Преподаватели новых медиа, объединяйтесь

Уже не первый год в Пермском университете проходит эдьютон — продвинутый методический семинар для преподавателей журналистики. Что такое эдьютон, как пришла идея его проведения и как развивать сферу журналистского образования?

Три года назад я стал тренером дистанционного курса для ­преподавателей журналистики «Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента». В основе курса лежали разработки преподавателей из международного центра WAN-IFRA Newsplex ­Университета Южной Каролины.

Задачей курса было дать основные навыки создания мультимедийных публикаций, чтобы в дальнейшем слушатели свободно использовали их в преподавательской деятельности. Но через короткое время стала понятна более важная цель — создание среды, в которой слушатель развивался дальше, понимая все возможности ­современных технологий.

Курс — только отправная точка. Это тренировочная база, с одной стороны, и точка сборки сообщества преподавателей новых медиа, с другой.

«Очарование технологиями»

Мне пришлось самому пройти через эту болезнь: когда открываешь для себя принципы работы интернет-сервисов, их невероятные возможности по созданию контента, создаёшь публикации не хуже, чем в продвинутых интернет-СМИ, а потом обнаруживаешь, что есть ещё с десяток новых интернет-сервисов, каждый из которых открывает новые перспективы.

Почему до сих пор на конференциях и форумах мы слышим доклады, описывающие в подробностях интернет-технологии, когда это можно прочитать в справках и руководствах пользователя? Зачем преподаватель тратит аудиторное время на объяснения студентам, как зарегистрироваться в интернет-сервисе? Для чего в аудитории изучать азы работы по созданию мультимедийных публикаций? Для этого есть видео­-
урок в YouTube! Давайте пойдём дальше: изучим практику использования, проанализируем кейсы, обсудим нюансы использования, «подводные камни», создадим собственные проекты.

Ответ на эти вопросы один: очарование технологиями. Это неизбежная болезнь роста преподавателей и исследователей меняющихся медиа. И нужно как можно скорее ей переболеть.

новый старый формат

Эдьютон (англ. eduthon, от education (образование) и marathon — марафон) — продвинутый семинар по методической разработке для высшего образования. Слово и формат является калькой с хакатона — форума разработчиков, во время которого команда из дизайнера, программиста, продюсера работают над решением какой-либо проблемы, разрабатывая интернет-сервисы или приложения.

Курс — только отправная точка. Это тренировочная база, с одной стороны, и точка сборки сообщества преподавателей новых медиа, с другой

Нельзя сказать, что эдьютон является чем-то совсем уникальным. Методические семинары проводят в отдельных вузах. Самые значительные методические семинары проводит УМС по журналистике, и мне посчастливилось побывать на них. Это большая школа для преподавателей и ­м­етодистов.

Нашей задачей было объединить «среднее звено» преподавателей, которые имеют большую учебную нагрузку, ежедневно сталкиваются с решением методических и педагогических задач. Мы отбирали преподавателей, учитывая несколько факторов:

1. не более одного преподавателя от университета. Исключение составил Пермский университет, где проводился эдьютон (4 участника);

2. преподаватель должен преподавать дисциплины, связанные с интернет-журналистикой и новыми медиа;

3. преподаватель должен использовать в своей работе интернет-­технологии.

В результате мы собрали относительно молодую (это связано с интернет-технологиями) и активную аудиторию преподавателей — 19 преподавателей из 16 вузов 14 регионов России.

Эдьютон: как это было

Эдьютон проводился три дня. Ровно половину программы заняла образовательная часть: пять мастер-классов от Стивена Шарлье, исполнительного директора компании Veuer (США), Филиппа Марку, журналиста, преподавателя университета Конкордия (Канада), Артёма Галустяна, выпус­кающего редактора спецпроектов kommersant.ru, Юрия Куприянова, преподавателя ВШЭ и «Школы новых медиа», Ольги Кравцовой, координатора центра «Дарт» по журналистике и травмам. Темы мастер-классов: социальные сети, UGC-контент, мультимедийные спецпроекты, визуализация и инфографика, психология травмы для журналистов.

Первая часть семинара — повышение квалификации. Каждый из экспертов — практик, и слушатели могли услышать об использовании современных технологий в работе ­редакций и интернет-порталов.

Вторая часть семинара — методическая. Уточнением её формата мы с коллегами занялись задолго до очной встречи. Определили главную задачу: разработка методичес­ких материалов для преподавания ­интернет-журналистики.

Сразу появилось и главное требование к продукту разработки: его без существенных изменений можно использовать в учебном процессе. Пусть это будет всего одно задание для практической работы, но в этом задании будет сформулировано условие, необходимые ресурсы для выполнения, характер и ход работы, контроль, параметры результата, критерии оценки в баллах. Такую методическую разработку можно сразу нести в учебную аудиторию и ­работать по ней.

Главное требование к продукту разработки: его без существенных изменений можно использовать в учебном процессе

Важным условием проведения эдьютона стало участие менторов — консультантов из медиасреды, редакторов, журналистов, экспертов. Нам необходим их взгляд со стороны, понимание потребностей индустрии, ожидания от компетенций выпускников. Менторами стали пять экспертов: три спикера образовательной час­-
ти эдьютона (Стивен Шарлье, Артём Галустян, Юрий Куприянов), а также Сергей Якупов, редактор пермского интернет-портала zvzda.ru, и Максим Ишматов, журналист.

Перед началом работы мы попросили участников эдьютона сформулировать свои интересы и потребности и выделили четыре основных направления методической работы эдьютона:

1. разработка общей стратегии преподавания курсов;

2. разработка банка кейсов и заданий к ним;

3. разработка тренингов для формирования конкретных навыков;

4. разработка видеолекций и дистанционного образования.

Каждое направление конкретизировалось по темам: журналистика данных и инфографика, интернет-журналистика, мультимедийные проекты (лонгриды), мультимедийный контент, видеоконтент.

на эдьютоне сложилось пять команд, каждая из которых работала над своим заданием, выбрав на своё усмотрение направление и тему

В целом эдьютон удался *. Мы достигли намеченных целей. В то же время я согласен с недостатками, которые отметили участники эдьютона: нужно больше времени на разработку, работа менторов была недостаточно активной. В будущем нужно будет уделить этому особое внимание.

Но даже разработка методических материалов не стала главным результатом эдьютона. Намного важнее возникшая атмосфера взаимодействия и обмена опытом. Участники получили возможность обсудить свои проблемы с теми, кто их понимает и имеет схожий опыт.

Что дальше?

Совершенно очевидно, что преподаватели новых медиа (и журналистики вообще) нуждаются в активном сообществе. Сегодня уже существуют возможности для взаимодействия (конференции, форумы, семинары, школы), но нелишним будет добавить к этому ещё одно направление.

Вот наши текущие проекты:

1. Общий интернет-ресурс.

Зарегистрирован и разрабатывается сайт www.profmm.ru. Здесь на краудсорсинговой основе будет создан банк методических материалов для преподавателей журналистики. Пока сайт работает в закрытом режиме.

Сайт может быть полезен для обмена опытом и информацией о новых проектах. Таких, как «Гид по современному журналистскому образованию» Анны Тышецкой из Томского университета.

2. Общение и обмен опытом.

Мы договорились о проведении ежемесячных онлайн-встреч по обмену опытом (skill-sharing — сессий). Темы: создание учебных мультимедийных проектов, использование интернет-сервисов, обсуждение кейсов, новых образовательных технологий. Одна такая встреча уже состоялась в апреле.

В планах — использование возможностей социальных сетей в новых форматах для обмена опытом.

3. Технологии преподавания.

Важным направлением становится изучение опыта новых технологий преподавания: смешанное образование (blended learning), «перевёрнутый класс» (flipped classroom), обучение равных равными (peer instruction), дистанционное образование, интеграция мультимедиа в ­образовательный ­процесс (SAMR) и других.

Вызовы времени

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» 17 февраля 2014 года представили «Атлас новых профессий». В ней профессия лектора отнесена к устаревающим к 2020 году. Вот как это комментируют авторы атласа:

«Круг задач преподавателей-репродукторов будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению запросов студентов — записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учёбе, любую информацию можно найти в Сети, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лекторы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Со временем лекции будут читать только те, кто либо обладает уникальными знаниями и опытом, либо обладает высоким артистизмом и умением обращаться с аудиторией».

Вполне очевидно, что в ситуации конкуренции, потери монополии на знания и внимание, преподавателям необходимо объединяться для развития сферы журналистского образования. В нашем случае это будет возможно благодаря созданию активного сообщества преподавателей и медиатренеров. В креативном сообществе благодаря совместным усилиям многих людей возникнут проекты эффективных учебных дисциплин и тренингов. 

*Семинар в Перми в сообщениях социальных сетей: https://storify.com/Nfomm/mmperm.
фото: shutterstock.com

Июн 2, 2016
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно
Для членов Клуба Журналиста и участников проекта «Золотой фонд прессы-2018» — бесплатно