтакте». А во время топовых событий, когда конкуренция особо высока, корреспондент сразу записывает текст в администраторский интерфейс и самостоятельно его публикует.

 

ВЫБОР ТЕМ

Редакция пишет обо всех крупных событиях в городе, а также о петербуржцах или петербургской теме за его пределами. В среднем в день происходит не более 3–5 поводов (по сравнению с Москвой, где их около 10–15). Именно поэтому один человек на позиции «руки» способен отрабатывать повестку полноценно. Более того, на крупные мероприятия вроде матчей «Зенита» редакция ходит чуть ли не полным составом, впятером.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ДЕНЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Среднесуточная аудитория сайта «Советский спорт в Санкт-Петербурге» — 12–13 тыс. человек (уникальных), а ежедневный тираж газеты — в среднем 6 тыс. экземпляров. И Москва, и Петербург следят за динамикой посещения и кликов. В регионе это пока происходит только с помощью общедоступных Live Internet и Google Analytics. Недавно к сайту «прикрутили» внутренний счётчик, который используется только в бухгалтерских целях — размер гонорара зависит от читаемости материалов.

Сложность отслеживания статистики заключается ещё и в том, что система анализирует, как люди, приходящие из Петербурга, читают сайт в целом, то есть невозможно вычленить показатели только по работе местной редакции.

Крупных конкурентов в городе у издания два — это «Спорт-Экспресс» и «Спорт день за днём». Газета «Спорт-Уик-энд» выгодно отличается от остальных тем, что позже всех уходит в печать. Получается, что газеты по-прежнему конкурируют в своём сегменте, оставляя за скобками развитие спортивного Рунета.

— Прямо сейчас наш главный доход — по-прежнему продажа газетных номеров, а не интернет-реклама. Поэтому печатная конкуренция для нас до сих пор важна.

Не обошла стороной редакцию и работа по созданию спонсорского контента (нативной рекламы). «Советский спорт в Петербурге» пережил продуктивные полтора месяца в конце 2015 года, до заявления генерального директора ИД «Комсомольская правда» (именно туда входил «Советский спорт») Владимира Сунгоркина о завершении сделки по продаже федерального издания компании «Ура-медиа».

Один из двух первых партнёрских проектов ожидаемо был посвящён футбольному клубу «Зенит». Другую историю Андрей Васильев называет детской нативной рекламой, и не только потому, что посвящена она была молодёжному чемпионату мира по хоккею в Финляндии. Редакция рассказала о том, почему этот турнир — привлекательное событие, а спонсором за «детские» деньги выступили компании-перевозчики.

Почему в других регионах не удалось повторить петербургскую модель, у редактора пока ответа нет. Есть институт собственных корреспондентов в топовых для спорта городах вроде Казани или Краснодара, однако полноценная региональная редакция выжила только в Северной столице. Впрочем, планы по региональному развитию стоят перед новым издателем на следующий год.

Рисунок: shutterstock.com

Ноя 2, 2016
Миллионные Салоники лишились обеих городских ежедневок за два года
Пять человек, которые в этом году изменили наш журнал к лучшему
Обзор медиапространства Нижегородской области