На «Почту» надейся, а сам не плошай!

Под таким девизом сегодня работают и федеральные, и региональные, и местные издатели. О том, как развивают систему альтернативного распространения в издательском доме «Республика Башкортостан», объединяющем все государственные печатные СМИ региона, ЖУРНАЛИСТУ рассказал начальник отдела подписки и розницы холдинга Павел Быков

Ещё совсем недавно в рес­пуб­лике функционировали более ста государственных унитарных предприятий, редакционно-издательс­ких комплексов и казённых предприятий. Все эти предприятия были реорганизованы и присоединены к ГУП РБ Издательский дом «Респуб­лика Башкортостан» в соответствии с распоряжением правительства Башкортостана от 15 декабря 2014 года.

Необходимость данного объединения была вызвана стремлением повысить эффективность деятельности государственных печатных СМИ. Создание новой структуры стало возможным благодаря инициативе Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан, которое выступило в качестве учредителя Издательского дома ­«Республика Башкортостан».

Когда мы едины

Издательский дом — коммерческая организациея с широким спектром видов деятельности в издательско-­полиграфическом секторе, журналистике, рекламной сфере, в оптовой и розничной торговле, в сфере оказания услуг, производстве изделий из картона и бумаги, обработке втор­сырья и многом другом.

На сегодняшний день в состав нашего холдинга входят 77 филиалов, расположенных в каждом городе и районе на всей территории Башкортостана. Мы издаём 165 печатных СМИ, в том числе 148 газет. Из них 84% — ​районные и городские газеты, 16% — ​республиканские газеты.

При таком количестве выпускае­мых печатных СМИ, естественно, одной из важнейших задач для нас является эффективное распространение наших изданий. Решением этой задачи в издательском доме «Республика Башкортостан» занимается отдел подписки, розницы и логистики, ­который появился в августе 2015 ­года.

Альтернативы нет

Когда в 2014 году «Почта России» прекратила получать дотации и подпис­ка резко подорожала, тиражи у многих издателей стали стремительно падать. Мы смогли избежать обвального падения тиражей, потому что уже задолго до наступления кризиса многие наши филиалы активно занимались развитием альтернативной системы подписки.

В ряде районов появление альтернативной системы распространения было вызвано жизненной необходимостью, потому что, к сожалению, поч­товики во многих этих районах перестали функционировать достаточно эффективно. Поэтому там издателям пришлось взять дистрибуцию в свои руки ещё 15–20 лет назад.

Так, например, в Янаульском филиа­ле альтернативная система распространения была внедрена в 1998 году. Сегодня там работают 36 распространителей и 6 пунктов выдачи, через которые распространяется 6600 экземпляров. В Сибайском филиале силами 21 распространителя доставляется 6 тыс. экземпляров. В Учалинском и Белорецком информационных центрах распространяется по 4 тыс. экземпляров. Здесь альтернативным распространением стали заниматься с 1999 и 2001 года соответственно. В Октябрьском филиале (альтернативная система с 1999 года) работают 30 распространителей и 3 пункта выдачи, через которые распространяется 9000 экземпляров. В Туймазинском (альтернативная система с 2000 года) 7900 экземпляров доставляют 28 распространителей. А в Дюртюлинском информационном центре, где внедрение альтернативной системы распространения произошло ещё в 1995 году, всего лишь 9 распространителей доставляют 4100 ­экземпляров.

В общей сложности сейчас у нас работают 195 распространителей, а доля тиража, который мы распространяем по альтернативной подписке, заметно выросла. В 1-м полугодии 2014 года через «Почту» распространялось 85% тиража газет и журналов, выпускаемых теперь уже нашими филиалами. Год спустя — ​около 80%. Согласно данным на 1-е полугодие 2016 года, мы уже почти 30% тиража (110 тыс. экземпляров.) распространяем по альтернативной системе. Из них 100 тыс. распространяем через альтернативную подписку, 4 тыс. — ​­через электронную ­подписку и 6 тыс. — ​в розницу.

 

В ряде районов появление альтернативной системы распространения было вызвано жизненной необходимостью

Совместными усилиями

Разумеется, бОльшая часть тиража всё равно приходится на «Почту». Пусть немного, но всё-таки увеличить подписной тираж в целом по сравнению со 2-м полугодием прошлого года нам помогла совместная работа с «Почтой России». Мы стали проводить различные конкурсы, причём не только с отделениями связи, почтальонами и с начальниками почтамтов, но и с подписчиками — ​и впервые ­сделали это централизованно.
Например, мы провели такой интересный конкурс, как «Приз каждую неделю». Каждую неделю в апреле в редакциях республиканских, ­районных, городских газет и журналов проводился розыгрыш призов среди подписчиков. Для участия в конкурсе нужно было оформить подписку на республиканское, районное или городское издание издательского дома «Республика Башкортостан» не менее чем на шесть месяцев 2-го полугодия 2016 года. В этом конкурсе приняло участие порядка 15 000 человек, и более 5000 были награждены призами. Призы были недорогие, но практичные: теп­лица, укрывной материал, пульверизатор, мангал, шампуры, решётка-гриль, туристический раскладной стул, набор для пикника, набор для бани и т. д.

 

Остаёмся в онлайне

Учитывая требования времени, нами был взят курс на модернизацию и обновление имеющихся ресурсов. Информационный портал rbsmi.ru призван значительно упростить и усовершенствовать взаимодействие с потенциальными рекламодателями, с поставщиками товаров и услуг, а также открыть доступ к полезной информации, которая касается работы ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», всем пользователям интернета.

Пока сайт работает в тестовом режиме, а в полном режиме он должен заработать в 1-м полугодии 2017 года. Но уже сейчас на этом ресурсе запущена система электронной подписки на наши газеты и журналы, которая позволяет читательской аудитории получать информацию альтернативным способом, используя возможности ­технического ­прогресса.

Теперь у читателей появилась возможность подписаться как на бумажные, так и на электронные версии наших изданий, которые можно читать и на персональных компьютерах, и на планшетах, и на смартфонах. Мы надеемся, что система электронной подписки поможет нам удержать тиражи и преодолеть кризис.

Кроме того, на этом сайте можно сделать заказ на полиграфические услуги и осуществить централизованное размещение рекламы.

 

Ноу-хау нам поможет

Повышенное внимание мы стали уделять продажам в розницу. Мы договорились с «Почтой России» и теперь продаём в отделениях связи районные газеты. Но реализовывать наши местные издания в магазинах стало для нас проблемой: такие газеты стоят недорого — ​сетевикам ­неинтересно.

И мы разработали такой проект, как вендинговое оборудование для продажи районных и городских газет. Торговые автоматы по ­продаже ­прессы, которые можно видеть в крупных городах страны, стоят очень дорого, они все требуют электричества, не так просты в эксплуатации и обслуживании. Мы же придумали простой механический аппарат, который работает по принципу ­автомата по ­выдаче бахил.

Это разборная металлическая конструкция, которая состоит из подставки и контейнера, в который загружается пачка газет. Аппарат может регулироваться по высоте, в зависимости от того, сколько контейнеров (1 контейнер = 1 газета) предполагается использовать. Сам контейнер не нужно обклеивать — ​вокруг него (и вокруг подставки тоже) устроены специальные пластиковые карманы для размещения информации. Это полезно и удобно как для рекламодателей, так и для привлечения покупателей, и, соответственно, подписчиков (потому что розница влияет на подписку тоже).

Покупка газеты происходит функционально: опускается монета, ­крутится ручка — ​и газета выходит в лоток. Максимально допустимая цена за одну газету — ​30 рублей (то есть три монетки по 10 рублей). Аппарат снабжён датчиком, информирующим о том, что в контейнере закончились газеты.

Главный плюс этого вендингового аппарата заключается в том, что его можно поставить где угодно. Мы, например, договорились с сетевыми магазинами, что будем ставить его не в кассовой, а в предкассовой зоне. И таким образом во многих населённых пунктах, где есть серьёзные трудности с распространением, с киосковыми сетями, мы решили поднять наши розничные тиражи. Потому что на самом деле розница — ​это наше ­будущее, и её надо развивать.
 

Справка

ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» — ​крупнейшее предприя­тие Башкортостана, объединяющее все государственные печатные средства массовой информации региона и соответствующую инфраструктуру. Сегодня холдинг издаёт 148 газет и 17 журналов. Совокупный разовый тираж этих печатных СМИ составляет 400 тыс. экзепляров.

Механический автомат по продаже газет в розницу

Вендинговый аппарат представляет собой полностью энергонезависимую конструкцию (оплата и выгрузка газеты покупателю происходит механичес­ким путём): металлический контейнер с люком для загрузки печатной продукции (с возможностью регулировки механизма выдачи газеты по толщине издания) и лотком выдачи оплаченной продукции. Оборудование предназначено для установки внутри помещений.

 

Фото: shutterstock.com, rbsmi.ru

Авг 23, 2016
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно