Конвергентная редакция: идём на сближение!

ЖУРНАЛИСТ продолжает рассказ о проекте Союза издателей ГИПП «Экспериментальная модель конвергентной редакции», в ходе которого в трёх регионах России родилась новая редакционная система.

БУДЬ ГОТОВ

В каждой из трёх газет в опреде- лённый момент сложилась си- туация, которая как лакмусовая бумажка демонстрировала общие по- казатели выживаемости российской региональной прессы: тиражи не ра- стут, рекламодатель неохотно идёт на полосы, в интернет уходит даже са- мый преданный читатель. «Не всё так страшно, — говорит Еле- на Шитикова, исполнительный ди- ректор Союза издателей ГИПП. — В ре- гионах как раз есть то, о чём мечтают крупные издатели федеральной прес- сы, — лояльная читательская аудито- рия. Для участия в эксперимен- те мы пригласили исключитель- но региональные бренды. Причём два из них поддерживаются мест- ными бюджетами. «Брянская учи- тельская газета»  — областная, «Пет- ровские вести»  — районная, а тре- тье издание  — коммерческий проект «Нижегородский рабочий», имею- щий больше всех возможностей плав- но перейти на мультимедийную платформу».

 

ПЕРЕМЕНЫ В ГОЛОВАХ

На первом этапе экспертам, тренерам и консультантам проекта пришлось приложить немало усилий по преобра- зованию печатной версии, адаптации редакционного коллектива и сайтов, а также создать условия для офлайн- деятельности. «Самое трудное было решиться на перемены в головах, — вспоминает Ла- риса Павловская, главный редактор газеты «Петровские вести».  — Сложно отказаться от привычных стандартов, всё сломать и что-то новое придумы- вать. Сейчас газетный формат стал ши- ре. Это не просто новости и длинные статьи на газетных полосах, упакован- ные в ровные правильные колонки. Страница «ПВ» теперь  — «советник, собеседник, помощник и навигатор». Все самое интересное — на развороте со спецпроектами». «Спецпроекты дают возможность не только удержать интерес читателя, но и монетизировать издательский процесс.  Районки могут и должны пробовать и применять эти техноло- гии. Успешный опыт «ПВ» это дока- зывает: рекламы стало больше, она не раздражает, а органично встаёт на своё место»,  — отмечает Елена Шити- кова. «Могу сказать, что у коллег всё по- лучилось!  — комментирует эксперт проекта, заместитель директора ме- диацентра газеты «Вечерняя Москва» Елена Плешивцева.  — Мы пришли к мнению, что «Петровские вести»  — это газета для семейного чтения. Такую задачу, безусловно, одним ивентом не решить. Это, скорее, сверх- задача. Бизнес-задача  — привлечь внимание спонсоров и партнёров. За- дача для развития издания  — провес- ти подписку. В итоге все поставленные задачи по трём направлениям были выполнены на отлично».

 

В РЕГИОНАХ ЕСТЬ ТО, О ЧЁМ МЕЧТАЮТ КРУПНЫЕ ИЗДАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРЕССЫ, — ЛОЯЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ
СПРАВКА

Газета Петровского района Ставропольско- го края «ПЕТРОВСКИЕ ВЕСТИ» основана 16 февраля 1931 года. В начале 80-х годов тираж районки составлял 17 тысяч экземпляров, причём 30 процентов приходилось на предприятия и организации. В начале 90-х годов тираж упал до 5,5 тысячи экземпляров. В 2000-х годах количество подписчиков превысило 10 тысяч. «БРЯНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» – государственная областная газета, здается с января 2003 года. Выходит один раз в неделю. На страницах газеты неоднократ- но появляются материалы о педагогах школ, преподавателях училищ и вузов, которые воспитывают достойных граждан нашей страны. Выезжая в командировки по Брянской области, корреспонденты рассказывают о том, как живут и трудятся учителя неполных и малокомплектных школ. Кроме того, газета рассказывает о политических событиях, культурных и спортивных мероприятиях, происходящих в городе и области.

 

НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ

В последние дни сентября свой «эк- замен» сдавала «Брянская учитель- ская газета», у которой, несмотря на все трудности, уже имеется таргети- рованная читательская аудитория. Об этом говорили все эксперты и консуль- танты  — работать с контентом в таком издании одно удовольствие, посколь- ку не надо создавать и растить свою аудиторию. А вот над структурой газе- ты и рубрикатором брянские коллеги потрудились с консультантами и экс- пертами проекта. В ходе «ударной» летучки были на- мечены тактические ходы и определе- но стратегическое направление изда- ния. То отдалённое профессиональное и инновационное, о чём в редакции читали только в журналах, неожидан- но пришло и к ним. Оказалось, у ре- дакции те же проблемы с контентом: «золотые кирпичи», «мало иллюстра- ций, много материалов для узкого кру- га читателей, разбросанных по 24 по- лосам». Теперь газета заметно изменилась, при этом не потеряла ни читателя, ни привычные рубрики. Полосы струк- турировались, появились тематичес- кие развороты, иллюстрирован- ные инфографикой, чёткое понима- ние аудитории. Понятие «учитель- ская аудитория»  — слишком узкое. Не аудитория — сообщество. Школа — сообщество тех, кто учит и учится.

 

Это и родители, и студенты, и препо- даватели, и работники детских са- дов, и чиновники, которые в ответе за отрасль. Издание должно стать ин- тересна всем. Чем больше полезной информации, тем эффективнее про- движение бренда».

 

ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ КОНВЕРГЕНЦИИ — ОПТИМИЗИРОВАТЬ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС, СДЕЛАТЬ ГАЗЕТУ ЧИТАЕМОЙ, А ЗНАЧИТ, ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС И РЕКЛАМОДАТЕЛЯ

 

ОПЫТНЫМ ПУТЁМ

Конечно, одна из главных задач конвергенции  — оптимизировать издательский процесс, сделать га- зету читаемой, а значит, повы- сить интерес и рекламодателя. Ма- лая привлекательность издания для бизнеса объясняется тем, что у него специфическая, очень узкая аудитория. Учительское сообщество является срезом общественного мне- ния. Учитель  — ответственный, об- разованный человек, открыт всему новому. Таким образом, именно «Учитель- ская газета», как никакая другая в ре- гионе, может занять лидерские пози- ции и стать основной площадкой для дискуссий, диалога между властью и обществом.

 

«В ходе обсуждения формата и те- матики заседания круглого стола мы определили, что это деловое ме- роприятие станет не столько презен- тацией или дискуссионным клубом, а скорее приглашением читателя- учителя к партнёрству, соавторству, но в новом формате, с возможностью использования современных ком- муникативных и информационных технологий,  — рассказывает куратор проекта, PR-директор ГИПП Ирина Мамонова. Планов у редакции сейчас много: создание дискуссионного клуба в фор- мате круглого стола, день открытой ре- дакции. Причём не только в областном центре, но и районах области. Первым «пробным» мероприятием стало за- седание круглого стола накануне Дня учителя». «По форме и содержанию меро- приятие может показаться спор- ным,  — считает консультант проек- та Ирина Сидорова («Вечерняя Мо- сква»).  — Были поставлены сразу две не совсем равнозначные задачи  — представить новый формат газеты и обсудить роль и статус учителя в ны- нешних условиях. Но коллегам уда- лось структурировать беседу, плавно переведя её презентационную часть в формат дискуссии. Брянским коллегам необходимо не только объединить вокруг редакции учительское сообщество, но и создать условия для совместной деятельно- сти. В таком случае редакция  — газе- та, сайт, а затем соцсети и ивенты  — станет той уникальной площадкой для дискуссий и совместных реаль- ных дел, которые повлияют на дина- мику развития системы образования в регионе»


Фев 23, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал