Редакции газет «стареют»

Ностальгическое и реалии сегодняшнего дня

Когда один из авторов этой статьи работал в газете пригородного Верхне-Муллинского района Пермской области, в редакции было 12 человек, в том числе восемь творческих работников. Половина сотрудников имели журналистское образование. У них хватало времени и очерк написать, и проблемную статью, и фельетон. Журналисты через день ездили в командировки, иногда на велосипеде или мотоцикле — машины в редакции не было. Интернет ещё не придумали, телефоном пользовались не часто, всю информацию добывали на месте. Газета была живая, интересная, её любили.

Вспомнили мы об этом не случайно, по контрасту. Теперь в небольших редакциях работает по два — четыре журналиста, при увеличившемся объёме дополнительной работы по подготовке контента для интернет-версии. Объём работы увеличился, темп ускорился, возросла интенсивность, о чём говорят не только наблюдения, но и ­результаты исследований*.

Исследование «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.» проведено факультетом журналистики МГУ в 2013–2015 годах**. Оно проходило в два этапа. На первом опросили по репрезентативной выборке редакторов и журналистов 66 редакций 26 субъектов Федерации во всех восьми федеральных округах. Исследовался широкий круг вопросов: функции этого типа прессы, содержание и жанровая структура публикаций; конвергентные процессы; взаимоотношения с аудиторией, учредителем и владельцем; статус и экономическое положение изданий; кадровая ситуация; проблемы и перспективы развития местной прессы. На втором этапе десять газет исследовано методом контент-анализа. Оба исследования показали, что хотя газеты средних (от 50 до 100 тыс. населения) и малых (меньше 50 тыс.) городов находятся в трудной финансовой и кадровой ситуации, они являются незаменимым средством местной информации для населения, поднимают широкий круг важных тем и проблем, разнообразны по жанрам. Но всё-таки главная проблема, которая обнаружилась в исследовании, — это недостаток кадров и невысокий уровень их ­профессиональной квалификации.

Претензии редакторов к своим сотрудникам связаны главным образом с недостаточным уровнем профессионализма

Кадровая ситуация

Об укомплектованности и качестве журналистских кадров мы спрашивали редакторов газет. Полученные данные не радуют. 69% редакторов говорят о том, что ощущается дефицит журналистских кадров в городе, и 60% считают, что их профессиональный уровень недостаточен (и то и другое отчётливее проявлено в ­малых ­городах).

Судя по ответам редакторов на открытый вопрос, в газетах есть потребность в публицистах, колумнистах. Показательно, что наряду с репортёрами и новостниками ощущается потребность в аналитиках и обозревателях. Безусловно, востребованы фотокорреспонденты и веб-дизайнеры.

Только треть редакторов вполне удовлетворены уровнем квалификации журналистов. Претензии редакторов к своим сотрудникам связаны, главным образом, с недостаточным уровнем профессионализма, который проявляется в том, что журналисты стали реже бывать на местах, а больше пользоваться информацией из интернета и пресс-релизов; не расширяют круг информаторов и героев публикаций; проявляют недостаточную компетентность в экономических и других вопросах; не стремятся к жанровому разнообразию публикаций.

Самой важной причиной этого является, как следует из результатов исследования, малое количество журналистов со специальным профессиональным образованием. Примечательно, что у 15% журналистов нет высшего образования.

Самый распространённый тип ­образования, как это было ­всегда, — ­филологическое, полученное в университетах и педагогических институтах (см. таблицу на с. 28).

К сожалению, только 24% редакционных сотрудников газет этого типа имеют журналистское образование. Выпускники факультетов и отделений журналистики неохотно идут работать в «малые» газеты, предпочитая более солидные ­издания с большей зарплатой.

За последние 20 лет в российской журналистике произошли кардинальные перемены и в ­соотношении ­мужчин и женщин в редакциях. Если до перестройки в редакциях было 65–70% мужчин, то сейчас, судя по нашему исследованию, ситуация противоположная: 89% женщин в газетах средних городов и 75% — в малых. Среди редакторов мужчин почти половина, но всё-таки женщин больше.

Разбалансирована и возрастная структура журналистских кадров, хотя в меньшей степени: 40% редакторов сказали, что в их редакциях преобладают отдельные категории, в основном группы сотрудников старшего возраста. Это показывают и ответы самих журналистов (см. график).

Самый продуктивный в профессио­нальном отношении возраст от 40 до 49 лет в некоем «провале». Третья часть редакционных сотрудников старше 50 лет. Хорошо (36%) представлен возраст от 30 до 39 лет. Молодых, до 29 лет — всего пятая часть.

И по журналистскому стажу ­тоже наблюдается «пробел» в группах от 16 до 20 лет, когда кадры в самом ­работоспособном возрасте и опытны профессионально. Старше по возрасту и, естественно, имеют большой стаж, журналисты газет малых городов.

* Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин. М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследовании: опрос редакторов и журналистов. М., 2015. ** Руководители исследования: М.В. Шкондин, О.В. Смирнова. Авторы программы, анкеты и научного отчета по исследованию: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева. В организации опроса в регионах участвовали 24 факультета и отделения журналистики университетов страны. Обработка информации: Н.Н. Замотина, Т.Г. Волкова, И.А. Руденко, З.И. Симонова, В.Е. Стяжкин, Ю.С. Узунова. Составление таблиц: Л.Г. Свитич.

Проблема кадров: пути решения

Проблемы квалифицированных ­редакционных кадров в значительной степени связаны с отсутствием доступной и отлаженной системы ­повышения квалификации, пере­подготовки кадров.

Опрос показал, что для редакторов приоритетными являются знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы. Руководители редакций выделили редакционный менеджмент, работу с техперсоналом, антикризисное управление, знания правовых и психологических основ менеджмента. Актуальна сегодня потребность в знаниях, необходимых для осуществления различных интернет-проектов и для подготовки ­визуального контента.

Журналисты, в отличие от редакторов, чаще выделяли направления повышения квалификации, связанные с творческой деятельностью, с теорией журналистики, психологией, этикой, логикой, с информационными технологиями. Также высока потребность в знаниях, связанных с визуализацией контента, дизайном и фотоиллюстрированием, в том числе в интернет-изданиях. Как и редакторы, журналисты хотели бы больше иметь знаний о создании и продвижении информационных порталов, сайтов, администрировании и моделировании сайта. Журналисты указали и формы, в каких они видят потенциальные возможности осуществлять такую учёбу: посещение курсов, семинаров и мастер-классов известных журналистов (30% ответов на ­открытый вопрос).

Но, безусловно, самым действенным способом комплектования кад­ров городских газет является пополнение редакций выпускниками факультетов журналистики. Однако выпускники неохотно идут в такие издания из-за низкой зарплаты и, как они считают, невысокого статуса. Поэтому необходимы активные стимулирующие меры со стороны государства, подобно тем, что предпринимаются по отношению к молодым специалистам — учителям и врачам и т. п. Редакции, конечно, заинтересованы в привлечении молодых специа­-
листов с дипломом журналиста, но при этом, имея некоторый опыт общения с практикантами, сотрудники газет, участвующие в нашем исследовании, высказали немало интересных предложений и замечаний факультетам журналистики. Как и в прежних социологических исследованиях по журналистскому образованию*, в этом опросе также делается главный акцент на улучшение практической подготовки (49% ответов на открытый вопрос), обучение различным жанрам, фотожурналистике. Наряду с этим обращается внимание на необходимость повышения общей образованности, культуры, грамотности, которой нередко недостаёт выпускникам (15%). Звучат предложения более глубоко изучать историю, социологию, право, теорию и историю становления и развития российской и зарубежной ­журналистики.

Одна из самых важных проблем, поднятых участниками исследования, связана с необходимостью мотивирования студентов на работу в небольших газетах, подготовку их к этой очень интересной и значимой в социальном и профессиональном плане, но одновременно трудной и будничной работе. Затрагивался психологический аспект подготовки журналистов, связанный с формированием образа этой профессии, с излишней его романтизированностью, что обнаруживалось и в прежних социологических исследованиях**. Важно, чтобы такие далёкие от жизни ориентации и ожидания студентов в дальнейшем не вступали в конфликт с реалиями повседневной работы журналиста, который попадает в редакцию газеты небольшого города: «Студентов готовят к большим победам, они не нацелены на повседневную работу. Не нужно культивировать романтическое отношение к профессии. Столкнувшись с буднями, разочаровываются и ­уходят из профессии».

Современное журналистское образование динамично развивается. Очень большое внимание в новой концепции журналистского образования уделяется соотносимости компетенций, которые студенты получает на факультетах журналистики, с профессиональными стандартами, разработанными представителями ­медиаиндустрии.

В целом же журналистское образование в газетах средних и малых городов очень востребовано. Очевидно, что в этом вопросе нужна государственная поддержка местным СМИ, а в конечном счёте, жителям этих регионов.

* Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин. М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследовании: опрос редакторов и журналистов. М., 2015. ** Руководители исследования: М.В. Шкондин, О.В. Смирнова. Авторы программы, анкеты и научного отчета по исследованию: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева. В организации опроса в регионах участвовали 24 факультета и отделения журналистики университетов страны. Обработка информации: Н.Н. Замотина, Т.Г. Волкова, И.А. Руденко, З.И. Симонова, В.Е. Стяжкин, Ю.С. Узунова. Составление таблиц: Л.Г. Свитич.
Рисунок: shutterstock.com

мая 30, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал