Наука и жизнь: управляй мечтой

Доклад доцента кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ Андрея Вырковского о редакционном менеджменте в условиях конвергенции стал настоящим гвоздём программы научно-практической конференции «Журналистика в 2015 году: информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы», состоявшейся на журфаке МГУ в феврале. Ключевые тезисы доклада специально для ЖУРНАЛИСТА прокомментировал его автор

Личные данные

Модель управления процессом создания информационного продукта/медиатекста включает в себя управление журналистом как личностью и профессионалом, управление его трудом и управление его текстом.

По сути дела, менеджмент включает несколько крупных сфер: структуру, планирование, контроль, мотивацию, лидерство и т. д. По крайней мере, некоторые из этих сфер (например, мотивация и лидерство) имеют непосредственное отношение к управлению личностью. Так, эффективно стимулировать сотрудников можно, только чётко представляя их мотивационные доминанты: чего они хотят получить/достигнуть и пр. Это — работа с личностными характеристиками. Поместите человека с ярко выраженной материальной мотивацией в среду, где все работают за минимальное вознаграждение, но заинтересованы в похвале коллег — и сотрудник станет предельно неэффективным. Поэтому никакого противоречия законам творчества здесь нет. Но можно ли управлять творчеством? Можно, если использовать следующие подходы к управлению редакцией:

  • рекомендательный,

  • индивидуально-функциональный,

  • системно-статистический,

  • организационно-структурный,

  • организационно-культурный.

Поскольку на данном этапе мы были сосредоточены на количественных исследованиях, то изучали возможности системно-статистичес­кого подхода. Например, результаты показали, что основным источником тем для подготовки журналистских материалов являются новостные ленты и анонсы событий/мероприятий. Эффективным стимулятором творчества в данном случае будет формализованное требование увеличить долю/количество «необходимых» источников. Это очень неплохо работает, если на руках есть качественная статистика, которая отражает статус-кво и легитимирует, таким образом, требования руководства.

Что касается психолого-мотивационных аспектов управления редакцией, то, согласно исследованию, для сегодняшних средств массовой информации характерна «двойная мотивация» редакционного персонала и проблема лидерства. Кроме того, прослеживается негативная динамика мотивации и удовлетворённости во времени, хотя общий уровень удовлетворённости работой сравнительно высок (7,5 по 10-балльной шкале).

Проблема лидерства заключается в том, что в большинстве российских СМИ (особенно это относится к печати и онлайну) откровенно слабый менеджмент. Мы также имеем этому научно обоснованные подтверждения, но в данном случае я бы сослался на мнение практиков и аналитиков. Ситуация близка к критической. Вторым аспектом этой проблемы является то, что феномен лидерства в СМИ крайне слабо изучен — как в России, так и за рубежом. Нет ни моделей лидера, ни анализа стилей управления — ничего.

О «двойной мотивации» можно говорить, когда между материальными и нематериальными мотиваторами у журналистов нет никакой корреляции. То есть журналист может одновременно быть мотивирован и деньгами, и, скажем, жаждой признания. А может и не быть. Связи между переменными нет — потому при управлении такими коллективами априори нужно предполагать наличие и материальной, и нематериальной мотивации.

В большинстве российских СМИ (особенно это относится к печати и онлайну) откровенно слабый менеджмент

Деньги или любовь?

В ходе нашего исследования мы пришли к таким интересным выводам, что женщины в большей мере, чем мужчины, мотивированы как зарплатой, так и нематериальными мотиваторами, такими как «самореализация», «признание» и «интерес».

Журналисты региональных СМИ, по сравнению с журналистами федеральных СМИ, в большей мере мотивированы как зарплатой, так и признанием и полезностью, а также меньше ощущают психологическую усталость.

Для журналистов онлайновых изданий характерна сильная мотивированность как зарплатой, так и самореализацией, полезностью и интересом. Однако у этих журналистов ощущение комфортности рабочей среды сочетается с нежеланием отдаваться работе сверх положенного.

У молодых журналистов (моложе 30 лет) в наибольшей мере выражено влияние нематериальных мотиваторов. Журналисты среднего возраста (от 30 до 40 лет) в большей мере работают за зарплату и оценивают обстановку в редакции как менее комфортную. Журналисты старшего возраста (старше 40 лет) более прагматичны, сильнее устают, слабо мотивированы как зарплатой, так и нематериальными мотиваторами, однако наиболее привержены работе.

В профессию многие приходят с доминированием идеалистичес­кой мотивации, с желанием через журналистику самореализоваться, а также познавать и менять мир. Пос­ле нескольких лет работы к идеалистической мотивации добавляется прагматическая, когда повышается значимость зарплаты и снижается приверженность работе, готовность тратить на неё нерабочее время и выкладываться без соответствующего вознаграждения. По достижении же определённого момента (10–15–20 лет работы) происходит перелом, и журналист становится «усталым прагматиком», все меньше мотивируемым чем-либо и всё в большей мере просто «дорабатывающим» ввиду неумения или нежелания зарабатывать на жизнь другим способом.

