Расстрельная должность

Некоторые телеведущие выглядят на экране просто ужасно. Но если вам доведётся узнать их поближе, то вы увидите, что на самом деле они ещё хуже. Эту ироничную характеристику в середине прошлого века дал главным действующим лицам информационных программ американский журналист Аллен Смит, и, надо признать, его саркастическое определение актуально до сих пор

Когда смотришь, к примеру, вечерний выпуск новостей на Первом канале, то Екатерина Андреева производит впечатление диктора, который старательно зачитывает информацию, не особенно вдумываясь в содер­жание текста. Она выступает в роли цементного раствора, связываю­щего между собой отдельные кирпи­чи программы. Иногда это получается удачно, иногда не очень. Андреева не раз признавалась, что она не журналист и свою задачу видит лишь в том, чтобы доносить до зрителя новостные сюжеты, подготовленные репортёрами программы «Время». Но нам-то как раз хочется обратного, поскольку ведущий большой информационной передачи должен быть не просто диктором, но еще и своеоб­разным толкователем событий, который пользуется безусловным авторитетом зрительской аудитории и которому она полностью доверяет. Но таких ведущих у нас нет. Вернее, их очень мало.

Помню, как поначалу меня радо­вала Ксения Собчак, которая на «Дожде» провела серию хороших интервью. В этих диалогах с известными людьми она показала себя умным «следователем», способным вызвать со­беседников на чистосердечные признания. Сей­час Ксения ведёт на этом канале сразу несколько программ и уже не производит положительного впечатления. К сожалению, нынешняя Собчак — это не столько талант­ливый интервьюер, сколько «блондинка в шоколаде». Почему произошла такая неприятная метаморфоза? Постараюсь ответить. Во-первых, Собчак стала чересчур назидательной и беспардонной, во-вторых, она час­то навязывает своё мнение всем вокруг, включая и своего партнёра по передаче «Бремя новостей» Павла Лобкова, в-треть­их, Ксения нередко противоречит сама себе. Список признаков, свидетельствующих о регрессе Собчак, можно продолжать и продолжать, но сама «теледива», несомненно, уверена, что всё делает правильно. Я бы даже сказал, что нынешняя Ксения — это такая телевизионная Алла Пугачёва. Примечательно, что Собчак, в отличие от Андреевой, как раз считает себя именно журналисткой и требует, чтобы таковой её и считали.

Пожалуй, единственный пример почти идеальной телеведущей являла собой Марианна Максимовская. Её «Неделя» на канале РЕН ТВ была едва ли не самой интересной и честной информационно-аналитической передачей на отечественном ТВ. Эта программа взвешенно и объективно освещала самые значимые события, происходившие в стране и в мире.

Жаль, но в апреле 2016-го уже нет информационных программ такого качества и такого уровня воздейст­вия, как детище Максимовской. Тем не менее я всё-таки выделил три проекта, авторы и ведущие которых хотя бы стараются поддерживать имидж объективной журналистики. Бронзовым призёром считаю передачу «Спортивный интерес» на канале «Матч ТВ» и её ведущего Кирилла Кикнадзе. Он всегда выбирает самые острые и актуальные темы для программы. Не боится задавать гостям передачи прямые и жёсткие вопросы. Словом, Кикнадзе делает свою работу профессионально, убедительно, энергично. «Для меня всегда важно сохранить доверие аудитории, — признался Василий в одном из недавних интервью. — Поэтому я стараюсь тщательно продумывать каждую фразу, чтобы разговор со зрителем получился внятным и доверительным».

Серебряным призёром своего ап­рель­ского рейтинга я называю Андрея Максимова и его передачу «Наблюдатель» на канале «Культура», которая выходит утром с понедельника по четверг. На мой взгляд, Максимов — это титан современного радио и телевидения. Помимо ежедневных выпусков своей программы, он пишет книги, ставит спектакли, выступает в прессе с аналитическими статьями и рецензиями, преподаёт в Международном институте кино, а также периодически выходит в эфир на «Эхе Москвы». В «Наблю­дателе» Максимов задаёт сразу несколько тем для разговора о самых интересных и важных культурных событиях в России и за её пределами. Разумеется, он приглашает в студию людей с диаметрально противоположными точками зрения, чтобы в ходе весьма жёстких дебатов постараться найти истину.

Что же касается победителя рейтинга, то здесь вне конкуренции Анатолий Малкин и его проект под названием «Рост в полный рост», посвящённый известному фотографу и журналисту, проработавшему много лет в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» Юрию Росту. Эта программа вышла в эфир 24 апреля на Первом канале и сразу же вызвала бурю восторженных откликов как телекритиков, так и простых зрителей. Малкин сумел показать своего героя не просто интересным человеком и великолепным рассказчиком. Юрий Рост предстаёт перед зрителем ещё и как участник важнейших событий уходящей эпохи. Его исповедь на телеэкране не может оставить зрителя равнодушным, ведь это ироничное и тонкое признание человека, который превратил фотожурналистику в искусство. 

Коллаж: Алексей Баранов, Светлана Зимина

мая 2, 2016

Главред альманаха moloko plus — о самиздате и нескучной журналистике

ЖУРНАЛИСТ публикует заключитальную часть отчета Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую, вторую, третью и...

Журналист меняет профессию. Этот стал таксистом-подкастовиком