Нестандартные преобразования

Если вы отвечаете за цифровую трансформацию редакции, а у самого — устаревший мобильный телефон, ваше СМИ ждут неприятности. В этом убеждены зарубежные коллеги, давшие несколько ценных советов тем, кто занимается одним из важнейших направлений редакционного менеджмента

Полезные мелочи

Лиза Маклауд, директор цифровых проектов Times Media South Africa, в прошлом руководившая трансформацией редакции Financial Times и возглавлявшая цифровые проекты News24, полагает, что мелкие изменения, которые вводятся постепенно, способны приносить огромную пользу: «Иногда мелочи могут сыграть большую роль. Например, если вы заставите журналистов писать «сказал во вторник» вместо «сказал вчера», вы разгрузите сотрудников, которым приходится адаптировать материалы под разные каналы распространения».

Лиза Маклауд выделяет пять ключевых шагов, которые следует обязательно предпринять, приступая к цифровой трансформации, особенно в ­небольших и средних редакциях.

1. Пользуйтесь самыми современными мобильными технологиями.

2. Как следует обдумайте, что эффективнее — постепенные мелкие изменения или масштабная трансформация, сопряжённая с высоким риском неудач.

3. Прежде чем приступать к большим преобразованиям, например, к редизайну, детально разберитесь в их процессе и возможных факторах неудачи. Изучите свой инструментарий, мощности, ресурсы и обратите внимание на то, что умеют делать ваши IT-специалисты и разработчики. Обеспечьте им организационную поддержку в плане компьютерной техники и ­обучения.

4. Очень важно, чтобы коллективу ­были доступны ваши планы.

5. Гасите негативную энергию, включая своих самых жёстких критиков в процесс осуществления перемен.

Креативщики важнее

Синклер Стюарт, заместитель главного редактора канадской газеты Globe and Mail, подчёркивает, что его компания постоянно что-то меняет, чтобы не отстать от требований нынешнего рынка новостей, но никогда не жертвует «креативщиками контента» — источником жизненной силы компании. Для того чтобы получить возможность нанимать больше создателей контента, руководство редакции решило полностью отдать на субподряд техническую ­редактуру и правку.

«В чём наше конкурентное преимущество — что у нас 30 человек правят тексты или что у нас 30 человек создают контент? С моей точки зрения, креативщики безоговорочно важнее, — говорит Стюарт. — Традиционный метод распределения заданий журналистам надо пересмот­реть или вообще от него отказаться. Всё стандартное — в топку. Кому нужны 30 фотографов из 30 разных СМИ, которые делают одинаковый кадр с мужиком на фоне фасада? Или журналисты, которые переписывают сообщения информационных агентств?»

До того, как приступать к большим преобразованиям, детально разберитесь в их процессе и в возможных факторах неудачи

На связи с аудиторией

Элисон Гау, инновационный редактор Trinity Mirror Regionals, считает, что главное для любого инновационного проекта — знать свою аудиторию: «Кого вы стремитесь охватить, где они находятся в разное время дня, какими платформами они пользуются, на какие собираются переходить? Соответствует и содействует ли ваша идея общей цели роста и ­ангажирования аудитории?»

Элисон Гау советует пользоваться соцсетями для связи с конкретными группами аудитории; везде, где можно, использовать готовый инструментарий (собственные разработки стоят дорого); а перед тем как делиться с аудиторией новым продуктом, ­сначала испытывать его в редакции.

Слушать и прислушиваться

Вольфганг Крах, главный редактор немецкой Süddeutsche Zeitung, предупреждает редакторов, собирающихся перестраивать работу своих редакций с помощью интеграционных проектов, что сделать это быстро у них не получится: «Мы начали интегрировать и перестраивать две свои редакции — печатную и цифровую — уже больше двух лет назад, и конца этому не видно».

Чтобы избежать в коллективе появления таких чувств, как недоверие, невежество, боязнь увеличения рабочей нагрузки и страх, что в цент­рализованной цифровой редакции будут жертвовать качеством ради скорости, Крах рекомендует сначала дать возможность высказаться всем сотрудникам и только потом начать что-то менять.

«Надо у них спросить: в чём сильные стороны этой рубрики в онлайне и в печати? Какой мы хотим её видеть, и каким требованиям мы должны соответствовать, чтобы этого добиться? — поясняет Крах. — Да, наше издательство в итоге получило единую редакцию и единый бренд, но для этого я в течение шести месяцев каждую ­неделю проводил совещания с учас­тием 150 сотрудников и 13 рабочих групп — контролируемые, модерируе­мые, протоколируемые, а потом ­мирился с ­последствиями». 


мая 30, 2016

Главред альманаха moloko plus — о самиздате и нескучной журналистике

ЖУРНАЛИСТ публикует заключитальную часть отчета Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую, вторую, третью и...

Журналист меняет профессию. Этот стал таксистом-подкастовиком