Медиа-тур в Берлин: три таких важных дня

Ноя 18, 2016

Несколько дней ноября, с 10 по 13, группа издателей из Калининграда, Тулы, Череповца провела в Берлине. Медиатур был организован «АНРИ-медиа». Задачи таких программ – понять, как работают СМИ этого города, страны, особенно, издатели печатных медиа, как они планируют свое будущее, на чем зарабатывают и о чем говорят.

 

Текст: Юлия Варыга

 

Берлин – столица и самый большой город Федеративной Республики Германия, страны, в которой делают Audi, BMW и Merсedes-Benz,  конкурируют друг с другом довольно разрозненные территории (в Берлине у каждой федеральной земли есть свое Посольство!), повсеместно в октябре пьют пиво, трепетно относятся к историческому бэкграунду, принимают die Flüchtlinge*, говорят, в основном, по-немецки, смотрят мультик «Маша и медведь», пользуются евро, экономно относятся к ресурсам, ценят эстетику личного и общественного пространства, планируют и реализуют планы, читают газеты и смотрят новости, а также любят и рожают детей, как и везде в мире. Девиз Германии: Единство, Право и Свобода.

Сегодня Берлин является одним из важнейших центров мировой культуры, где кипит энергия и жизнь, снуют молодые и горящие люди, которые хотят делать что-то новое и влиять. Концентрация творчества, креативности настолько высока, что это сказывается на оформлении каждой витрины, каждого интерьера, на множестве крупных и мелких деталей, из которых складывается общая мозаичная картинка. Одновременно, город наполнен традициями и смыслами, консервативен и фундаментален, где все соответствует распорядку и расписанию.

Интересной особенностью Берлина является его разделение на две части. Стена, которая проходила в центре и делила город с 1961 по 1989 годы, снесена и частично сохранена как исторический памятник. Но и сегодня западный и восточный Берлин разительно отличаются друг от друга, что абсолютно удивительно, ведь стены нет уже почти 30 лет. «Местный медиаландшафт все еще отражает так называемую «стену в головах». Вы можете увидеть это даже в метро: если сосед рядом будет читать «Тагешпигель», то, скорее всего, вы едете по западному Берлину, а если «Берлинер цайтунг», которая была популярна в ГДР, то вы на востоке города», – рассказ Анны Литвиненко, консультанта «АНРИ-Медиа» по организации медиатура в Берлине, подтвердился и личными впечатлениями.

 

Медиаоткрытия и особенности

Традиционно, программа медиатура состояла из времени для посещения издательских домов и редакций, времени для общения в группе, времени для общения с городом. По плану, группу встречали в редакциях крупнейших немецких газет, «Тагесцайтунг» или «тац» („Tageszeitung“, taz), «Ди Цайт» (Die Zeit), «Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel), в стартап-инкубаторе unicorn.berlin, а также можно было неформально пообщаться с известным немецким журналистом Морицем Гатманом, в формате делового ужина.

«Тагесцайтунг» или «тац» („Tageszeitung“, taz):  одна из 10 общенациональных газет в Германии с тиражом около 51 тыс. экземпляров.  Она стоит особняком на немецком медиаландшафте:  это единственная газета, которая является полностью независимой от какого-либо концерна или издательской группы. Ее владельцем является товарищество из сотрудников редакции и читателей (16 тыс. собственников), которые не влияют на редакционную политику. Газета существует в основном за счет пожертвований подписчиков, которым предоставляется право выбрать, по какой цене они подписываются на нее (так называемая подписка-пожертвование). Такая краудфандинговая бизнес-модель работает почти со времени основания «ТАЦ» в 1978 году. Газета по политическому направлению близка партии «Зеленых» и «Левых». Они знамениты тем, что поднимают темы, которые не освещают другие ведущие СМИ, особенно в международном плане.  / taz.de

«В Германии не так много инноваций», – говорила Анна Литвиненко. И это действительно так. Редактор онлайн версии газеты «Ди Цайт» (Die Zeit) не смогла рассказать ничего особенного по работе в социальных сетях, по концепции paywall, нативной рекламе и другим вещам, которые давно в лексиконе у российских издателей. «Немцы консервативны, долго планируют и не рискуют, что в дигитальном мире непозволительная роскошь, поэтому в плане монетизации контента в интернете и новых форматов они не передовики. Кризис их застал, они на него жалуются, но у них все еще живы и бодры многие классические газеты, все еще есть реклама (потому что сильная экономика) и им, прямо скажем, не так жизненно необходимы постоянные эксперименты с инновациями», - продолжаем цитировать Литвиненко.

«Ди Цайт» (Die Zeit) – главная еженедельная газета Германии, принадлежит концерну Георга фон Хольцбринка. Уникальный пример газеты, которая, несмотря на кризис, в последние годы увеличила свой тираж, сегодня он составляет более 500 000 экз. Благодаря высокому качеству журналистики она пользуется большой популярностью в интеллектуальных кругах. Ее особенно ценят за репортажи и аналитические материалы. Сайт газеты наряду с сайтом журнала «Дер Шпигель» является ведущей онлайн-газетой страны. / zeit.de

Вторая причина отсутствия в голове немецких издателей темы коммерциализации контента, всех возможных поисков источников заработка – жесткое разделение редакции и рекламных отделов. Они этим гордятся и не знают, не понимают, как можно иначе. Ведь главная ценность для журналиста и редактора немецкого СМИ – это журналистика, свобода слова, поддержание демократии. В его профессиональные задачи входит написание качественных текстов, а не поиск идей о том, как на этих текстах заработать.

Интернет-медиаландшафт Германии занят онлайн-версиями традиционных изданий, нет ни одной успешной газеты, которая выходила бы только онлайн. Если Der Spiegel (Дер Шпигель) популярен оффлайн, то он будет лидером и онлайн. Зарабатывать деньги онлайн качественной журналистикой в Интернете почти так же сложно, как и у нас: Die Zeit (Ди Цайт), к примеру, кормится как раз печатной версией, хотя они мастодонты и очень популярны в интеллектуальной среде.

Редакции печатных и онлайн СМИ также разделены, они взаимодействуют по различным темам и вопросам, но отделены физически, фактически, имеют разные планы и задачи. Так что конвергентная редакция – термин для немецких СМИ неактуальный.

«Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel) – одна из ведущих газет в Берлине, известная и широко цитируемая в СМИ по всей Германии, тираж около 100 тыс. экземпляров. Принадлежит концерну фон Хольцбринка, который также издает еженедельную «Ди Цайт» и экономическую «Хандельсблатт». В последние годы газета совершила качественный рывок в онлайн-сфере. Они активно используют инновационные подходы, ведут популярные форумы для специалистов разных профессий, издают электронные бюллетени – мониторинг новостей в различных сферах политики. Они также устраивают ряд оффлайн-мероприятий, в том числе и в салоне при редакции.

Важная особенность немецких региональных газет – обращение к новостям всех уровней (мир, общенациональная политика, локальные новости). Это имеет свои плюсы и минусы, большинство издательств не могут содержать полную редакцию и покупают так называемую «рубашку» (мировые и внутриполитические новости) у газеты побольше в своем регионе. Это историческая особенность, связанная с немецким федерализмом.

 

Как устроена медиасистема

Один из вопросов, который волновал участников медиатура, касался мотивации сотрудников. Как контролировать журналистов? Как оценивать результаты их работы? Как управлять коллективом творческих людей? В ответ немецкие коллеги смогли лишь выразить свое недоумение. В Германии все систематизировано, в том числе, оплата труда. Активны профсоюзы, которые защищают интересы представителей одной отрасли. Немецкие журналисты жалуются на невысокие зарплаты, особенно в онлайн-редакциях, но тема повышения оплаты труда решается не в личной беседе сотрудник-босс, а через профессиональный союз, который лоббирует интересы журналистов, инициирует забастовки, ведет переговоры с издателями и издательскими ассоциациями. В отрасли есть документ, прописывающий уровни зарплат для различных уровней специалистов. Чаще всего, штатные сотрудники имеют фиксированный оклад.

Как такового контроля за объемом работы не происходит. Немецкие журналисты приходят на работу с желанием работать и все свои положенные 8 часов в день посвящают деятельности, направленной на получение необходимого результата. Кто-то пишет много текстов быстро, кто-то работает с глубокими материалами, но все работают.

Федеральная ассоциация немецких издателей газет (Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger e.V.). Объединение одиннадцати земельных ассоциаций газетных издателей, созданное в 1954 году. Его главная задача – представление интересов издателей газет, в том числе при ведении так называемых «тарифных переговоров», когда редакторы и  журналисты договариваются о заработной плате. Еще одна важная функция ассоциации – контроль за независимостью издателей от государственных органов. Ассоциация проводит большое количество конференций и мероприятий, в том числе – вручение одной из главных журналистских наград ФРГ «Премия Теодора Вольфа».

Многие вопросы, важные для отрасли, решаются через ассоциации и объединения, что популярно рассказал представитель Федеральной ассоциации немецких издателей газет участникам медиапрограммы. В Германии действуют региональные ассоциации издателей прессы, которые входят в федеральную, которая, в свою очередь, входит в евросоюзную и всемирную. Темы тарифов, льгот, налоговых привилегий для издателей газет и журналов лоббируются коллегиально, очень постепенно и медленно, с различной степенью успешности. Здесь можно отметить, что немецким издателям необходимо отстаивать свои интересы не только не национальном, но и евросоюзном уровне, так как законодательная база составляется для все зоны EU. В BDZV входят 270 издателей из 330.

По данным BDZV:

Динамика тиражей: 2006 /26 млн ежедневные издания /6 млн еженедельные; 2016/17 млн ежедневные издания/4 млн еженедельные.

Тираж платных газет на 98% распространяется по подписке.

Доходы от печатной версии к онлайн-версии в одном ИД (в среднем): 85% к 15%.

НДС для издателей: 7% (по сравнению с 19% для остальных категорий).

 

Берлинские медиастартапы: молодые и дерзкие

На медиазавтраке в коворкинговом пространстве unicorn.berlin группа издателей встретилась с Джастином Варилеком, автором стартап платформы  hackpack.press и его товарищем, Яном Кенигом, представителем команды hashtagnow.co. Здесь же можно было взять специализированный журнал, целиком и полностью посвященный теме стартапов, он выходит один раз в два месяца и является полноценным многостраничным изданием.

Суть проекта hackpack.press: это сеть для издателей, в которую входят различного рода авторы, фотографы, блогеры, которые очень оперативно могут сделать материал в любой точке мира.
Второй стартап, hashtagnow.co, посвящен отслеживанию тем в соцсетях и фильтрации контента.

В перспективе: создание сети hackpack.press для российских региональных издателей. Разработкой проекта займется «АНРИ-Медиа».

Ощущения от сравнения тонуса традиционных издателей Германии и стартаперов можно выразить одним образом: плывет огромный лайнер, а вокруг него сотни небольших кораблей, шустрых и быстрых, стремящихся первыми прийти в гавань. Именно эта группа издательских проектов работает для аудитории 18-25 – Homeless media. Аудиторию, которая ищет новости и информацию не по бренду, а по доступности, в своей ленте в социальной сети или других аггрегаторах.

Представленные проекты не поразили новизной, в той или иной степени, они реализуются участниками российской группы. Но впечатлила вера в себя, способность хорошо представить свой продукт, легкость и независимость от мнений и пространства, мультиязычность и многонациональность.

 

Отдельной строкой

В рамках программы группа издателей посетила центр «Топография Террора» (Topographie des Terrors). Новое здание (2010 год) центра располагается на месте бывших штаб-квартиры тайной государственной полиции – гестапо, гестаповской тюрьмы и, начиная с 1939 года, – штаб-квартиры имперской службы безопасности. Директор центра Андреас Нахама говорит: «Наш центр наглядно показывает структуры нацистского государства, его центра зла, показывает, как была уничтожена демократия, как был организован и осуществлялся террор». Наверно, было бы здорово, если бы каждый журналист нашей страны посетил этот центр. Да и каждый житель. Чтобы с болью в сердце прочувствовать ответственность за тот мир, который создает каждый из нас.

 

Фото: АНРИ-медиа