Как справляться с многозадачностью

Есть обязанности, о которых мы сами знаем, какие-то задания добавило начальство. Как-то всё сразу захлестнуло, закрутило, выбило из хорошего настроения.

Есть обязанности, о которых мы сами знаем, какие-то задания добавило начальство. Как-то всё сразу захлестнуло, закрутило, выбило из хорошего настроения. Думаю, описывать ситуацию не нужно, а вот разобраться — самое время.

Нам приходится уделять внимание сразу нескольким занятиям, требующим концентрации. Для того чтобы не просто понять, а ещё и проверить и прочувствовать, как это происходит, предлагаю эксперимент. Прямо сейчас возьмите по одному пишущему предмету в каждую руку и напишите одновременно своё имя и фамилию. Простая задачка, если не следить за красотой написанного. А теперь одной рукой пишите имя, а другой — фамилию. Что изменилось? Как вы это делали? Проделайте ещё раз, чтобы всё стало ясно. Здесь наша эффективность резко снижается. Внимание переключается с одной руки на другую, да ещё и с задержкой!

Допустим, что вы делаете презентацию для своего босса, в то же время отвечаете на его звонки и одним глазом посматриваете на почту, если вдруг он захочет достать вас там. Вы сосредоточены, и ваше внимание распределяется внутри одной темы. Вы работаете с разными задачами в одном блоке — это как писать двумя руками одно и то же.

А теперь представьте: вы создаёте, например, какой-то важный аналитический текст, полностью на нем сосредоточены, и раздаётся телефонный звонок. Вы берете трубку, разговариваете пару минут и, закончив беседу, возвращаетесь к тексту. Так вот, чтобы опять войти в рабочую колею и снова полностью сконцентрироваться на том, что вы делали, вам необходимо до пяти минут. Вы продолжаете работу, и тут опять какое-то отвлечение, например, коллега зашёл с вопросом… И всё это может повторяться много раз. А ещё социальные сети, e-mail. Ну сами знаете. Это и есть работа в режиме многозадачности. Рабочее время проходит интересно. А дела делаются медленно и, по ощущениям, крайне непродуктивно. Такой подход изнуряет. Вы вините себя в забывчивости, а на самом деле из-за переключения внимания вы не запоминали, и забывать вам, собственно, нечего. Но вы не пропускаете повод себя поругать. Недовольство возрастает. Появляется раздражение. А дела накапливаются.

Изобретатели компьютеров гордились тем, что научили машину решать одновременно много задач. Почему у компьютера это получается лучше, чем у человека? Потому что машина не будет беспокоиться о том, что не сделано. Пока проходит очередь и текст отправляется на печать, он не почувствует никакой вины за то, что мышь подвисла на последние 16 миллисекунд. И ещё, быть компьютером — значит никогда не сталкиваться с эффектом Зейгарник* — эффекта незавершённого действия. Суть его в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы продолжаете о них думать.

Чтобы чаще наступало ощущение спокойствия, старайтесь мелкие дела решать в режиме «одного касания». Например, вместо «мне сейчас некогда, я тебе перезвоню часика через полтора-два, когда буду посвободнее», выяснить цель звонка.

Большое место в многозадачности занимает время обдумывания и выбора, чем именно сейчас заниматься. Страх принятия неверного решения сковывает. Об этом будем подробно говорить в следующий раз.

А сейчас ещё один совет-задание: группируйте задачи таким образом, чтобы создавались блоки, где «две руки будут писать одно и то же», ваше внимание останется сконцентрированным, результат быстрым, настроение — приподнятым.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. — Издательство Московского университета, 1986. — 288 с.

Фев 23, 2016
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с