Ловушка безграничных возможностей

За последние 30 лет мы пережили грандиозную технологическую революцию. Причём совершенно не ту, о которой писали футурологи и фантасты XX века. Вместо экспансии человечества в космос, вместо лазерных пистолетов, звёздных крейсеров и прочих штуковин невиданной мощности и размера мы имеем сейчас маленькие штуковины с почти безграничными возможностями получения и передачи информации. Причём мы – это не человечество вообще, не страны и альянсы, а просто люди, каждый в отдельности.

Тогда казалось, что движущей силой развития будет мощь, а оказалось – информация.

Собственно, технологии информации и раньше развивались едва ли не быстрее, чем технологии наращивания мощи. Тот же ХХ век начался с революции именно в этой сфере – с появления радио, а на пик своего могущества вышел с появлением телевидения. Появление радио предопределило радикальную демократизацию общества: теперь, чтобы иметь доступ к полноценным информационным каналам, уже не нужны были грамотность (речь понятна любому человеку) и досуг (радио можно было слушать параллельно с домашней работой). Потом телевизор развил эту революцию, добавив в информационный канал ещё и картинку.

В сущности, к концу ХХ века сформировалась полноценная система информационных каналов. Бумажная пресса, которую надо было читать, радио, которое надо было слушать, и телевидение, которое надо смотреть и слушать.

При всей разнице этих каналов была одна крайне важная вещь, их объединяющая. Внеположность для потребителей информации. Человек по отношению к газете был читателем, к радио – слушателем, а к телевидению – зрителем. Пресса (вне зависимости от канала передачи информации) создавала для него контент и доставляла его своим каналом. В обратную сторону система не работала никак.

Ещё одной важной объединяющей особенностью было существование во времени и пространстве. Все они жили выпусками, которые были привязаны к конкретному времени выхода.

Эти общие особенности предопределяли то, что мы теперь называем редакционной системой. Когда отдельные статьи журналистов, отдельные события и факты объединяются в единое целое картины дня (часа, месяца, недели). Картина эта могла быть самой разной, но идея целого была доминантой.

Когда появился интернет, то поначалу и там стали воспроизводить ту же редакционную систему. С теми же привычными разделами: политика, спорт экономика. С ясной и жёсткой структурой сайтов. С лентой новостей и отделённой от неё лентой комментариев, мнений и репортажей. Собственно, поначалу интернет был огромным информационным прорывом, но не революцией.

Но сама логика интернета оказалась революционной. Между создателем и пользователем тут не нет непроницаемой границы. Можно сколько угодно кричать в радиоприёмник, но тебя никто не услышит, кроме родных и соседей. Тогда как в интернет любой пользователь может написать (выложить видео и аудио), пользуясь той же технологией, что и производители контента. И эта логика постепенно стала менять информационное пространство.

Люди стали получать информацию не только из СМИ, но и из форумов (а потом блогов), из переписки, рассылок, комментариев под статьями. Из специальных лент, в которых публиковались вперемежку материалы разных СМИ. То есть пространство контента предельно расширилось, а каналы информации стали стремительно множится.

И тут грянула ещё одна революция. Революция гаджетов. Теперь носитель информации уже не специальная штука в специальном месте (как газета, радиоприёмник, телевизор или компьютер), а маленькая штучка, которая лежит в сумке или кармане, которая всегда с тобой. И эта штука может всё. Может быть газетой, телевизором, приемником. А также печатной машинкой, фотоаппаратом, видеокамерой. Она может принимать и создавать любой контент.

Теперь носитель информации уже не специальная штука в специальном месте (как газета, радиоприёмник, телевизор или компьютер), а маленькая штучка, которая лежит в сумке или кармане, которая всегда с тобой. И эта штука может всё.

Нет больше никаких границ между создателями контента и его потребителями. Нет больше жёсткой привязки ко времени и пространству. Любой снимок может тут же оказаться в Сети. Любая новость может пересылаться сколько угодно раз в любое время. То есть интернет стал не ещё одним каналом распространения информации, а создал бесконечное множество этих каналов.

Однако как раз бесконечное множество этих каналов и их абсолютная универсальность предопределили не столько безграничные возможности, сколько системную ограниченность. Человек не может иметь дело с бесконечностью. Да, даже со множественностью ему очень тяжело. В итоге современный пользователь всю информацию получает через ограниченную ленту своей соцсети. А разнообразие информации предопределяет дискретность её восприятия.

Современный интернет даже не претендует на цельность. Разрозненные ссылки, разрозненные картинки и случайные перепосты – из всего этого выстраивается информационная картина. Точнее, её всполохи. В итоге, чтобы удовлетворить потребность человека в цельной картине мира, чтобы он мог ориентироваться в окружающей реальности, ему нужны внешние по отношению к его основным информационным потокам источники. И чем менее сложную картину мира они предложат, тем лучше.

Отсюда и «шокирующий эффект» пропаганды. Казалось, множественность источников информации и разнообразие информационных каналов ослабит возможности пропаганды. Но по факту вышло прямо наоборот. Пропаганда (через телевизор в первую очередь) как раз очень легко восполняет дефицит цельности. А далее многообразие информационных потоков интернета только усиливает этот сигнал.

Фото: shutterstock.com

Окт 7, 2016

Как сделать промо проектов издательского дома, заполучить доверие читателей и показать, что твои журналисты — герои

Предложение для журналистов из развивающихся стран, конкурс видео об изменении климата и оплачиваемая стажировка в американской...

Издатель сити-гида «Выбирай» — о том, почему группа Paramon больше не выпускает свои журналы в Челябинске