Пока работа журналиста под влиянием конвергенции трансформировалась незначительно
Справка

В основу доклада «Редакционный менеджмент в условиях конвергенции: перспективы применения научных подходов» лёг ряд исследований, проведённых Андреем Вырковским в 2013–2014 годах, а также крупное исследование «Структура работы российского журналиста и редактора», выполненное сотрудниками факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (А. В. Вырковский, А. В. Колесниченко, М. Ю. Галкина, А. Ю. Образцова, С. А. Вартанов) по межкафедральному гранту. В ходе последнего в марте-апреле 2015 года было опрошено 129 корреспондентов и редакторов федеральных и региональных печатных и онлайновых изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конвергенция. Бета-версия

Мы провели исследование на базе самохронометража (так называемый метод дневниковых записей — журналисты фиксировали все операции в течение дня в таблицах) и пришли к следующим выводам.

Высокая интенсивность работы современных журналистов-новостников (около 10 часов рабочего времени ежедневно) позволяет предполагать возможность существенной её оптимизации. Исследование говорит о том, что существует возможность создать практически исчерпывающую номенклатуру типовых бизнес-процессов современной новостной редакции. Так, полный список типовых бизнес-процессов составляет примерно 40 единиц. Укрупнение (композиция) бизнес-процессов на базе типологической близости поз­воляет свести их номенклатуру примерно до 20 единиц. Мы полагаем, что дальнейшее их укрупнение нецелесообразно: новые бизнес-процессы начнут терять своё содержание, деятельность в их рамках станет неоднородной. На основании списка типичных процессов можно определить их продолжительность в течение рабочего дня корреспондента, а также рассчитать их среднее число.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что наиболее «времяёмкими» и, очевидно, трудоёмкими процессами являются традиционные операции, характерные для работы журналистов доцифровой эпохи: «написание текста», звонки («звонок ньюсмейкеру», «звонок эксперту»), «интервью/разговор», «участие в мероприятиях/конференции» и пр. Тем не менее значительная часть самых распространённых операций связана с цифровыми возможностями — в частности, поиск темы и информации в интернете.

Также удалось выявить в работе корреспондента присутствие некоторых процессов, связанных с конвергентными практиками — например, «подготовка и выгрузка информации на сайт» или «поиск темы для заметки в социальных медиа». Тем не менее это присутствие очень ограниченно, так как применяют эти процессы немногие. Впрочем, если корреспондент по какой-либо причине начинает внедрять эти рутинные процессы в работу, то делает это очень активно. Это иллюстрирует сильную неравномерность включения конвергентных операций в практику работы редакции.

Исследование показало, что в ходе работы над текстом, журналист тратит на личные интервью и интернет-интервью меньше времени, чем на телефонные интервью. Мы пришли к выводу, что телефон, как это и было последние десятилетия, остаётся основным каналом получения информации (несмотря ни на какую конвергенцию). Также мы наблюдаем явную деградацию самых ценных каналов получения информации — face-to-face интервью и личного наблюдения.

Полагаем, что пока работа журналиста под влиянием конвергенции трансформировалась незначительно. Единственное значимое последствие наступления цифровой эпохи — весьма широкое использование возможностей интернета как источника информации для генерирования тем и непосредственно для подготовки текста.

 

Воля и разум

Почему же средства массовой информации, уйдя в интернет, в своём большинстве до сих пор работают по старинке?

Во-первых, слишком много денег попадает в СМИ нерыночным путём — в частности, через распределение властными структурами. Зачем мучиться, внедряя сложные методики, если можно просто попросить денег? Это основная причина. Во, вторых, СМИ сейчас — не самый маржинальный бизнес, соответственно, в нём мало качественных управленцев, которые хотят и умеют работать хорошо. В-третьих, чудовищная концентрация средств и прочих ресурсов в Москве (а рынок здесь радикально отличается от регионального) ломает всю логику развития системы СМИ, убивает рынок в регионах, опустошает запасы человеческого ресурса. Но есть исключения — издательские дома «Алтапресс» и «Слобода», сеть телевизионных каналов «Первый городской» и пр.

Чтобы редакционный менедж­мент заработал, необходимы устойчивое желание и воля редактора. В любой редакции всё можно поменять к лучшему. Нужно только желание, видение стратегии, управленческая воля и очень-очень глубокое знание своих читателей, сотрудников, их работы, редакционных процессов и медиатекстов, производимых СМИ. 

Фото: shutterstock.com

мая 2, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал