Лечение длинного текста

Кто не ставил на полосу текст в десять тысяч знаков? Не скромничайте. Нет таких людей. За редкими исключениями. А кто читал текст в десять тысяч знаков в газете? Если ответ положительный, вам — медаль за невероятную стойкость. Вместе с остальными ищем пути подачи так называемых лонгридов, чтобы они не только занимали место в газете, но и были прочитаны.

Начинаем с мух и котлет

Кажется, ещё Довлатов очень точно объяснил этимологию длинных текстов на полосах: как сократить свой текст, если в пересчёте на гонорар это полпалки колбасы? Это во-первых. Во-вторых, как правило, длинный текст — это результат несфокусированного материала. По большому счёту — это проблемы планирования материалов и их редактирования. Но давайте не углубляться. Наша задача — найти решения подачи длинных текстов, которые в силу тех или иных причины нужно поставить в полосу без сокращений.

Делим на главки

Когда я дописал «поставить на полосы без сокращений» и поставил точку, то машинально вернулся в начало абзаца, отбил его и написал название главки. Это — первое, что должно прий­ти в голову любому редактору или автору при вычитывании длинного текста. Разбить на главки, на логически законченные куски.

Если переводить вышесказанное в метафору, то просто представьте, что вас позвали в субботу на «Весёлые старты», вы приходите на стадион, подходите к белой линии и слышите объявление: «Объявляется забег на десять тысяч метров». Уже через километр вы проклянёте и организаторов, и себя. А, скорее всего, просто откажетесь бежать. Ведь это под силу только настоящим спортсменам. Так вот не рассчитывайте, что ваши читатели — заслуженные мастера спорта и рекордсмены. Разбейте ваш «марафон» на главки. Читателю будет комфортнее пробежать всю дистанцию, если он будет иметь возможность передохнуть и набраться сил. Начав читать, он будет видеть заголовок следующей главы и знать, что в этом месте он переведёт дух, чтобы от этапа к этапу добраться до финиша.

На этом месте я заканчиваю. Вы делаете передышку, а я пишу название следующей главки. Как бы её назвать? А хотя бы так…

Кладём текст на разделочную доску

Очень эффективно информацию второго плана, которая есть в тексте, но является второстепенной, вычленить и подать отдельно тематическим врезом. Тем самым вы сократите, а значит, упростите чтение вашему читателю. При этом объём текста сохраняется. Просто тот абзац, который напрямую не отвечает фокусу материала, но при этом даёт важную побочную информацию, мы даём отдельно рядом с основным текстом.

Помню, читал материал в одной из муниципальных газет Краснодарского края, где автор описывал события в рамках Дня района. Навскидку около шести тысяч знаков плюс фоторепортаж. Кто приехал поздравить, кто выступал, атмосфера среди зрителей… Всё-всё-всё… До конца текста я так и не добрался. А там, как оказалось, про конкурс тортов в рамках празднования. Хорошая, интересная подробность. Тем паче со снимком лучшего торта. Именно такие куски напрашиваются на то, чтобы их подали отдельно с основным текстом. Таким образом, они не нагромождают чтение, а главное — не лишают читателя важных, интересных обертонов, которые окружают ключевую тему публикации.

Филе отдельно, рульки — отдельно

Если текст — не очерк и не репортаж, то в нём, как правило, всегда есть функциональные кус­ки — даты, суммы, условия и т. д. Скажем, перед вами большой текст про новые штрафы за нарушения правил дорожного движения. И, конечно, вы их перечислите во втором-третьем абзаце. А как иначе? Но, уверяю вас, к середине текста читатель абсолютно точно забудет все цифры, которые он прочёл в начале текста. Именно поэтому есть смысл продублировать ему эту функциональную информацию рядом с текстом в отдельном окошке. По сути, это — наш справочный врез, который напомнит читателю ключевую функциональную информацию, из-за которой он и начал читать публикацию, и заодно визуально сделает блок нашей «серой простыни» текста динамичнее. Читатель дочитает текст до конца, и в конце ещё раз обратит внимание на справочный врез, чтобы запомнить ключевые данные.

То же самое может быть с текстами про героев (очерки, интервью), где в качестве элемента динамики и заодно привлечения внимания к тексту могут служить вычлененные цитаты. Единственный нюанс — имейте в виду, что раз уж цитаты у нас выполняют роль привлечения внимания, то они должны соответствующе позиционироваться. Лучше всего ставить цитаты в тех местах, где, по вашему мнению, читатель начнёт уставать читать. Цитата, если она будет ёмкой и «интригующей», сможет вызвать у читателя желание узнать секрет этой «интриги».

Если в тексте есть информация с числовыми показателями, то в первую очередь задумайтесь над тем, чтобы вычленить её и подать точной, простой и понятной инфографикой. В тексте вы можете пройтись по показателям общими словами, а конкретику показать в графике.

В конце концов, у нас же наверняка в тексте есть ньюсмейкеры (очевидцы, эксперты, герои и т. д.), мнения которых также можно подать отдельно с портретами или без.

На сладкое

И всегда, разумеется, помним про непрерывность потока чтения. Не ставьте снимками, врезами, цитатами и графикой «подножки» разогнавшемуся читателю.

Коллаж: Светлана Зимина

мая 2, 2016
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно