Образование через медиа

Результаты анализа медиаобразовательной деятельности немецких СМИ, полученные челябинским исследователем будут полезны всем, кто занимается медиаобразовательной практикой.

Выпускница факультета журналистики Челябинского государственного университета Юлия Мальцева (на фото) в рамках культурного международного обмена Au-Pair прошла научную стажировку для молодых учёных в Германии при Кильском университете прикладных наук и исследовательскую практику в отделе «Медиакомпетентность» Открытого Канала Шлезвиг-Гольштейн (OffenerKanalSchleswig-Holstein).

Результаты анализа медиаобразовательной деятельности немецких СМИ, полученные челябинским исследователем будут полезны всем, кто занимается медиаобразовательной практикой.

Медиаобразование в Германии происходит с помощью общественно-правового вещания. Содействие развитию медиакомпетентности значится обязанностью общественно-правовых вещательных компаний. На законодательном уровне разрабатываются документы,обязывающие эти компании пропагандировать основы медиакомпетентности.

Для наглядного примера расскажуо работе общественно-правового телекана­ла для детей и молодёжи KiKA. В прог­раммной сетке канала: детские сериалы, художественные фильмы, программы тематических журналов, информационные передачи и т. д.

По мнению немецких педагогов, ребёнок должен начинать общение с теле­видением грамотно, компетентно. Поэтому одна из главных задач канала — ориентация молодых телезрителей в современном мире медиа. Программы KiKA разделены по возрастным группам: дошкольники, учащиеся начальных клас­сов, школьники от 10 до 13 лет. В сетку вещания программ детского телеканала не входит реклама. Также свободен от рекламы и сайт KiKA.de.

Интеграция и включение детей и молодёжи с миграционным фоном (Migra­tion­shinter­grund) в немецкую повседневную жизнь выдвинуты на первый план. Создаются разнообразные детские телепроекты,например, программа выходного дня «Жить вместе» («Zusammenleben»). Это весёлая, документально-худо­жественная передача канала KiKA, в ко­торой рассказы­вается о культурах, о людях, особенно — о детях с миграционным фоном, социаль­ной и физической дискриминацией. Документальная программа о детях из разных уголков планеты «Посмотри на мой мир» («Schau auf meine Welt») входит в программу передач различных общест­венных каналов союза ARD.

Одним из самых значительных теле­визионных проектов, направленным надетскую и молодёжную аудиторию, можно считать программу Западногерманс­кого телерадиовещания (Westdeutscher Rundfunk) «Девять с половиной» («Neuneinhalb»). За девять с половиной минут репортёры освещают актуальные темы об­­щественной и политической жизни, отвечают на вопросы зрителей. Темы, выносимые на обсуждение, различны — от энергосбережения до шопинга, от школьных будней до израильско-палестинского конфликта и протестов на Украине.

На сайте этой программы работает «Школа новостей» («Nach­richtschule»), здесь телезрите­ли могут найти советы по подготовке информационных программ. Заполнив формуляр, можно стать участником программы, снять собственный фильм или выпуск новостей.

Общение с аудиторией является важным компонентом медиаобразовательной политики. Для общения на теле­канале создана специальная редакция (Zu­schauer­re­dak­tion). Зри­тельская редакция KiKA — особое отделение, персонал состоит из опытных сотрудников с медиапедагогическим образо­ванием. Ежемесячно редакция получает 25 тыс. сообщений, писем, факсов, из которых больше половины — рисунки и разнообразные творческие работы зрителей. На все письма редакция отвечает. Кроме того, дети получают письма благодарности.

Дети проявляют большой интерес к телевизионным проектам. Например, для участия в шоу-викторине «Лучшие классы Германии» («Die beste Klasse Deutsch­lans») ежегодно поступает более тысячи заявок от школьников. Телевизионный канал «Das Erste» и «KiKA» разыскивают лучшую школьную команду. Каждый год порядка 32 команд 6–7 классов всех Феде­ративных земель борются за звание «Лучший класс Германии». В качестве приза класс-победитель отправляется в путешествие в один из европейских городов. Ежегодно в акциях KiKA «Делаем вместе» («Mitmach») участвуют 24 тыс. детей.

Дети, имеющие желание общаться, заводить новые знакомства, могут вступать в контакт с редакцией канала, ведущими программ, ровесниками, знаменитостями на интернет площадке KiKA.de.

Редакция детского канала KiKA общается со своими телезрителями не только при помощи почты и телефона. Группа медиапедагогов подготовила для активных зрителей медиаобразовательные проекты, в рамках которых порядка 10 тыс. детей ежегодно имеют возможность попасть за кулисы программ KiKA. Редакция для трёх возрастных групп телезрителей проводит дни посещений телестудии канала в городе Эрфурт. Все медиаобразовательные проекты являются бесплатными.

KiKA приглашает учащихся начальной школы принять участие в мастер-классах и экскурсиях по телецентру. Как выглядит студия, что происходит в режиссуре, как работает зрительская редакция канала — сложный мир телекомпании становится близок и понятен детям. Учеников начальной школы во время посещения канала обучают основам создания мультипликационных фильмов. Для каждого фильма нужна история, которую дети, как правило, придумывают самостоятельно. История должна быть короткой, так как продолжительность фильма не может превышать трёх минут. Далее дети занимаются «раскадровкой» истории. Чем больше движений в картине, тем увлекательней будет весь фильм. За творческим процессом следит ведущий.

Знакомство с медиаобразовательной деятельностью Германии убедило меня в том, что это создаёт благоприятные условия как для развития системы образования, так и для становления качественных средств массовой информации и коммуникации. Население, пройдя через «медиаработу» и усвоив стандарты социально ответственных медиа, предъявляет соответствующие требования к медиаиндустрии («социальный заказ общества на качественную журналистику»), которым она вынуждена соответствовать. Таким образом обеспечивается взаимодействие различных социальных институтов в системе «СМИ—общество—образование».


Фев 23, 2016
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Редакции сразятся за лучшее освещение документов об убийстве Кеннеди
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания