Научиться считать

Два непредвиденных обстоятельства сопутствовали мониторингу эфира по заданию редакции. Первое. Министерство образования решило с 1 сентября ввести в школах курс экономического ликбеза для детей. Второе. Представители политических партий, взрослые дяди и тёти, участвующие в августовских предвыборных теледебатах, демонстрировали поистине дремучее невежество в финансовой сфере. Они в популистском раже с невероятной лёгкостью обещали многократное увеличение зарплат и пенсий, ни на минуту не задумываясь, откуда берутся деньги и как их считать.

Тут именно я понял, что самое время поговорить о телеканале РБК, единственном в России целиком посвящённом вопросам экономики и финансов. Не слишком, правда, массовом и, кроме того, откровенно третируемом более успешными коллегами по телерынку. Теми, что гонят с утра до вечера низкопробные сериалы, пробавляясь стиркой грязного белья знаменитостей да пышными, безвкусными шоу. И при этом ведут назойливую, заказную политпропаганду, где торжествуют громкие, обычно пустые, словеса, а вот факты и цифры, в особенности те, что связаны с экономикой, они либо умалчивают вовсе, либо откровенно искажают.

Канал РБК, скажу сразу же, не отличается чрезмерной смелостью. Он не ведёт прямой полемики с госканалами, сознательно избегает самых острых политических тем, чурается далеко идущих социальных выводов. Даже итоговая еженедельная программа, четвертьчасовая «Истории недели», по откровенному самопризнанию канала, оказалась самой короткой (и, возможно, добавлю, кроткой) среди всех подобных.

Сила РБК — цифры и факты, а не безапелляционные суждения или категоричные выводы. Другое дело, что, как говорил когда-то классик, «факты — упрямая вещь», и сообщённые «тихим голосом» реальные, почерпнутые из открытых, подчас даже официальных источников, данные производят на зрителей, способных к сопоставлениям и умозаключениям, ошеломляющее впечатление.

РБК, как и все подобные информационные телеканалы, построен по простейшему, многократно проверенному в мире и у нас образцу: получасовой шаг кратких новостей-пятиминуток, между которыми, кроме обильно представленной в эфире рекламы (куда ж нам без неё, родимой?!), расположены журналистские материалы. Они, как нетрудно догадаться, ограничены размерами «окна» между одним выпуском новостей и другим.

Даже у передач, занимающих всё это пространство (а их немного), хронометраж получается небольшой, всего 18– 19 минут. Для такой серьёзной, имеющей на канале особые права программы, как «Система ценностей» Ирины Прохоровой, где автор обращается к самым разным темам — от мифа о вреде ГМО (30.07) до нынешнего увлечения брендом Сталина (10.09), — времени явно не хватает. Приходится делать выпуски с продолжением, что, конечно, вряд ли можно считать полноценным решением проблемы.

Другие же авторы, напротив, ухитряются в пространство между информационными выпусками втиснуть даже по два выпуска своих, чаще всего цикловых передач. От этого, понятно, страдает основательность раскрытия темы, зато выигрывает эффектность её подачи. Постоянные ведущие рубрик — Андрей Левченко («Ракурс»), Павел Демидович («Реальная экономика»), Елена Хрупова («Лидеры рынка»), Кирилл Токарев («Дело») и некоторые другие — умеют сразу же, не теряя времени, сформулировать тему, задать экспертам, участникам её обсуждения, точные вопросы, предоставить слово сторонникам противоположных мнений.

Каналу удаётся в любой, самой банальной теме обнаружить новый, что в особенности ценно, экономический аспект. От этого давно знакомый материал начинает выглядеть по-новому. Свежо прозвучал в дни, когда отмечалось 25-летие ГКЧП, выпуск «Экономика переворота» (21.08). А назавтра «Экономика Олимпиады» (22.08) оказалась ещё и довольно полезной в свете предстоящего в России чемпионата мира по футболу.

Каналу удаётся в любой, самой банальной теме обнаружить новый, что в особенности ценно, экономический аспект

Притом что не привыкшему к экономической проблематике зрителю некоторые передачи канала могут, пожалуй, показаться сложноватыми (а кому-то даже и скучноватыми!), многие из них, не теряя своей экономической серьёзности, сознательно ориентированы на каждого из нас. Ищут понятные всякому аспекты темы. Постоянно предлагают проголосовать в интернете за варианты решения обсуждаемой проблемы, показывают сюжеты, в которых экономика становится понятна каждому.

Такой стала передача, посвящённая четырёхлетию пребывания России в ВТО (23.08), куда наша страна попала после многолетнего ожидания и немалых международных осложнений. Удивительное дело: очень многие сегодня вынашивают идею выхода из этой организации. Подобной позиции, так случилось, придерживались и собеседники ведущего. Ему, возможно, хотелось сказать этим людям, что те пытаются повернуть движение времени вспять. Вместо этого он показал в эфире карту мира, где оранжевым цветом были выделены страны — члены ВТО, а зелёным — те, что ещё туда не вступили. Увиденное произвело сильнейшее впечатление: зелёные пятнышки были едва различимы.

А ещё канал регулярно возвращается к теме доходов населения, которые в последнее время постоянно падают. В программе «Богач — бедняк: разрыв увеличивается» (28.08) на конкретных цифрах показаны параметры тревожного процесса. Сравнение с зарубежным опытом, где также усиливается имущественное расслоение, не приносит успокоения. И снова в понимании ситуации помогли конкретные цифры. Авторы сообщили официальные данные: 84% населения страны имеют доход менее 45 тыс. рублей в месяц. Онлайн-голосование среди зрителей в интернете подтвердило отношение аудитории к острой проблеме.

Иногда, впрочем, чувствуется желание телевизионщиков с РБК соперничать с телевизионными грандами в возгонке рейтинга. То нам сообщают о солисте ансамбля «Дискотека Авария», что тот приобрёл химчистку (21.08), то в специальном репортаже, выразительно названном «Дело вкуса», показывают в подробностях рестораны, открытые популярным певцом Стасом Михайловым и не менее известным телеведущим Сергеем Светлаковым (08.09). Приведённые тут же цифры разорившихся в последнее время питейных заведений должны бы, казалось, отрезвить и авторов, и зрителей, но желание удивлять (и удивляться) оказалось сильнее.

Особое место в вещании канала занимают бегущие строки. Их две. Одна, нижняя, приводит текущие котировки разных компаний, нужные бизнесменам. Другая, что повыше, обращена ко всем зрителям. Она сообщает те горячие новости, которые не успели ещё обрести экранного воплощения. Или — остались без должного внимания из-за того, что носят местный характер. Хотя — достойны интереса. Так, узнав о том, что в столице создано движение противников градостроительной политики московских властей (30.08), я загорелся желанием как можно скорее присоединиться к нему и сетовал, что в бегущей строке не были указаны координаты этой организации.

Очень многие сообщения бегущей строки, как и это, не находят отражения в журналистских материалах канала. Иногда кажется, что нижняя часть кадра — своего рода «государство в государстве», работающее вне связи с каналом. Когда в течение двух дней подряд (30, 31.08) в бегущей строке, в отличие от того, что можно было прочитать в кадре, Дилму Руссефф величали «Роуссефф», такое предположение, конечно же, невероятное, находило веское подтверждение.

Потом я начал понимать, что огрехи тут порождены, видимо, спешкой, стремлением всех обогнать, а то и элементарной небрежностью. Отсюда порождённые торопливостью речи фразеологические неловкости текстов (вроде «правозащитники рассказали о мирных жертвах турецких авиаударов в Сирии», 28.08). Или — сообщения о предстоящих чартерах в Анталию, продолжающиеся после того, как они уже начались (30.08). А ещё — загадочная информация того же дня о том, что «ЦБ отобрал у банков 220 млрд лишних денег».

Сведения о разного рода «лишних деньгах» в нашей стране, где у большинства граждан не хватает средств даже на самое необходимое, — как раз то, чего ждёт зритель от такого канала, как РБК. Жаль, что они проходят бегущей строкой, не находя места в тех материалах, что принято называть журналистским расследованием. Было бы, полагаю, интересно узнать, как столичное метро, где проезд с советских времён подорожал ровно в 1000 (!) раз, сумело продать рекламные площади на десять лет вперёд (!) за 22,6 млрд рублей (30.09).

Прочитав об этом в подкадровом пространстве, я хотел бы узнать о сделке во всех её финансовых подробностях. Как гражданин, как налогоплательщик и, в конце концов, как коренной москвич.


Окт 8, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал