Оглядываясь назад

Размышляю о своём, личном, о районной газете, с которой прожила бок о бок 25 лет. Которая стала для меня живым существом — родителем, сестрой, другом. Характер которой хорошо известен через колебания тиража, отклики читателей, активность рекламодателей. Которая радует яркими публикациями и огорчает проходными материалами. Которую, как архаичный продукт, вот уже десять лет хоронят досужие эксперты — знатоки медиапрогресса и регресса. О которой злословят в интернете, которую «никто уже и не читает», но которая, несмотря на всемирное падение интереса к чтению, имеет самый большой подписной тираж в районах. Уж простите, выше, чем у достопочтенных федеральных и краевых изданий, где творят мэтры журналистики. Районные газеты только ленивый (но заинтересованный) не упрекнул в паразитировании на бюджете, творческом кризисе. Все подряд дают снисходительные советы: мол, нужно учиться зарабатывать, «как-то меняться» и вообще, «районщиков давно нужно поставить в стойло», то есть в равные условия со всеми.

Наши газеты, рождённые революцией, имели государственный статус. И имена у них сохранились социалистические: «Огни Кубани», «Знамя труда», «Рассвет», «Вперёд», «Прикубанские огни». И это замечательно! Редакторы и коллективы, защитившие исторический бренд в 1980–1990-е годы, когда разрушался строй, поступили мудро. Ничто так не объединяет эпохи и поколения, как газеты, которым по 80–90 лет. Районки, являющиеся идеологичес­ким продуктом, дотировались государством, которое час­тично покрывало расходы на бумагу, печать и доставку. Редакции жили творчеством, не думая, как написать платный материал. Только несведующий человек утверждает, что советские газеты были скучны, кондовы, неинтересны. Раз в год обязательно перелистываю архивные подшивки «Огней Кубани» и наслаждаюсь разнотемьем, многожанровостью. Газета была доступна по цене и приходила в каждый третий дом.

Сменилась формация. От федерального закона, который гарантировал поддержку СМИ, государство отказалось. В газетах Краснодарского края изменилась организационно-правовая форма собственности, а три года назад ГУПы преобразовали в ООО, в самую что ни на есть неподходящую структуру для редакций, штатом в 12–15 человек, с небольшим бюджетом, растущими почтовыми тарифами, сокращающимся рекламным полем. Во главу требований, ясное дело, был поставлен бизнес, а стало быть — прибыль. И департаменты края стали предъявлять требования к маленьким редакционным ООО, как к крупным корпорациям: убытков — ни-ни, ревизионные проверки трижды в год — два раза департамент информационной политики, один раз департамент имущественных отношений. Главный бухгалтер, который в штате редакции, как обычно один, работает как робот, не переводя дух и без отпусков. Мы горько смеёмся: наши редакции зарабатывают меньше денег, чем представляют отчётных документов. О дотациях, субсидиях и другого рода финансовых вливаниях государства нет и речи. С районными администрациями наши общества работают по контракту на информационное обслуживание. Под ним подразумевается обязательное опубликование официальных документов муниципалитета и материалов разъяснительного характера. Стоимость квадратного сантиметра газетной площади рассчитывается по специальной формуле. Суммы в рядовых районных газетах обычно небольшие. Поверьте, муниципалитеты умеют считать деньги и не отваливают газете жирные куски бюджетного пирога. Так что демагоги, со знанием дела утверждающие, что районные газеты присосались к бюджету, — занимаются своей демагогией.

Нужно отдать должное департаменту информационной политики Краснодарского края — под началом больших профессионалов в своё время он научил нас коммерческой деятельности. Мы давно умело работаем с рекламодателями, предлагая интересный дизайн, специальные проекты, имиджевые публикации. Газетчики сегодня мастерски представляют свои издания, поддерживая интерес читателя. Мы в Кропоткине, к примеру, проводим Масленую неделю. «Огни Кубани», угощая блинами, подписывают на газету, а в придачу к абонементу наделяют читателя мукой, сахаром, маслом. Лучших почтальонов премируем сертификатом на отдых, бытовыми приборами. В Гулькевичи редакция много лет собирает сотни людей на широкую акцию «Пасхальный кулич», в Тамани под Новый год на День подписчика раздают мандарины. Районные издания накопили уникальный опыт позиционирования. Но главное — это, конечно, содержание газет. И опять нас хлещут по лицу: выгораживаете власть. И тут ошибочное представление о деятельности районки. В основе публикаций районных газет стоит обычный человек и то, что он имеет в результате деятельности власти. Мы исследуем, как эта власть заботится о качестве его жизни. И совершенно необязательно для газеты по поводу и без него рвать на части начальство, доказывая, что ты — не ангажированная пресса. Свобода слова — в справедливости и объективности издания. Наши районки получают правительственные премии, им присуждают гранты, их признают, они награждаются дипломами на Всероссийских профессиональных конкурсах. О каком творческом кризисе идёт речь? И опять открываю подшивку «Огней Кубани», но уже 2013–2014 годов. Публикации, которые ещё вчера казались обыденными, спустя время воспринимаются по-новому. Люди, проблемы, позиция.

При этой абсурдной ситуации районная газета остаётся эдаким островком социализма в обществе

Газетчики-районщики — самая неприхотливая журналистская братия. Даже, несмотря на вынужденно снижаемые размеры гонораров и доплат, они всегда в деле: день отработают, вечером беспрекословно спешат на какой-нибудь скандальный сход граждан, молодёжный флешмоб, выставку работ прикладников. Отказ от работы в выходные дни — даже не обсуждается. Между встречами и написанием текстов корреспонденты ещё и подписку оформят. Я посчитала, что четыре творческих сотрудника нашей районной газеты подписывают больше, чем 60 почтальонов Кропоткинского почтамта. Но нам главное вовремя рассчитаться с почтой. Её тарифы, как известно, в 2014 году выросли вдвое, что и вогнало наши предприятия в убытки. Вот и считайте: стоимость подписного комплекта «Огней Кубани» — 444 рубля, почте за услугу мы отчисляли 60%, нам, производителям, остаётся 40%. Это на печатание газеты, зарплату, налоги, содержание техники, расходные материалы. А у кого-то из районных изданий каталожный процент и того меньше.

В апреле отдаём почте очередные 15%: вновь повышаются почтовые цены. В минус идём стремительно. Но не забывайте: допускать убытков — ни-ни!

Что делать? Скажете, покрывать экономические прорехи доходами от рекламы? Но уже никакие виртуозные предложения и проекты для рекламодателей не обеспечат расходов на производство и доставку газет. Наш провинциальный промышленник и частный предприниматель в период кризиса закрывается от длинных рук нашего менеджера по рекламе железной стеной отказа. В этом тексте задаю извечный вопрос: что делать? Ответа никто не даёт. При этой абсурдной ситуации районная газета остаётся эдаким островком социализма в обществе. Это когда в редакцию идут и идут представители бюджетных организаций и государственных органов со строгими предписаниями и директивами своего руководства: опуб­ликовать в газете! Когда начинаешь объяснять, что за отчётные материалы, объявления нужно платить, и вот на то и прайс-лист, в глазах — непонимание, недоумение, недоверие: «Вам же дают деньги, а у нас на разъяснительную кампанию не заложено…» «Кто даёт?!» — готова заорать я и на тех, кто стоит в очереди у меня за дверями кабинета, и на тех, кто пишет в интернете о нас, «паразитирующих на бюджете». Запомните раз и навсегда те, кто нуждается в нас, и те, кто не нуждается: районные газеты Краснодарского края не имеют ни краевой, ни федеральной дотации. Журналисты районных газет имеют только право защищать интересы людей, утверждать гуманис­тические идеалы, стоять на патриотических позициях, отстаивать социальные интересы общества, организовывать благотворительную помощь тяжелобольным детям. И пользуются они этим правом сполна, ответственно и с любовью к своей миссии.

 


мая 1, 2016
Фрилансер, создатель Telegram-канала и сайта «IT и медиа. Палач Говорит» Павел Городницкий докладывает о своих успехах
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Для членов Клуба Журналиста и участников проекта «Золотой фонд прессы-2018» — бесплатно