Конфликты: положительные стороны и типичные ошибки

Конфликты так часто происходят, что являются нормой общественной жизни.

Обычно они ассоциируются с агрессией, спорами, недоброжелательностью, борьбой. Самое страшное в конфликте — чувства, которые люди испытывают в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.

Коварную суть конфликта можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность происходит от желания защитить себя, своё достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается других, и нередко, сами того не замечая, агрессивны к окружающим.

Можно ли взглянуть иначе на эти стереотипные представления? Конфликт — это не то, чего нужно бояться, чего избегать.

Польза конфликта весьма отчётлива. Как в личностном плане, так и в социальной среде он помогает выявлять скрытые интересы и особенности конкретной ситуации, позволяет усовершенствовать межличностное общение и обмен информацией, призван находить неожиданные решения каждодневных недоразумений, выявлять «узкие» места.

Конфликт может явиться поводом для создания новых должностных инструкций, появления иных форм поведения. Он стимулирует нововведения, изменения, развитие.Помогает определить правила: что можно и чего нельзя делать по отношению друг к другу. Такие правила объединяют, вносят ясность, отношения выходят на новый уровень.

 

Девять типичных ошибок конфликтующего человека:

1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.

2. Ведёт себя негибко, не способен изменить тактику.

3. Нетерпим к инакомыслию.

4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.

5. Уходит в сторону от главной проблемы.

6. Видит только один путь решения

7. Создаёт препятствия для свободной творческой полемики.

8. Боится риска.

9. Считает, что может точно сказать, о чём думают другие.

 

Поговорим о последнем пункте подробнее.

Эта ошибка состоит из двух частей. Во-первых, мы часто уверены, что точно знаем, чего хотят другие люди, как они оценивают ту или иную ситуацию, как они поступят в том или ином случае.

Во-вторых, мы уверены в способностях окружающих читать наши мысли, в то время как человек даже не подозревает, что от него ждут каких-то действий.

Вывод: делайте поменьше предположений о мыслях, желаниях, потребностях и намерениях других людей. Опирайтесь на факты.

 

Помните, что нельзя:

• Критически оценивать партнёра.

• Приписывать ему отрицательные намерения.

• Демонстрировать знаки превосходства.

• Обвинять и приписывать ответственность только партнёру.

• Игнорировать интересы партнёра.

• Уменьшать заслуги партнёра и его вклад.

• Преувеличивать свои заслуги.

• Раздражаться, кричать, нападать.

• Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра.

• Обрушивать на партнёра множество претензий.

 

Рисунок: shutterstock.com

Апр 14, 2016
Фрилансер, создатель Telegram-канала и сайта «IT и медиа. Палач Говорит» Павел Городницкий докладывает о своих успехах
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Для членов Клуба Журналиста и участников проекта «Золотой фонд прессы-2018» — бесплатно