Не бойтесь критики

Первые радости и первые печали. И то, и другое воспринимайте как должное. Сначала вас все будут поздравлять с публикациями (первой, второй, третьей). А потом публикации станут для знакомых и незнакомых ещё одним именем (неважно, в газете или на сайте), и люди будут больше внимания уделять тому, О ЧЁМ вы пишете, КАК вы пишете, ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО вы пишете. Им важны будут перемены, случившиеся после публикаций. Это не обязательно глобальные или местные перемены

Предположим, у вас был репортаж об открытии памятника или даже магазина. Захотелось читателю пойти туда и сравнить свои впечатления с вашими. Если захотелось, то это уже ваша победа. И пусть у читателя сложится совсем другое мнение, пусть он напишет, что памятник заслонил красивый пейзаж, что в магазине нет каких-то продуктов (или это вы так написали, а он не согласен) – дело сделано. Читатели получили новость, проверили её на зуб и сделали свои выводы.

Отклики – цветочки. Одни можно нюхать, другие – не обязательно. Бывают отклики, которые вас научат профессии быстрее учебников. Это если вы напортачили. Помню один трудный репортаж о пуске первого блока строящейся ГРЭС. Облазил там всё, разговаривал со всеми, рассказал, как произошёл реальный пуск агрегата (а это трудная миссия для любого главного инженера, он может ошибиться – и сожжёт генератор). Другие газеты об этом даже не знали. Все написали, как большой начальник нажал на кнопку и, под горячие аплодисменты, зажглась гирлянда из лампочек. Мы и начальника, и кнопку упомянули, но… На летучке мне объявили благодарность. А через час-полтора благодарность сняли и объявили выговор. Почему? Я переставил буквы в фамилии того самого большого начальника, который нажимал на кнопку и зажигал гирлянду. Конкуренты постарались донести это до его ушей.

Постарайтесь избегать ошибок. За некоторые можете вылететь из редакции. Не бойтесь ничего, но ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитывайте свой текст и перепроверяйте фамилии, даты, факты. Но с критикой вы столкнётесь намного раньше, чем с откликами читателей, – в самой редакции. На летучках. В больших редакциях (их сейчас всё меньше) существует ещё конкуренция между отделами за место на газетной полосе. Если ваши материалы оказываются популярными, ждите, что коллеги будут искать блох в ваших текстах. Грамматика, стилистика, неудачные обороты речи – ничто не останется незамеченным. Если лучшие материалы недели или номера поощряются материально, конкуренция будет более жёсткой. Не по злобе, не по неприязни к вам лично или вашим текстам. Таковы правила игры. Отдел – государство в государстве, и он борется за свой суверенитет и за свои победы. Но даже если в редакции всего три человека, где делается всё с колёс и не хватает времени даже на маленькую передышку, всё равно критика на летучке будет жёсткой. Без этого нельзя. Конечно, по старой русской поговорке, «на каждый товар есть свой купец». Но даже если читателю нравится, как вы пишете, он, тем более, не простит безграмотности, неточной цитаты, чего угодно, не простит вам того времени, которое вы поленились потратить на проверку и перепроверку. Не всегда ориентируйтесь на интернет (он, конечно, грандиозное подспорье, но и там полно ошибок, вкусовых трактовок и т.д.).

Но даже если в редакции всего три человека, где делается всё с колёс и не хватает времени даже на маленькую передышку, всё равно критика на летучке будет жёсткой. Без этого нельзя

Но ещё до летучки вы столкнётесь с критикой. Это правка. Неважно, правит ли зав. отделом или главный редактор, или ответственный секретарь (буде такие ещё сохранились). Знал ответсека, который (если материал выходил за рамки оставленного под него места) просто брал и рубил: сначала первый абзац («Там всегда туфта и вода, старик, мыслеформа, занимающая драгоценное место», – говорил он), а потом последние абзацы, хвост («Если у журналиста не была отлита в бетоне основная мысль в самом материале, то с хвоста она обязательно слетит. Это не басня. Нам не нужна мораль», – говорил он).

Не менее противно, когда вам предлагают самим сократить материал вдвое. И вы собственноручно казните вскормленные мозгами и сердцем, выпестованные ваши мысли. Если же вы считаете, что из-за сокращённых кусков сам материал теряет смысл, спорьте, доказывайте. Предлагайте компромисс. Бескомпромиссными будьте только в одном случае: когда вам предлагают изменить принципиальную позицию на беспринципную, когда вам предлагают выбросить какие-то факты, задевающие интересы влиятельного лица или группы лиц, когда ваши идеи заменяют другими. Если вы со всем и всегда будете соглашаться, вас будут править, не спрашивая, вас будут критиковать, не обращая внимания на ваши аргументы. Но помните: прохождение через тёрку правок – лучшая практика. И если вы добились в редакции определённого авторитета, попробуйте завести свой стабильный «огород» – полосу или блок (переписка с читателями, или охрана природы, или производство – неважно). Чаще всего «огороды» воспринимают как данность. Там уже вы редактор.

Фото: shutterstock.com

Фев 5, 2017

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны

Газетный бизнес сжимается быстрее журнального