Кирилл Алексеев: «Мы должны быть сильными, чтобы быть лучшими»

Июл 11, 2016

Завершился первый этап реформы государственных СМИ в Якутии. Ее автор, генеральный директор холдинга «Сахамедиа» Кирилл Алексеев, 7 июля получил премию «Медиа-менеджер России – 2016» – самую престижную награду в отечественной журналистике. Господин Алексеев убежден, что сейчас якутские государственные СМИ выходят на новый старт, а также объясняет,  почему успех его информационных площадок касается каждого жителя республики.

«Чайку» в Москве вы получили за «создание успешной конвергентной редакции».  Что стоит за этой формулировкой?

Прежде всего, больше трех лет работы. Наша команда пришла на предприятие, состоящее из разрозненных редакций. Они были авторитетны и профессиональны. Но беспомощны в новой ежедневно меняющейся мультимедийной среде. Перед нами стояла задача: стать реальными и конкурентоспособными игроками республиканского  медийного рынка.
Сделать это можно было только объединив ресурсы и модернизировав площадки. Так появился конвергентный холдинг. С двумя газетами «Якутия» и «Саха Сирэ», информационным порталом ЯСИА.ру и суперсовременным медиацентром. Именно эту работу и признало успешной жюри  конкурса «Медиа-менеджер Росии». Для региональных СМИ – это действительно высокая оценка. И здесь я бы хотел сказать большое спасибо моей команде: журналистам, редакторам, менеджерам «Сахамедиа». Ребята, победа у нас общая, но и ответственность, которую она налагает, понесем дальше вместе.

Что конкретно вы изменили в печатных СМИ, когда они стали частью «Сахамедиа»?

Во-первых, формат. От А2 мы перешли к А3 формату. Он позволил сделать газету более удобной и понятной читателю. Мы радикально поработали со стилем и оформлением журналистских материалов: теперь якутские госСМИ соответствуют современным стандартам печатных изданий. Более доступным стал дизайн газет, со страниц госизданий  исчез избыточный и неуместный пафос. Во-вторых, мы пошли  на сокращение количества выходов: было пять газет в неделю, стало сначала четыре, потом - три. С 17-гогода мы перейдем на двухразовый еженедельник. Для каждого выпуска разработана своя редакционная модель и система распространения.

Как шли к мультимедийности?

На базе редакции сайта ЯСИА в 2014-м году была образована Единая служба новостей, начато повышение квалификации сотрудников. Приобрели оборудование для производства видео. Сейчас практически ежедневно ведутся прямые видео-трансляции проводимых в медиацентре мероприятий в интернете. Журналисты холдинга, включая газетчиков, научились работать с камерами,  создают собственные программы: «Акцент», «Вокруг да около», «Как это устроено», записываются видеоанонсы газет, видеодневники крупных республиканских мероприятий. В январе этого года, ко Дню российской прессы, портал Ysia.ru перезапустили. У новой версии сайта современный дизайн, множество новых опций. Она очень динамична и удобна для пользователя.

Вы первыми в Якутии освоили жанр лонгрида…

Да, для нас это был большой шаг. В августе прошлого года мы подготовили масштабный материал «Война и жизнь», посвященный уникальным фотоснимкам Первой мировой войны. Снимки сделал военный врач Константин Доброхотов, и судьба их драматична. Сам процесс создания мультимедийного материала занял у нас около месяца. Работала целая команда. Это удачный пример той самой «конвергенции», когда один продукт объединяет разных специалистов журналистского цеха.

Вы рискнули работать в  крупном жанре, когда все вокруг говорят о том, что люди перестают читать большие тексты: нужны только новости и картинки…

Мы просто поверили в нашего читателя. Если лонгриды сегодня имеют большой успех в зарубежных и федеральных СМИ - это жанр с быстрорастущей аудиторией -  то почему якутскому интернет-пользователю они не должны быть интересны? Я очень рад, что мы оказались правы: наш читатель «проголосовал» за этот материал просмотрами, и с того момента работа над интернет-очерками идет в нашей редакции в штатном режиме.

Как построена система редакционного планирования?

Мы освоили режим «мультидеска» - редакционного совета, состоящего из газетчиков, интернетчиков, дизайнеров, телевизионщиков, менеджеров. Фактически это практика объединенных планерок, на которых единая повестка холдинга «нарезается» по разным форматам и площадкам.

Как в эту повестку встраивается ваш новый медиа-центр, площадка, уже заслужившая репутацию одной из лучших в России?

Медиа-центр, предназначенный для пресс-конференций, презентаций, семинаров, разного рода дискуссионных форматов, теле-мостов продолжает и дополняет нашу общую информационную работу. События, с которыми мы работаем здесь, находятся в контексте общереспубликанской информационной картины. Но гораздо важнее, что мы активно идем к тому, чтобы самим организовывать общественные мероприятия, самим становиться ньюсмейкерами. То есть не только поддерживать важные для общества дискуссии, но и инициировать их, становиться продюсерами ключевых событий в республике, не только медийным, но прежде всего социальным центром. Именно такую задачу ставил перед нами глава Якутии Егор Борисов, когда в июне 2015 года лично открывал эту площадку. Именно поэтому столько сил и внимания было уделено тому, чтобы медиа-центр был оснащен по последнему слову техники, включая даже трансформируемую мебель. Комплекс полностью соответствует техническим и функциональным требованиям к медиаобъектам федерального значения. Многие, впервые попав сюда, поражаются «космическому» уровню. А почему он должен быть иным? Медиа-центр и его мероприятия – это вклад в репутацию Якутии. Например, классик мирового кино, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, прямо сказал нам: «Я многое видел, но здесь у вас в медиа-центре, как в Швейцарии: все работает так, как надо, четко, точно, слаженно». Такая оценка дорогого стоит. Подчеркну, что двери медиа-центра открыты для всех якутских журналистов, включая оппозиционных.

Ваши оппоненты скажут: с бюджетными деньгами легко быть успешными…

У нас в республике Глава поощряет социально значимые проекты как государственных, так и частных СМИ. Однако нельзя забывать и об эффективности государственных вложений. В нашей отрасли - это прежде всего оценивается уровнем информированности населения. Граждане Якутии имеют право знать не только то, что где-то что-то идет не так, но и о том, что хорошего происходит, в том числе и с участием самих граждан. А на объективную информацию у большинства якутских СМИ как будто наложено табу. Увы, иногда содержание ряда информационных ресурсов напоминает одну большую помойку: здесь дымится, там горит, тут плохо пахнет… Там наркоманы, здесь педофилы. Власти - плохие... Понятно, что на этой жареной информации можно заработать, так сказать, монетизировать ее, но нужно видеть и другую сторону медали. СМИ, входящие в состав «Сахамедиа», дают объективную, релевантную, адекватную повестке дня, социально значимую информацию.

Доминирование социально значимых тем в ваших СМИ подтверждено официально…

Да, наши газеты «Якутия» и «Саха Сирэ», по заключению экспертного совета при Роскомнадзоре, вошли в перечень социально значимых изданий Российской Федерации. Кроме того, в этом году обе газеты получили господдержку от федерального агентства Роспечать, «Якутия» - за цикл публикаций об Арктике, «Саха Сирэ» - за молодежное приложение «Эдэр Саас».

В настоящее время «Якутии» и «Саха Сирэ» - общественно-политические издания высокого профессионального уровня. И мы его регулярно подтверждаем. В апреле главному редактору газеты «Якутия» Виталию Андрианову был вручен знак отличия «Золотой фонд прессы – 2016». Экспертный совет, который возглавляла декан журфака МГУ Елена Вартанова, особо выделил газету «Якутия», присудив знак самой высшей, первой степени.

Но все-таки в республике активно ведутся споры о том, насколько в принципе целесообразно расходовать бюджетные средства на средства массовой информации.

Если это так, то тогда давайте ставить вопрос о необходимости развития экономики и о том, нужен ли нам в принципе рост уровня жизни населения. Информационная работа напрямую влияет на репутацию и имидж региона. А это – один из основных показателей инвестиционного климата территории, основа ее туристической привлекательности. Это наши с вами деньги. Которые либо придут в республику, либо уйдут у другим регионам. В современном мире, где все бизнес и политические решения принимаются на основе информации, добывающейся в два клика, не вкладывать в информационную работу, касающуюся позиционирования региона, было бы не просто утопией, но преступлением. Поэтому мы в своей стратегии развития закладываем расширение работы с федеральными СМИ. Партнеры «Сахамедиа» - наиболее рейтинговые федеральные СМИ: РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, Интерфакс, «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и пр. Привлекаем грамотного представителя в Москве, поскольку работа эта непростая, кропотливая…

И недешевая…

Мы полагаем, что не все можно купить деньгами. Многие материалы могут быть интересны федеральным СМИ просто в силу качества исполнения и интереса к самой теме. Поэтому большое внимание мы уделяем повышению квалификации работающих у нас журналистов. Тренинги и стажировки для них проводятся регулярно. Мы рады тому, что с нами работают признанные российские медиа-эксперты и практики.

Вы сказали о том, что ваши пресс-площадки открыты для всех журналистов, не только государственных. По вашему мнению, стена между журналистами государственных и частных СМИ сегодня действительно настолько высока, как о ней говорят?

Я считаю, что противостояние «частников» и «государственников» сегодня – миф. На вручении премии «Медиа-менеджер России» мы были на одной сцене с шеф-редактором «Коммерсанта» Сергеем Яковлевым, генеральным директором ИД «Аргументы и факты» Русланом Новиковым, зам. Генерального директора  ИД «Комсомольская правда» Романом Кармановым и т.д. Всё это менеджеры частных СМИ, причем очень разных по своим политическим взглядам. Медийный рынок в эпоху Интернета настолько прозрачен для читателя и динамичен для участников, что ни о каких подковерных играх тут и речи быть не может – аудитория сегодня умна и мгновенно «считывает» любую фальшь. Журналистское сообщество, занимающееся реальным делом, сейчас занято конкуренцией именно за внимание аудитории, и воевать между собой нам просто некогда – это пустая трата ресурсов. Кто-то, может, конечно, хочет воевать, это, как говорится, их проблемы. Счёт в борьбе за внимание читателя, идет на минуты, на секунды. А значит и ставки высоки. Мы должны быть сильными, чтобы быть лучшими. В нашей команде «Сахамедиа» мы не позволяем себе даже думать иначе.

 

Автор: «Сахамедиа»