Повторение пройденного

Летний эфир не балует зрителей премьерами и новыми проектами. Поэтому приходится смотреть повторы самых разных сериалов, документальных фильмов, развлекательных программ. В этом занятии я обнаружил позитив, поскольку теперь появилась возможность вспомнить о несомненных удачах и откровенных провалах на ниве биографических картин

К примеру, Первый канал продемонстрировал фильм «О, счастливчик!», посвящённый Максиму Галкину. Автор Александр Валеев взялся раскрыть некоторые из секретов невероятной популярности комика. Кстати, новое шоу самого Галкина «МаксимМаксим» мало кому нравится, и вероятно, поэтому Первый канал решил «подогреть» интерес к проекту таким «комплиментом» о жизненном пути шоумена. Как выяснилось по ходу картины, съёмочная группа «Счастливчика» целых девять месяцев неотступно следовала за артистом и телеведущим, сопровождая его на гастролях, концертах, во время общения с близкими, друзьями и поклонниками. Всё это и составило «фабулу» ленты. Честно говоря, каких-то новых штрихов к портрету шоумена я в фильме не обнаружил. Галкин как Галкин. Понятно, что он наблюдательный и остроумный человек — ​и вот именно это старались ­продемонстрировать авторы «Счастливчика».

Героиня другого документального фильма «Её ледовое Величество», который был показан на канале «Россия 1», — ​прославленный тренер по фигурному катанию Елена Чайковская. Сейчас она возглавляет собственную школу, которая подготовила многих призёров европейских и мировых первенств, и вероятно, по этой причине возникла необходимость рассказать о Чайковской подробно. Фильм-портрет поведал о неизвестных и драматических страницах жизни Елены Чайковской. Воспоминаниями о ней делятся воспитанник Чайковской знаменитый фигурист Александр Горшков, тренеры Владимир Юрзинов и Валерий Газзаев, артист балета Николай Цискаридзе, актриса Лариса Гузеева.

 

Причём в каждом из этих рассказов героиня раскрывается с необычной стороны, а значит, ­интересен и сам фильм.

Совсем другое впечатление оставили «Слабости сильной жизни» (Первый канал). Фильм, посвящённый горькой судьбе актрисы Инны Ульяновой. Причём великолепная исполнительница роли Маргариты Хоботовой из фильма «Покровские ворота» ушла из жизни ещё в 2005 году. А в фильме зрителям предлагают покопаться в не очень-то приглядных обстоятельствах частной жизни актрисы. Это, как мы знаем, излюбленное занятие большинства сегодняшних теледокументалистов — ​ворошить грязное бельё звёзд и приобщать к этому ­широкую публику.

Говоря об этой и многих других документальных лентах, нельзя не заметить одну любопытную особенность. Все они «говорят» голосом одного человека, чей поставленный баритон с хрипотцой рассказывает нам и о превратностях актёрских судеб, и об аномальных явлениях в природе, и о российско-германских отношениях и даже объявляет номинации на всяких фестивалях и конкурсах. Я имею в виду заслуженного артиста России Сергея Чонишвили. Вот он на Первом канале читает закадровый текст в «Слабостях сильной жизни», тут же на «России» повествует о личной трагедии «Маршала песни» Василия Соловьёва-Седого, чья единственная дочь родилась глухонемой. Переключаешься на «Культуру», а там господин Чонишвили уже и сам, прогуливаясь в кадре по улицам Берлина и Москвы, информирует зрителя об успехах и неудачах российской дипломатии во взаимоотношениях с немецкими коллегами. Как заметил известный телекритик Сергей Варшавчик, «человек он, безусловно, талантливый и многоплановый, но есть стойкое ощущение, что его слишком много, из-за чего все проекты, которые озвучивает Чонишвили, сливаются в один бесконечный документальный сериал, сделанный одними и теми же людьми по одним и тем же лекалам».

 

Впрочем, в этой веренице однотипных работ встречаются приятные исключения. К счастью, Сергей Чонишвили озвучивает не все фильмы подряд, а потому те картины, в которых закадровые комментарии произносит другой человек, уже выгодно отличаются от лент с участием Чонишвили. Я вообще считаю, что лучше всего, когда дикторский текст читают сами авторы, как это делают, например, Леонид Парфёнов, Елизавета Листова, Владимир Чернышёв, Леонид Млечин и другие. Примером такой удачной работы, несомненно, является цикл документальных лент Кирилла Набутова «Пока не поздно», показанный по каналу «Санкт-Петербург». Проект трёхлетней давности был посвящён тем, кто неоднократно переступал черту закона, оказался за решёткой, но хотел рассказать о том, о чём ещё недавно боялись говорить вслух. Разумеется, все эти монологи господин Набутов снабжал точными, лаконичными, но на редкость пронзительными комментариями. Так что первое место моего рейтинга по ­праву принадлежит Кириллу Набутову.

Вторе место я отдаю известному критику и журналисту Игорю Золотусскому за цикл фильмов «Прощай, ХХ век!», который в июле показал телеканал «Культура». Этот документальный мини-сериал — ​попытка ­осмыслить, понять, прочувствовать минувшее столетие через судьбы выдающихся людей, которые были ­современниками Золотусского.

Что же касается бронзового призёра моего рейтинга, то это тележурналист и ведущий Алексей Пивоваров, ставший одним из авторов интересного интернет-проекта «Срок». Его можно увидеть в YouTube. В рамках этого цикла уже опубликовано более 300 роликов, и каждый из них достоин самых высоких оценок.


Авг 29, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал