Классная работа

Несмотря на то, что проблем у детских печатных изданий гораздо больше, чем у их «старших» братьев и сестёр, шансы на выживание выше именно у них. Почему – ЖУРНАЛИСТУ объяснил главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч

Чем вас, человека, который долгое время занимался деловой журналистикой, заинтересовала работа главного редактора в детском издании?

Действительно, до «Классного журнала», в который я пришёл в сентябре 2014 года, я всю журналистскую жизнь трудился в основном в деловых изданиях. Начал с ростовского делового еженедельника «Город N», где был редактором компьютерного приложения «Сервер», затем долгие годы возглавлял в журнале «Коммерсантъ-Деньги» отдел, который занимался расследованиями, был редактором отдела «Телеком / Медиа» в газете «РБК daily». Но захотелось попробовать свои силы на новом поприще. Помимо того что задача показалась мне сама по себе очень интересной с творческой точки зрения, работа в детском СМИ – это ещё и отсутствие ежедневной нервотрёпки на редколлегии, лихорадочного поиска информационного повода и фактуры, необходимости отслеживания материалов коллег из изданий-конкурентов. Конечно, вдохновляет просветительская и образовательная функция журнала.

К сожалению, сегодня не получается заниматься исключительно творчеством и контентом. Я не просто главный редактор, а член команды по сохранению издания для читателей. Фронт работ очень обширен, приходится очень много времени тратить на поиск дополнительных источников финансирования. Но это не стало для меня откровением: еще работая в деловых СМИ, я прекрасно знал о том, в какой тяжёлой ситуации находятся детские печатные издания.

Теперь вы столкнулись с проблемами детской прессы лицом к лицу. В чём, по-вашему, заключается главная из них?

Конечно, основная наша проблема связана с деньгами. Детские издания лишены существенного рекламного дохода. По сути, мы живём исключительно на доходы от продажи тиражей. На рынке это явление само по себе не новое, но уже, так скажем, маргинальное: давным-давно все, даже ведущие журнальные и газетные бренды, зарабатывают на жизнь в первую очередь рекламой. А тиражи, как нам хорошо известно, падают у всех. У «Классного журнала» еженедельный продаваемый тираж за последние годы уменьшился почти вдвое, сейчас он составляет 55 тыс. экземпляров.

Детские издания лишены существенного рекламного дохода. По сути, мы живём исключительно на доходы от продажи тиражей

Как вам удалось стабилизировать ситуацию?

Во-первых, работаем с контентом. Добавляем новые рубрики, темы, которые интересны современным детям. Кстати, многие темы предлагают наши читатели, а мы с удовольствием пишем о том, что их волнует и интересует.

Во-вторых, оптимизируем свои затраты. Пришлось, например, избавиться от обложки. То есть она, конечно, есть, но печатается на бумаге такой же плотности, что и блок. Кроме того, стараемся уменьшать транспортные расходы.

В-третьих, нам очень помогают субсидии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Деньги выделяются на социально значимые проекты, которые мы осуществляем в журнале. Например, при поддержке Роспечати мы реализовали проект «Все профессии нужны, все профессии важны!», направленный на популяризацию рабочих и инженерных профессий.

В-четвёртых, активно вовлекаем читателей в мероприятия и акции. В этом году мы проводили акцию «Мой вопрос Президенту!». Собрали тысячи писем от читателей и даже от целых классов. Во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент ответил на пять вопросов, присланных нашими читателями. А многие тематические вопросы мы переадресовали в соответствующие министерства и ведомства, получив на них подробные и интересные ответы. 

Читателям очень понравилась акция «Батарейки, сдавайтесь!» и конкурс «Классно быть хорошим!». А в мае мы победили в конкурсе медиапроектов Русского географического общества и выпустили серию комиксов «Заповедная история» о приключениях детей в заповедниках нашей страны – проект приурочен к столетию заповедного дела в России. И это здорово нам помогает в популяризации бренда, привлекает новых читателей. Мы сразу увидели, как возросла подписка.

Но общая ситуация на рынке печатных изданий очень тяжелая. Последние два года постоянно закрываются розничные киоски. Уменьшаются площади стендов с прессой в сетевых магазинах, увеличиваются маркетинговые требования дистрибуторов. Все меньше изданий имеют доступ к читателю через розничные сети…

Чем, помимо грантов и субсидий, государство может оказать поддержку детским изданиям, на ваш взгляд?  

Средства массовой информации, а тем более детские, несут социальную нагрузку, поэтому поддержка государства видится вполне объяснимой и важной. Разумеется, в первую очередь издатели хотят уменьшения налогового бремени в части налогов на зарплату, НДС и т.д., а также изменения некоторых норм, существующих в отрасли.

Показательный пример – действующая норма о списании нереализованной продукции. Сегодня списать можно не более 10% нереализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания. Вся остальная нереализованная продукция уже облагается налогом на добавленную стоимость в части затрат на производство. Для печатного издания, а для детского особенно, это бремя, причём зачастую непосильное. Особенно в наше время, когда значительная часть розницы приходится на супермаркеты, где журналы теряют свой товарный вид, и процент списания растёт. Поэтому практически все возможные изменения в законодательстве, которые для нас в прямом смысле жизненно необходимы, связаны с налогами.

Не менее важна и пропаганда. Далеко не все потенциальные читатели детских СМИ знают об их существовании. На мой взгляд, нужна какая-то общая площадка, например, условно сайт «Детская пресса России». Пусть это будет просто каталог, где будут выкладываться свежие выпуски в усечённом виде и справочная информация. Но если это будет единый ресурс, то он обязательно будет способствовать увеличению аудитории представленных там изданий. 

Конечно, все детские СМИ хотели бы увеличения господдержки, но мы осознаём ситуацию с бюджетом в стране. Понятно, что, если детские издания умрут, это будет ужасно, но еще ужаснее – если умрут тысячи старушек. Детские журналы – не масло и не сгущёнка, без которых люди не могут прожить.

То есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Чем спасаетесь, кроме грантов, акций, оптимизации? Интернетом?

Если рассматривать интернет как инструмент, который помогает менять важнейшие бизнес-процессы в медиа, то да. Мы, например, большую ставку делаем на редакционную подписку, поэтому создали свой собственный облачный сервис подписки. Но это не просто электронный магазин. Благодаря этому сервису у нас есть возможность предлагать дополнительные услуги, получать скидки, участвовать в наших мероприятиях и многое другое. Конечно, мы работаем и с подписными агентствами. Странно, что именно редакционная модель, имеющая прямое отношение к расширению аудитории и дополнительным доходам, на нашем медиарынке не очень развита.

Сегодня издание (особенно нишевое) является успешным, если это мультиформатный медиапроект. Который и в принте существует, и возможности цифры использует очень широко, и встречается со своим читателем где-то в офлайне, и занимается мероприятиями, спецпроектами и т.д. Но для этого нужно быть очень хорошо знакомым со своим читателем, иметь постоянный канал коммуникации. И классическая модель подписки – пошёл на почту, раз в полгода заплатил – здесь не работает. Работает только редакционная подписка. Смысл не в том, что денежку с каждого читателя должно собирать определённое подразделение в издательстве. Наша идея заключается в том, что целью подписки должно быть установление, укрепление и развитие прямого, постоянного и персонифицированного взаимодействия и контакта со своим читателем. И цифровые технологии помогают этого добиться.

В этом суть, но у такого подхода есть и масса фактических преимуществ: читателю и платить удобнее, он может подписаться в любое время, сформировать уникальный заказ, исполнение которого мы можем отслеживать; деньги опять же к нам приходят сразу, а не через несколько месяцев, как в случае с традиционной каталожной моделью.

Наше издательство постоянно развивает онлайн-механизмы подписки, экспериментирует. На мой взгляд, успешно. Сегодня 30–40% от общей подписки на «Классный журнал» составляет как раз редакционная подписка. И этот показатель растёт.

Сегодня 30–40% от общей подписки на «Классный журнал» составляет редакционная подписка, на которую делает ставку издательство «Открытые системы»

На официальный сайт ставку не делаете?

Нет, в существенном развитии сайта нет смысла. Смысл есть, если из официального сайта делать некий игровой, обучающий, образовательный проект – есть у нас и такие идеи. А если речь идёт о том, чтобы повышать трафик и собирать рекламу, то в нашем случае это утопия. Мы довольны нашим сайтом: он очень посещаемый, мы на нём публикуем новости, анонсы и т.д. Но он всё-таки не для детей по большей части, хотя и контент, адресованный непосредственно детям, на нём тоже есть. Дети же в интернет выходят по трём причинам: кто постарше – пообщаться в соцсетях; кто помладше – поиграть или посмотреть видео. И здесь конкурировать с теми же соцсетями просто бессмысленно. Мы же не новостное СМИ. Наше главное преимущество и главный актив – это бумажный журнал.

Для нас нет смысла уделять повышенное внимание развитию сайта. Наше главное преимущество и главный актив — бумажный журнал

Чувствуете ли отдачу от групп в социальных сетях?

Наша группа «ВКонтакте» ориентирована на детей. В ней более шести тысяч участников. Это довольно большая аудитория. Работая здесь с ней (проводим конкурсы, опросы и т.д.), мы отдачу чувствуем. «Фейсбуком» мы плотно не занимаемся, хотя ленту регулярно обновляем, публикуем ссылки на свои новости, видео, анонсируем выход нового номера и так далее. Но это просто потому, что рук на всё не хватает. Группу в «ОК» тоже, конечно, стоило бы завести, и мы её обязательно рано или поздно заведём. Но сейчас успеваем делать только то, что успеваем делать.

Ваше мобильное приложение аудиторию не зацепило. В одном из интервью вы сказали: «На приложение «Классный журнал», своего рода электронную версию журнала, дети не клюнули. А вот «ПониМашка» (второй детский журнал издательства «Открытые системы», для детей 3–7 лет. – ЖУРНАЛИСТ) пошла очень успешно». Почему?

Отрицательный опыт, который мы приобрели, выпустив мобильное приложение, для нас не стал неожиданностью. Приложение «Классного журнала» – это была разведка боем, в то время как в успехе «ПониМашки» мы не сомневались. Сама структура мобильной «ПониМашки» такая же простая, как и в журнале. Фактически «ПониМашка» – это простая развивающая игра для малышей по мотивам журнала. Для приложения «Классного журнала» мы тоже максимально отсеяли все тексты, оставили только самые популярные рубрики и сделали акцент на интерактиве. И всё равно это не пошло. Потому что у детей есть настоящие игры и мультфильмы. Мы сейчас не отказываемся от мобильного приложения; оно есть, его скачивают – глупо же не идти в ногу со временем. Но в его нынешнем виде приложение существенных доходов не приносит. Нужно придумывать что-то другое.

А будущее у детской печати вы видите?

Известный журналист и теоретик медиа Андрей Мирошниченко, который, кстати, тоже начинал в «Городе N», предсказывал, что газетная эпоха завершится в 30-х годах. Причём последним изданием будет районная газета. Такое развитие событий исключать нельзя, но в любом случае детская пресса просуществует дольше. Потому что если, допустим, «Коммерсантъ» или «Ведомости» со временем люди перестанут покупать в принте (уже сейчас многие не покупают и читают информационно-аналитические издания с экранов смартфонов и планшетов), то детские издания будут покупать ещё долго. Журнал выступает на самом деле в роли посредника между книгой и ребёнком. И не имеет гигиенических ограничений, как, например, работа с планшетом. Журнал проще взять, им проще увлечься. Тут и комиксы, и игры, и конкурсы – всё есть. Поэтому, конечно, именно журнал даже те родители, которые сидят и работают в интернете, всё равно ребенку будут покупать до последнего. Так что даже в самом крайнем случае, даже если я ошибаюсь, полагая, что пресса нескоро исчезнет, а она вдруг исчезнет завтра – всё равно сегодняшнее поколение родителей, которое хотя бы ещё помнит о существовании печатных периодических изданий, будет давать своим детям именно журналы. А это значит, что опора в лице родителей, которые продолжат подписывать детей, у нас останется.

Справка

«Классный журнал» – еженедельный познавательный журнал для детей в возрасте от 7 до 13 лет. Тираж одного номера – 55 тыс. экземпляров. Объём – 32 полосы. Учредителем и издателем журнала является ООО «Издательство «Открытые системы», которое помимо детских журналов выпускает профессиональные издания для специалистов и руководителей из таких отраслей, как информационные технологии, компьютерные системы, телекоммуникации, сети передачи данных, полиграфия и медицина и др.

Фото: из личного архива Алексея Ходорыча, classmag.ru

Дек 6, 2016
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно