Министерство нападения и пропаганды

Russia Today — государственная многоязычная телекомпания — существует уже десять лет. За рубежом эта организация стала основным и едва ли не самым важным «рупором Кремля». Так в чём успех пропагандистской машины, созданной в противовес аналогам — CNN, BBC, Deutsche Welle и прочим, — результат «качественной» господдержки СМИ (бюджет RT на 2016 год, по данным «Ведомостей», составляет 19 млрд рублей) или мастерство её сотрудников?

На фото: Руководитель RT Маргарита Симоньян и гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв на международной конференции в честь десятилетия телеканала RT в гостинице «Метрополь». Москва. 10 декабря, 2015 года

Телевизионная сеть RT сегодня — это три круглосуточных информаци­онных телеканала, вещаю­щих из Москвы более чем в 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках, телеканалы RT America и RT UK, выходящие в эфир из собственных студий в Вашингтоне и Лондоне, документальный канал RT, а также глобальное новостное видеоагентство RUPTLY, предлагающее эксклюзивные материалы телеканалам всего мира. В 2014 году RT запустила информационный портал на немецком, а в 2015 году — на французском языке.

На сайте RT говорится, что 70 млн человек смотрят её программы каждую неделю, при этом половина из них делают это ежедневно. Более 36 млн человек смотрят телеканал в десяти европейских странах каждую неделю, где по результатам исследования* он в пятёрке крупнейших пан-региональных новостных каналов. RT — также и в пятёрке самых популярных международных новостных каналов в США, а его аудитория превышает 8 млн зрителей в неделю.

Михаил и Маргарита

О создании Russia Today 6 июня 2005 года объявил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Он же сформулировал и главную задачу: способствовать формированию положительного образа России у зарубежных зрителей. «Я прекрасно помню эти декларативные заявления, — рассказывает бывший политический обозреватель «Итогов» Андрей Камакин. — Тогда пресс-секретарь президента Алексей Громов** и экс-министр печати Михаил Лесин*** чуть ли не клялись, что проект абсолютно лишён пропагандистской направленности. При этом сообщалось, что RT будет финансироваться из федерального бюджета, а его учредителем становилось государственное информационное ­агентство «Новости».

Вот и «свежеиспечённый» главный редактор канала Маргарита Симоньян заверила коллег, что Russia Today станет едва ли не образцом свободы слова. Кстати, уже тогда некоторые в шутку называли этот проект «Мастер и Маргарита XXI», намекая на его куратора Лесина и очаровательную тележурналистку из Краснодара, которой было всего 25 лет, неожиданно для всех ставшую главредом. «Я был на той знаменитой презентации, когда взволнованная Симоньян обещала полную беспристрастность и объективность RT, — продолжает Камакин. — Она говорила, что новый канал будет честно и адекватно отражать события, происходящие в России и мире. А главную цель создания Russia Today Симоньян обозначила как «представление более сочной и многообразной картины жизни нашей страны». Забегая вперёд, скажу, что поначалу всё так и было».

* Исследование Ipsos проводилось в 38 странах мира среди выборки, репрезентативной населению каждой страны в возрасте старше 15 лет, с помощью телефонных либо онлайн-интервью, август — ноябрь 2015 года. ** Алексей Громов, бывший пресс-секретарь президента (2000-2008 годы), первый заместитель руководителя администрации президента (с 2012 года). Считается, что в Администрации президента он отвечает за контроль над прессой. *** Михаил Лесин, бывший министр печати и глава «Газпром-медиа», был найден мёртвым 6 ноября 2015 года в отеле Dupont Circle в Вашингтоне.
Эбби Мартин, ведущая Breaking the set, объявила о своем уходе с RT в прямом эфире: «...в своей передаче я не могу и не буду защищать силовое вмешательство России в дела суверенного государства, каким является Украина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия с человеческим лицом

Эфирная сетка RT представляла собой круглосуточные новости, блоки экономических сводок, спортивную информацию и прогноз погоды. То есть канал вполне соответствовал своим зарубежным аналогам, на которые он, кстати, и равнялся — CNN, BBC, Deutsche Welle. При этом более 70% вещания RT составляла международная информация. А если речь шла о событиях внутри России, то их комментировали и обсуждали специалисты, высказывавшие самые разные точки зрения. «Такая подача новостей, безусловно, импонировала западным зрителям, — высказывает свою точку зрения русско-американский публицист, издатель интернет-газеты «Континент» Игорь Цесарский (Чикаго, США). — Они узнавали «новую Россию» именно из передач RT. Большинство репортажей и новостных сюжетов были вполне дружелюбными и носили скорее познавательный, нежели пропагандистский характер. Их авторы старались показывать Россию с человеческим лицом, поскольку западные тележурналисты освещали жизнь в стране ровно наоборот — для них РФ по-прежнему «империя зла». Словом, эфирная сетка канала Russia Today строилась по принципу «мы не такие плохие, как вам о нас ­рассказывают».

К примеру, в США и Западной Европе особым успехом пользовалась программа Breaking the set, название которой можно перевести как «Долой стереотипы!» Её автором и ведущей была американская журналистка Эбби Мартин. Она представляла зрителям альтернативный взгляд на мировые события. Причём делала это талантливо и весьма убедительно. «Я внимательно смотрел почти все эти программы и обратил внимание, что Эбби не навязывает свою точку зрения, — продолжает Игорь Цесарский, — но та энергия и напор, с какими она преподносила информацию, заставляли зрителя верить каждому её слову. К тому же Мартин удачно использовала гостей программы, задавая им выгодные для подтверждения собственного взгляда вопросы. В итоге она получала необходимый спектр мнений, который выглядел объективным и непредвзятым, хотя её изначальная пророссийская ангажированность тоже не вызывала сомнений».

Позитив скандалов

Скорее всего, передача Breaking the set до сих пор была бы в эфире RT, но 3 марта 2014 года Эбби Мартин выступила с резкой критикой в адрес Кремля. В прямом эфире она заявила, что категорически против военной операции, которую Россия готова провести на Украине. «Военная интервенция не может быть цивилизованным способом решения политических проблем, — подчеркнула Мартин. — Разумеется, в своей передаче я не могу и не буду защищать силовое вмешательство России в дела суверенного государства, каким является Украина. Я говорю об этом прямо и решительно». Ведущая также добавила, что сочувствует всем украинцам, которые оказались проигравшими в «кровавой шахматной игре мировых держав». «Кроме того, хочу отметить, — резюмировала Эбби, — что моя работа на RT вовсе не предполагает отсутствие журналистской независимости. Я всегда высказываю свою точку зрения, даже если она идёт вразрез с ­редакционной политикой».

Примечательно, что не менее громкое заявление вслед за Мартин сделала и другая журналистка Russia Today. 6 марта 2014 года о своём уходе с канала по идеологическим соображениям объявила ведущая американского бюро RT Лиз Уол. Она также сделала это в прямом эфире. Спустя четыре месяца её примеру последовала и собственный корреспондент Russia Today в Лондоне Сара Фёрт, которая не согласилась с ангажированным освещением катастрофы «Боинга-777» в небе над Донецкой ­областью.

Маргарита Симоньян поспешила объяснить действия своих подчинённых «саморекламой и желанием создать международную шумиху ­вокруг вполне обыденного перехода на ­другую работу».

Как ни странно, после громких увольнений и отставок Russia Today ещё больше нарастил аудиторию, обрёл уверенность и уже не стеснялся быть «ангажированным». «Сейчас это откровенно пропагандистский канал, который и не скрывает своей политической миссии, — констатирует Андрей Камакин. — В то же время это мощный антизападный информационный ресурс, жёстко критикующий политику США и Евросоюза. Кто-то из острословов назвал RT «министерством нападения и пропаганды». Думаю, это абсолютно точное определение нынешнего статуса этого телеканала».

Концепция и её воплощение

Показательно, что RT удалось пригласить на работу сразу несколько всемирно известных журналистов и ведущих, среди которых Ларри Кинг, Питер Лавель, Оксана Бойко, Макс Кайзер, Анисса Науэй, Эндрю Фармер, Софико Шеварднадзе, Тим Кёрби. «Они успешно играют роли якобы независимых толкователей событий, экспертов, репортёров и тем самым повышают престиж Russia Today в глазах миллионов зарубежных зрителей, — убеждён Игорь Цесарский. — Не случайно по итогам 2015 года RT стал гораздо более популярным, чем все остальные иностранные каналы, доступные в таких городах Соединённых Штатов, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Бостон. Социологические исследования также показали, что, например, в Вашингтоне программы Russia Today смотрят в 15 раз больше зрителей, чем немецкий государственный канал Deutsche Welle. В Великобритании ежедневная аудитория RT составляет 2 млн человек. Я уж не говорю о том, что «кремлёвский рупор» обошёл всех своих конкурентов и в интернете». По мнению Цесарского, концептуальная задача, поставленная перед руководством Russia Today, ­выполняется на «отлично».

антиамериканская позиция стала лейтмотивом буквально каждой программы RT, но это позволяет каналу завоёвывать новых сторонников

Бешеные деньги

Сугубо антиамериканская позиция стала лейтмотивом буквально каждой программы RT, но это позволяет каналу завоёвывать новых сторонников. К тому же телеканал имеет огромное государственное финансирование и может позволить очень ­дорогостоящие проекты.

Подтверждением этому служит опубликованный в декабре 2015 года Минюстом отчёт о расходах НКО «ТВ-Новости», которая управляет телеканалом Russia Today (ссылка на этот раздел сайта министерства сегодня недоступна, но цифры из отчёта были обнародованы РБК и другими СМИ). Из него следует, что в 2014 году канал потратил 11,74 млрд рублей государственных денег. А годом ранее — 12,9 млрд. Кроме того, сообщалось, что расходы RT в 2015 году обошлись казне в 18,2 млрд рублей, а по данным газеты «Ведомости», в 2016 году RT получит от государства 19 млрд рублей (больше только у ВГТРК — 24 млрд руб­лей). Получается, что с 2005 года расходы на содержание канала возросли более чем в десять раз. Понятно, что российское правительство легко идёт на подобные траты, поскольку Russia Today являет собой пример эффективной господдержки СМИ.

Растущая популярность заставила конкурентов RT пересмотреть свою редакционную политику. CNN принялась регулярно опровергать точку зрения RT на те или иные глобальные события. Ту же тактику начали использовать ВВС, Deutsche Welle и Euronews. «Мировые лидеры информационного вещания откровенно проморгали появление мощного ­соперника», — считает ­Андрей  ­Камакин.

Противники не дремлют

Ещё одним важным свидетельством успешной работы RT можно считать слушания в комитете по международным отношениям Сената США в ноябре 2015 года, которые были посвящены «борьбе с российской информационной угрозой и опасно растущему влиянию телеканала RT на американских зрителей». Вице-президент Центра стратегических и международных исследований США Хизер Конли даже заявила, что «нас ждёт долгий и тернистый путь, прежде чем мы станем настолько же вездесущи и влиятельны, как современная Россия. И я отдаю должное Кремлю, который создал мощное подразделение телеобороны, способное умело защищать и популяризировать политику президента Путина».

В свою очередь член Совета управляющих по вопросам вещания США (BBG) Леон Аарон призвал сенаторов «не сгущать краски»: «На мой взгляд, Russia Today отнюдь не всемогущий монстр, который всех вводит в заблуж­дение, — отметил он. — Понятно, что для успешной борьбы с русской пропагандистской машиной нам понадобятся немалые деньги, время, талант целеустремлённость».

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что сегодня телеканал Russia Today стал лидером для многочисленной зарубежной аудитории (по разным оценкам она составляет до 700 млн зрителей), которая критически настроена к Западу в целом и США в частности. Как говорил в своё время президент Рейган, «современная пропаганда — это монолог, который не ищет ответа, ему нужно только эхо…» 


мая 31, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал